Увлекательная астрономия

Класс 5

Количество часов 35

Цель: развитие познавательной мотивации в области астрономии в ситуации успеха и радости от познания.

Задачи:

•формировать представления о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной,

•формировать представления о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной;

•формировать умения использования знаний в практической деятельности и повседневной жизни;

•формировать способы познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей

Форма реализации кружок

В результате изучения данного курса у учащихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Формирование уважительного отношения к иному мнению;

- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метопредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. -- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий, справочников.

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

· Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

- научиться правильно наблюдать за Солнцем и ориентироваться по Солнцу;

- определять положение Солнца относительно разных предметов;

- получать сведения о Солнце из отрывного (перекладного) календаря;

- определять время по Солнцу;

 - рассказывать о Луне; сравнивать Землю и Луну; Луну и Солнце

- отличать планеты от звезд на небе;

- находить положение звезд, планет, созвездий на звездном небе, находить координаты звезд на карте звездного неба;

- объяснить причину движения небесных объектов, условия наступления затмений, падающих «звезд»;

- рассказывать о космических полетах;

- уметьнаходить основные созвездия Северного полушария;

- уметь ориентироваться по Полярной звезде;

- иметь представление о структуре, размерах, возрасте Вселенной;

- уметь  определять место человека во Вселенной

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Содержательная линия (тема курса) Учебный материал Количество часов Виды деятельности
  1. Введение. Астрономия - наука о небесных телах.   Что изучает астрономия, способы и особенности астрономических исследований. Связь астрономии с другими науками. Разделы астрономии. Задачи астрономии. Практическое применение астрономии. Знакомство с историей развития астрономии и астрономических приборов. Современная космонавтика.   2  
  2. История астрономии. История возникновения астрономии как науки. Астрономия в Древнем мире. Астрономия у славян, народов севера. Развитие астрономии в средние века. Галилео Галилей. Развитие астрономии в России. Астрономия в XVII–XVIII веках. Современные представления о строении Вселенной.   4 Выполнение проектирования в условиях самостоятельного группового взаимодействия.
  3. Солнечная система. Общая характеристика и строение Солнечной системы. Планеты земной группы: общая характеристика, размеры, масса, внутреннее строение, атмосферы, рельеф поверхности, физические условия. Планеты-гиганты. Различия между планетами земной группы и планетами-гигантами. Кольца и спутники планет-гигантов. Химический состав атмосфер планет-гигантов. Карликовые планеты. Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеоры и метеориты. Пояса астероидов.   4 защита мини проектов, практическая работа.
  4. Земля. Первые представления о Земле, модели мира. Форма, размеры и движение Земли в пространстве. Внутреннее строение Земли. Атмосфера. Явления в атмосфере Земли (радуга, гало, миражи, полярные сияния). Магнитное поле Земли.     3 Поиск информации
5. Время и календарь Местное время и долгота. Всемирное время. Поясное время. Календарь. Солнечные, лунные и лунно-солнечные календари. Линия перемены даты. Летнее и зимнее время.   3 Анализ новой информации, работа с различными источниками.
6. Небесная сфера. Мифы звездного неба, звездное небо в различные времена года, на разных географических широтах. Небесная сфера. Основные линии и точки на небесной сфере. Вид звездного неба на разных широтах. Понятие созвездия. Зависимость высоты полюса мира от широты места наблюдения. Понятие о небесных координатах. Ориентирование по Солнцу, созвездиям и Полярной звезде на местности и по времени.   3 Работа с картой звёздного неба Ориентирование по Полярной звезде
  7. Солнце Солнце — ближайшая звезда. Общие сведения о Солнце. Атмосфера Солнца. Вид Солнца в телескоп. Полные и частичные солнечные затмения. Солнечная корона. Понятие о солнечной активности. Использование солнечной энергии. Связь между солнечными и земными явлениями.   3 Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; .  
  8. Движение Солнца. Движение Солнца по небосводу в течение суток и года. Созвездия северного и южного полушарий. Зодиакальные созвездия. Эклиптика. Движение Солнца, наблюдаемой на полюсах, экваторе и средних широтах Земли. Изменение высоты Солнца в полдень в течение года. Восход и заход светил. Изменение азимута восхода и захода Солнца в течение года. Причина смены времен года.     3 постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;  
  9. Луна. Луна – спутник Земли. Общие сведения о Луне. Видимое движение Луны и фазы Луны. Лунный рельеф и его происхождение. Физические условия на Луне. Методы исследования Луны в настоящее время. Лунные затмения.   2 Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно-популярной литературой; Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Работа в группах.  
  10. Звезды. Общая характеристика звезд. Химический состав звездного вещества. Эволюция звезд, эволюция Солнца. Определение расстояний до звезд. Понятие о движении звезд. Двойные и кратные звезды. Переменные звезды.   3 Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Работа в группах.  
  11. Вселенная. Разнообразие галактик. Размеры Галактики. Количество и распределение звезд в Галактике. Звездные скопления. Место Солнечной системы в Галактике.     4 Прогнозирование дальнейших исследований. Моделирование Галактики, на основе своих представлений.

 

 

Е.П. Левитан «Астрономия для умненьких детей»,

программы факультативного курса «Твоя вселенная». М.: Просвещение, 2014.

1. Аудиоэнциплопедия «Увлекательная астрономия», познавательная программа для детей

2. Компьютерная программа «Маленький астроном»

3. Комп. программа «Дракоша и занимательная астрономия».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: