Психолого-педагогические основы поликультурного воспитания у младших школьников

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПМР

ГОУ СПО «БЕНДЕРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Ознакомление с народной игрушкой на уроках технологии в начальной школе как средство поликультурного воспитания младшего школьника

МДК 01.06. Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом.

ПМ 01. Преподавание по программам начального общего образования.

 

Выполнила студентка 3 курса группы 31 дневной формы обучения

Специальность 44.02.02  Преподавание в начальных классах

Севостьянова Ангелина

Руководитель

преподаватель профессионального учебного цикла

Жукова Василиса Николаевна

 

 

                                                          

                                                       Бендеры

2020

Содержание

Введение. 3

1.2. Психологические особенности поликультурного воспитания у младших школьников. 11

1.3. Методика ознакомления младших школьников с народной игрушкой на уроках технологии в начальной школе. 15

1.3.1. Понятие «творческие способности» в психолого-педагогической литературе. 15

1.3.2. Творчество младших школьников. 20

1.3.3. Роль уроков технологии в развитии творческих способностей младших школьников. 23

1.3.4. Народная игрушка. 27

Глава 2. Проект экспериментальной части исследования. 31

2.1. Цели, задачи, проект методики экспериментального исследования. 31

Вывод. 32

Литература. 35

 

 


 


Введение

 

Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития.

Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности.

Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, нешаблонностью, помогая людям увидеть необычное в, казалось бы, обычных явлениях. Но именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе.

Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников.

Одной из главных задач в программе развития образования является формирование человека, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, стремящегося к пониманию других культур, уважающего культурно-этнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас и верований. В современных условиях эта задача приобретает особую остроту и чрезвычайную значимость.

Актуальность проблемы очевидна и обусловлена ростом необоснованной агрессии и насилия в обществе, потерей нравственных ориентиров поведения, жесткой конкурентно образной средой проживания (вернее было бы сказать – выживания), разгулом террора и межнациональной розни, конфликтогенностью и преступностью. Естественно, что в таких условиях люди, неравнодушные к происходящему, начинают вспоминать и декларировать многие общечеловеческие ценности, к которым и относится толерантность.

Однако одного открытого декларирования толерантности как общечеловеческой ценности недостаточно. Необходимо, чтобы она входила в состав инструментальных ценностей каждой личности. Толерантность не только общечеловеческий принцип совместного мирного сожительства и норма гуманных взаимоотношений, основополагающий механизм их установления, но и «реально постоянно, многопланово действующая «организующая сила» в развитии общества».

Объект исследования – процесс поликультурного образования в школе на уроках технологии при создании народной игрушки.

Предмет исследования – поликультурное воспитание младших школьников на уроках технологии при создании игрушки.

Цель данной курсовой работы – теоретически обосновать и провести практическое исследование процесса организации поликультурного воспитания в начальных классах на уроках технологии.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность поликультурного воспитания школьников.

2. Изучить современное состояние и тенденции развития поликультурного воспитания.

3. Проанализировать опыт организации поликультурного воспитания в начальных классах, разработать методическое обеспечение этого процесса.

4. Исследовать методы создания народной игрушки на уроках технологии.

Методы исследования:

¾ Изучение методической, психолого-педагогической и учебной литературы по теме.

¾ Изучение опыта работы учителей.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что изучена психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования; уточнены содержание, формы и методы формирования творческих способностей младших школьников на уроках технологии.

Практическая значимость состоит в том, что представлены конспекты занятий по технологии для развития творческих способностей младших школьников.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, заключения.

 


 


Глава 1. Теоретические основы исследования

Психолого-педагогические основы поликультурного воспитания у младших школьников

 

Воспитание – это социокультурный феномен, который связан с определенным уровнем экономического, политического, духовного развития общества. Оно конструируется в социуме и имеет свои пространственные рамки. Семья, детский садик, учебное заведение, дружеское окружение, система массовой информации (СМИ) – это все слагаемые социального пространства. Социализация как вхождение человека в культуру – это непрерывный, поэтапный ход. Важны условия включенности ребенка в различные виды социокультурных отношений, как в процессе учебы, деятельности, так и общения, нужна максимальная поддержка в обеспечении его самореализации в ходе социального взаимодействия.

Общеизвестно, что многоплановость социальных отношений, как плод исторического развития, основана на достижениях культуры. Она как бы зафиксирована, заложена в определенных традициях, ценностных приоритетах и т.д. Результатом разнообразия социальных стилей поведения, заключенных в образе жизни, мировоззрении, то есть в культуре, стало образование в динамической системе социума поликультурного пространства. Поликультурное пространство - это социальная среда, которая отражает специфические характеристики культурного многообразия и способствует процессу естественного социокультурного взаимодействия его участников. [1,с.203]

Поликультурная педагогика сравнительно молодая отрасль научного знания. Феномен поликультурности стал предметом особых исследований в мировой педагогике с 60-х гг. XX в. Зарубежной педагогической наукой накоплен солидный научный фонд по поликультурализму. Ученые к разработке поликультурной педагогики приступили сравнительно недавно – в 90-е гг. XX в. Так что можно сказать, что отечественная поликультурная педагогика находится в стадии становления. Опубликованы статьи, в которых обсуждаются отдельные вопросы о субъектах, функциях, содержании и целях поликультурного воспитания.

В наши дни существуют различные подходы в определении поликультурного (многокультурного) воспитания. Поликультурное воспитание – это:

¾ способ противостоять расизму, предубеждениям, ксенофобии, предвзятости, этноцентризму, ненависти, основанной на культурных различиях (Г.Д. Дмитриев);

¾ выбор интернационального воспитания, означающий интегративно-плюралистический ход с тремя главными источниками: русским, национальным и общечеловеческим (А.Н. Джуринский);

¾ формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения иных культур, умения существовать в мире и согласии с людьми разных национальностей (В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунов);

¾ подготовка к жизни в полиэтническом социуме: овладение культурой своего народа, создание представлений о многообразии культур и воспитание этнотолерантности (Г.В. Палаткина).

С точки зрения учителей, поликультурное воспитание предполагает не только диалог культур. Его суть состоит в том, чтобы в процессе вхождения человека в иную культуру, погружения в своеобразие, развивалась его собственная личная культура. Поликультурное воспитание – это не только становление толерантного, уважительного отношения к иным культурам, это – важное обстоятельство собственного интеллектуального, эмоционального, духовного развития человека. Оно отражает в школьном коллективе разнообразие мира и помогает постигнуть его многогранную картину, а значит, способствует адекватному восприятию меняющихся условий жизни.

Цель поликультурного воспитания – становление образа личности без негативных культурных стереотипов, а кроме того формирование ее общей культуры. Достижение цели поликультурного воспитания – это поэтапный ход. Г.Д. Дмитриев, характеризуя ход многокультурного становления личности, называет его уровни: толерантность, постижение и принятие иной культуры и утверждение культурных различий. С моей точки зрения, первостепенный осмысленный шаг в поликультурном становлении – это непротивление культурному многообразию.

Достаточно не выказывать агрессивности, удерживать негативные мысли, раздражительность по отношению к другому, новому, непонятному. Однако человек, сделавший начальный шаг, может не пойти далее. Чтобы данного не произошло, нужен второй шаг – познание характерных особенностей конкретных культур, в результате которого происходит оценивание культурной самобытности и неповторимости.

В процессе познания окружающих культур, ученик осознает объективность культурного многообразия, ценность каждого участника культурного развития. То есть совершается третий шаг – признание «другого». Переход от признания многогранности культурного мира к его принятию является следующим шагом в становлении поликультурной личности. Это означает, что человек принимает в качестве естественной и неоспоримой позитивную оценку культурных различий окружающей реальности.

Пятым шагом в процессе движения к поликультурной личности является направленная заинтересованность к различным культурам. Только подлинно устойчивая заинтересованность человека в культурном разнообразии, как итог предшествующих шагов в развитии личности, вырастает в надобность поликультурного освоения мира (шаг шестой). Она побуждает к поиску новых знаний о разнообразных культурах.

Седьмой шаг – межкультурное взаимодействие, в ходе которого формируется способность личности входить в диалог, что ведет к взаимному дополнению культур и их дальнейшему развитию. Такое взаимодействие обеспечивает адекватное взаимопонимание и духовное взаимообогащение представителей разных культурных групп. [4,с.101]

Антипод поликультурного воспитания – педагогика этноцентризма. Крайний антидемократизм педагогического этноцентризма проявляется в виде идеологии расизма и гипертрофированного национализма, которым присущи представления превосходства одной этнической группы над другой. В теории и практике воспитания, кроме открыто проповедуемых расизма и национализма, наблюдаются «скрытый» расизм и «мягкая» дискриминация.

Это происходит тогда, когда педагоги и учителя (порой неосознанно) потворствуют расистским и националистическим стереотипам, не занимают активной позиции в защиту культурно-образовательных прав этнических меньшинств, обходят молчанием их культуру. В педагогической литературе порой содержатся негативные упоминания о национальных меньшинствах или вовсе игнорируется их существование.

Попытки улучшать условия образования детей из расовых и национальных меньшинств вызывают тайный или явный отпор идеологов монокультурного воспитания. Они противятся устранению социальных, экономических, культурных, образовательных барьеров, порождающих культурно-образовательную дискриминацию, не позволяющих повышать уровень достижений в сфере воспитания и образования представителей национальных меньшинств.

На пути поликультурного воспитания стоит и этноцентризм малых этнических групп – их закрытость в отношении доминирующих наций и других малых этнических групп. Проявлением подобного этноцентризма оказываются зачастую особые учебные заведения для этнических меньшинств (афроамериканские и латиноамериканские школы в США, например). Подобные школы фокусируют воспитание и обучение преимущественно в рамках культуры меньшинства, изолируют от культурного диалога с доминирующей и другими малыми этническими группами.

В мировой педагогике нет единого взгляда на принципы поликультурного воспитания. Особенно это касается его субъектов. Субъектам поликультурного воспитания могут быть присущи три основные характеристики:

¾ культурная общность;

¾ языковая общность;

¾ статус национального меньшинства или большинства.

В поликультурном воспитании обычно задействованы два субъекта: ведущий и малый этносы, непременным свойством которых является культурное взаимодействие. Разнообразие малых этнических групп порождено историческими, социальными, культурными и иными особенностями их возникновения.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: