Урок теоретического обучения
Преподаватель Щербакова Вера Петровна v.scherbackowa2013@yandex.ru
Предмет: ОУП. 04 История
Дата проведения: 17.06.2020
Курс: 1 Группа 90 Повар, кондитер
Тема урока №61-62 Повторно-обобщающий урок (2 урока)
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, закрепления умений и навыков
Форма работы: электронное обучение.
Цель: обобщить знания учащихся по истории России и всемирной истории с древнейших времен до конца XIX века. Подвести итог изучению большого периода в истории человечества. Закрепить полученные знания.
Используемая литература: Сахаров А.Н., Загладин Н.В. С 22 История с древнейших времён до конца XIX века: учебник для 10 класса общеобра-зовательных учреждений. Базовый уровень / А.Н. Сахаров, Н.В. Загла-дин. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. — 448 с.: ил. — (ФГОС. Инновационная школа).
Презентация.
Вводная часть.
Напоминаю, что в этом году вы изучали разделы:
Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья
Русь, Европа и Азия в Средние века
Россия и мир на рубеже нового времени
Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации
Россия и мир в конце ХVIII – ХIХ в.
Основная часть.
Повторим основные понятия и даты по разделу: Русь, Европа и Азия в Средние века
Привести в соответствие.
| Понятие | Определение |
| Закуп | Состоявший из представителей различных слоев населения орган при царе, созывавшийся для решения наиболее важных государственных дел. |
| Приказы | Центральные органы управления при Иване Грозном |
| Поместье | Разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за ссуду (купу) |
| Земский собор | Условное земельное держание, даваемое за военную и государственную службу без права продажи, обмена, наследования |
| Дата | Событие |
| 988 | Судебник Ивана |
| 1242 | Присоединение Казанского ханства |
| 1497 | Ледовое побоище |
| 1547 | Крещение Руси |
| 1552 | Венчание Ивана 1V на царство |
Какие из представленных ниже городов были столицами русских княжеств в период политической раздробленности?
1. Можайск
2. Новгород-Северский
3. Изборск
4. Любеч
5. Муром
6. Искоростень
Обобщим знания по периоду.
1. Укрепление централизованной власти в западноевропейских странах.
2. Классическое Средневековье – время крестьянских восстаний и бунтов и крестовых походов.
3. Московское княжество – центр православного мира.
Основные понятия.
Средние века или Средневековье – период истории Европы и Ближнего Востока, следующий после Античности и предшествующий Новому времени.
Домен – земельные владения, принадлежащие лично королю.
Индульгенция – грамота об отпущении грехов.
Реконкиста – процесс отвоевания пиренейскими христианами – в основном испанцами и португальцами – земель на Пиренейском полуострове, занятых маврскими эмиратами.
Теоретический материал для самостоятельного повторения:
Средние века – это период полного господства феодализма, крепостничества и христианства в Европе. Именно две особенности – феодализм и христианство – обусловили содержание и состояние философии Средневековья. «Европа покрылась белым платьем церквей», – так говорили современники. Она преодолевает затруднения и возрождается. Вернемся в период классического или высокого Средневековья.
В период классического средневековья укрепляется централизованная власть в большинстве западноевропейский стран, начинают образовываться и укрепляться национальные государства (Англия, Франция, Германия) и др. Крупные феодалы все в большей степени зависят от короля. Однако власть короля по-прежнему не является подлинно абсолютной. Наступает эпоха сословно-представительных монархий. Именно в этот период начинается практическое осуществление принципа разделения властей, и возникают первые парламенты – сословно-представительные органы, значительно ограничивающие власть короля.
Ранее всего такой парламент – кортесы – появился в Испании (конец XII – начало XII вв.). В 1265 г. парламент появляется в Англии. В XIV в. парламенты уже были созданы в большинстве стран Западной Европы. Вначале работа парламентов не была сколь-нибудь регламентирована, не были определены ни сроки собраний, ни порядок их проведения – все это решал король в зависимости от конкретной ситуации. Однако уже тогда стал важнейшим и постоянным вопрос, который рассматривали парламентарии – налоги.
Серия религиозных военных походов под названием крестовые походы сотрясала мир Средневековья. Практически все страны Западной Европы в этот период прошли через ужасы жестоких войн. Например, в результате войны Алой и Белой Розы Англия потеряла четвертую часть своего населения. Классическое Средневековье – также время крестьянских восстаний и бунтов. Например, восстание под руководством Уота Тайлера в Англии, Жакерия во Франции.
В XII веке Русь распалась на десятки княжеств и земель, а в XIII – попала в зависимость от Золотой Орды, нанесшую значительный урон развитию страны. Выплачивая большую дань ордынским ханам, государство не могло успешно развивать хозяйство и культуру.
Централизация государства и борьба с Ордой определяли политику русских князей. Начиная с XIV века оба процесса возглавило Московское княжество. Оно же стало центром православного мира после падения Византии под ударами турецких янычар в середине XV века
Эпоха средних веков XI–XIV вв. – это классическое средневековье, когда произошел переход от феодальной раздробленности до централизованных государств, начинается демографический подъем и развитие городов, практически повсеместно распространяется христианство и начинается период крестовых походов.
Повторим события по разделу: Россия и мир в конце ХVIII – ХIХ в.
Основные события политической истории XIX в.
Годы
Европа
Америка
Азия и Африка
1800–1830
Наполеоновские войны, реакционный абсолютизм
Национально-освободительное движение в Южной Америке
Постепенная колонизация европейскими державами, «открытие» Японии и Китая
1831–1870
Революции и объединение Германии
Гражданская война в США
1871–1900
Создание колониальных империй
Каудильизм и интервенция США
в страны Латинской Америки
Африка – раздел колоний.
Азия – Мэйдзи и раздел Китая
1. Модная Европа XIX в.
2. Герои индустриальной революции.
3. Политики Европы в 20–70-х гг. XIX в.
4. Европейские государства
и США в конце XIX в.
5. Личность эпохи.
6. Латинская Америка – плавильный котел.
7. Традиционное общество Азии
и Африки
Ответы записать, прислать.
Какие императоры правили в 1 половине 19 века?
Давайте попробуем отгадать о ком идёт речь?
1. Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда.
2. «В области культуры и просвещения из-за страха перед революцией во Франции, сократилось количество типографий и изданий книг, печатались только учебники..».
3. Он мало царствовал, но много начудесил:
Сто двадцать пять в Сибирь сослал
И пятерых – повесил!
4. «Не богу ты служил и не России. Служил лишь суете своей. И все дела твои – и добрые и злые, - всё было ложь в тебе, все призраки пустые! Ты был не царь, а лицедей».
5. Нет, я не льстец, когда Царю
Хвалу свободную слагаю:
Я смело чувства выражаю,
Языком сердца говорю.
Его я просто полюбил:
Он бодро, честно правит нами;
Россию вдруг он оживил
Войной, надеждами, трудами.
6. «Он человек! Им властвует мгновенье,
Он раб молвы, сомненья и страстей.
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей».
7. «В нём не было и смягчающих необузданные порывы власти милосердия или жалости. Ни в чём не повинные или виноватые лишь в юношеском легкомыслии молодые люди в течение многих лет подвергались самым суровым наказаниям. Декабристов он гнал до конца, не выпуская их из ссылки и не позволяя им даже воспитывать своих детей в России».






