Понятие светотени в изобразительном искусстве

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Светораздел - переход света к тени.

Воздушная перспектива - снижение контрастов у предметов по мере удаления от нас.

Светотень — наблюдаемое на поверхности объекта распределение освещённости, создающей шкалу яркостей.

Свет — поверхности, ярко освещённые источником света;

Блик — световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности, когда на ней имеется ещё и зеркальное отражение;

Тени — неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими;

Полутень — слабая тень, возникающая, когда объект освещён несколькими источниками света. Она также образуется на поверхности, обращённой к источнику света под небольшим углом;

Рефлекс — слабое светлое пятно в области тени, образованное лучами, отражёнными от близко лежащих объектов.

Тон — воспроизведение в рисунках свойственных натуре светотеневых градаций на объеме.

Отбрасываемые (падающие) тени – это тени, которые формируются, когда какой-либо предмет стоит на пути источника света.

Тени формы – это тени, которые формируются на предмете, и располагаются на стороне, которая не обращена к источнику света.

Фронтальное освещение — источник света освещает объект прямо, так как находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет детали.

Боковое освещение (слева или справа) хорошо выявляет форму, объем, фактуру объектов.

Контражурное освещение — источник света находится за объектом.

 

ВВЕДЕНИЕ

В истории изобразительного искусства свет и тень взаимосвязаны, поскольку используются в качестве изобразительных средств. Отсюда обобщенное понятие: светотень, в котором подразумевается определенное количественное отношение качеств света и тени.

Светотень как средство композиции применяется для передачи объема предмета. Степень рельефности объемной формы связана с условиями освещения, что имеет непосредственное отношение к выражению конструктивной идеи произведения. К тому же степень освещенности изображаемого оказывает значительное влияние на характер цветовых и тональных контрастов, на уравновешенность, взаимосвязь частей и целостность композиции.

Трактовка объема и освещенности объектов зависит от светотеневых объектов, образующих всевозможные контрасты тени, полутени и рефлексы, наделенные своими цветовыми качествами и свойствами.

 

 

ГЛАВА 1

СВЕТОТЕНЬ В ИЗОБРАЗИТЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

ИСТОРИЯ СВЕТОТЕНИ

Эффекты светотени художники использовали для создания иллюзии. Иллюзорностью "ночных сцен" почти монохромной живописи прославился Жорж де Ла Тур. В искусстве гравюры принцип "света и тени" использовал в XVI в. венецианец Уго да Карпи. В XVII—XVIII вв. английские граверы разрабатывали специальную технику в изображении "ночных сцен".

Увлечение эффектами светотени достигло таких пределов, за которыми можно было потерять всю красочность мира, ведь усиление светотени в изображении неизбежно ослабляет насыщенность цвета. Против подобной тенденции выступил английский теоретик искусства Дж. Раскин. В книге "Современные художники" (1843) Раскин призывал вернуться к искренности, непосредственному ощущению природы, свойственному мастерам Средневековья.

В академической живописи XVII—XIX вв. преобладают светотеневые моделировки в ущерб цветности, колориту. Это объясняется особой методикой работы над картиной: сначала делается подготовительный рисунок по болюсу (красно-коричневому грунту), затем "прокладываются света́" жидкими белилами, а потом лессировками подкрашиваются освещенные и затененные части предметов согласно их натуральной окраске. Отступления от этой схемы слишком редки.

Попытки "освежить палитру" сделали в середине XIX в. французские пейзажисты. С 1870-х гг. импрессионисты пытались совместить изображение световоздушной среды, меняющей окраску предметов в освещенных и затемненных частях, с передачей их собственного цвета. Великолепными примерами такого рода живописи являются картины К. Моне и О. Ренуара. Последователи импрессионистов — постимпрессионисты — отказались от непосредственного изображения света и тени, усилив автономную выразительность цветовых отношений.

Художники до настоящего времени используют правила передачи светотени, открытые в средние века, но работают над их совершенствованием и развитием.

 

 

ПОНЯТИЕ СВЕТОТЕНИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Всякий рисунок, сделанный карандашом, или однотонная акварель (сепия, тушь и т. п.) представляют изображение предметов, отделяющихся один от другого только очертаниями форм или же, сверх того, относительной светлотой предметов и частей их, что выражается карандашной тушевкой или накладыванием при посредстве кисти более или менее сильных затенений. В картинах, писанных красками, кроме расположения света и теней, еще и тона красок служат как для разграничения соприкосновенных предметов (облаков от неба, очертания головы от предметов, служащих ей фоном и т. п.), так и частей предмета одних от других. Тона в теневых частях картины служат не только средством для выражения рельефа предметов, но и большей или меньшей зависимости их цветового вида от тонов других предметов, окружающих первые. Явления световых контрастов, обнаруживающиеся часто с большей силой в затененных частях, чем в ярко-красочных предметах, в соединении с тонами теней, происходящими вследствие отражения света от соседних ярко освещенных предметов, — вся эта игра тонов, недоступная однотонному рисунку или гравюре, должна быть отнесена также к светотени, в обширном смысле этого слова. Гравюра и рисунок имеют, впрочем, в своем распоряжении одно слабое средство для условного изображения тональности, как свойства, пополняющего светотень. Если в картине или в природе две прилежащие части разного цвета имеют одинаковую степень светлоты, то на рисунке или гравюре и даже в идеально точной фотографии эти две разноцветные части казались бы сливающимися, если бы гравер или рисовальщик не показали бы различия между ними неодинаковым направлением штрихов или иными техническими приемами рисования и гравирования. От условий освещения зависит передача формы, объёма, фактуры объекта и глубины пространства. Объект зрительно воспринимается только тогда, когда он освещён, то есть, когда на его поверхности образуется светотень из-за разной освещённости. В зависимости от положения объекта по отношению к источнику света, вида (фактуры) и цвета его поверхности и ряда других факторов светотень будет иметь ту или иную яркость.

Различают следующие элементы светотени: свет, блик, тени, полутень, рефлекс.

Во время рисования художники в основном используют комбинацию из шести положений источников света: над объектом; под объектом; справа от объекта; за объектом; слева от объекта; перед объектом.

 

ГЛАВА 2

ЗАКОН СВЕТОТЕНИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: