Класс 5
Количество часов 35
Цель: развитие познавательной мотивации в области астрономии в ситуации успеха и радости от познания.
Задачи:
•формировать представления о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной,
•формировать представления о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной;
•формировать умения использования знаний в практической деятельности и повседневной жизни;
•формировать способы познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей
Форма реализации кружок
В результате изучения данного курса у учащихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Формирование уважительного отношения к иному мнению;
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метопредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. -- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
· Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- научиться правильно наблюдать за Солнцем и ориентироваться по Солнцу;
- определять положение Солнца относительно разных предметов;
- получать сведения о Солнце из отрывного (перекладного) календаря;
- определять время по Солнцу;
- рассказывать о Луне; сравнивать Землю и Луну; Луну и Солнце
- отличать планеты от звезд на небе;
- находить положение звезд, планет, созвездий на звездном небе, находить координаты звезд на карте звездного неба;
- объяснить причину движения небесных объектов, условия наступления затмений, падающих «звезд»;
- рассказывать о космических полетах;
- уметьнаходить основные созвездия Северного полушария;
- уметь ориентироваться по Полярной звезде;
- иметь представление о структуре, размерах, возрасте Вселенной;
- уметь определять место человека во Вселенной
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержательная линия (тема курса) | Учебный материал | Количество часов | Виды деятельности |
1. Введение. Астрономия - наука о небесных телах. | Что изучает астрономия, способы и особенности астрономических исследований. Связь астрономии с другими науками. Разделы астрономии. Задачи астрономии. Практическое применение астрономии. Знакомство с историей развития астрономии и астрономических приборов. Современная космонавтика. | 2 | |
2. История астрономии. | История возникновения астрономии как науки. Астрономия в Древнем мире. Астрономия у славян, народов севера. Развитие астрономии в средние века. Галилео Галилей. Развитие астрономии в России. Астрономия в XVII–XVIII веках. Современные представления о строении Вселенной. | 4 | Выполнение проектирования в условиях самостоятельного группового взаимодействия. |
3. Солнечная система. | Общая характеристика и строение Солнечной системы. Планеты земной группы: общая характеристика, размеры, масса, внутреннее строение, атмосферы, рельеф поверхности, физические условия. Планеты-гиганты. Различия между планетами земной группы и планетами-гигантами. Кольца и спутники планет-гигантов. Химический состав атмосфер планет-гигантов. Карликовые планеты. Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеоры и метеориты. Пояса астероидов. | 4 | защита мини проектов, практическая работа. |
4. Земля. | Первые представления о Земле, модели мира. Форма, размеры и движение Земли в пространстве. Внутреннее строение Земли. Атмосфера. Явления в атмосфере Земли (радуга, гало, миражи, полярные сияния). Магнитное поле Земли. | 3 | Поиск информации |
5. Время и календарь | Местное время и долгота. Всемирное время. Поясное время. Календарь. Солнечные, лунные и лунно-солнечные календари. Линия перемены даты. Летнее и зимнее время. | 3 | Анализ новой информации, работа с различными источниками. |
6. Небесная сфера. | Мифы звездного неба, звездное небо в различные времена года, на разных географических широтах. Небесная сфера. Основные линии и точки на небесной сфере. Вид звездного неба на разных широтах. Понятие созвездия. Зависимость высоты полюса мира от широты места наблюдения. Понятие о небесных координатах. Ориентирование по Солнцу, созвездиям и Полярной звезде на местности и по времени. | 3 | Работа с картой звёздного неба Ориентирование по Полярной звезде |
7. Солнце | Солнце — ближайшая звезда. Общие сведения о Солнце. Атмосфера Солнца. Вид Солнца в телескоп. Полные и частичные солнечные затмения. Солнечная корона. Понятие о солнечной активности. Использование солнечной энергии. Связь между солнечными и земными явлениями. | 3 | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; . |
8. Движение Солнца. | Движение Солнца по небосводу в течение суток и года. Созвездия северного и южного полушарий. Зодиакальные созвездия. Эклиптика. Движение Солнца, наблюдаемой на полюсах, экваторе и средних широтах Земли. Изменение высоты Солнца в полдень в течение года. Восход и заход светил. Изменение азимута восхода и захода Солнца в течение года. Причина смены времен года. | 3 | постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; |
9. Луна. | Луна – спутник Земли. Общие сведения о Луне. Видимое движение Луны и фазы Луны. Лунный рельеф и его происхождение. Физические условия на Луне. Методы исследования Луны в настоящее время. Лунные затмения. | 2 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно-популярной литературой; Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Работа в группах. |
10. Звезды. | Общая характеристика звезд. Химический состав звездного вещества. Эволюция звезд, эволюция Солнца. Определение расстояний до звезд. Понятие о движении звезд. Двойные и кратные звезды. Переменные звезды. | 3 | Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Работа в группах. |
11. Вселенная. | Разнообразие галактик. Размеры Галактики. Количество и распределение звезд в Галактике. Звездные скопления. Место Солнечной системы в Галактике. | 4 | Прогнозирование дальнейших исследований. Моделирование Галактики, на основе своих представлений. |
Е.П. Левитан «Астрономия для умненьких детей»,
программы факультативного курса «Твоя вселенная». М.: Просвещение, 2014.
1. Аудиоэнциплопедия «Увлекательная астрономия», познавательная программа для детей
2. Компьютерная программа «Маленький астроном»
3. Комп. программа «Дракоша и занимательная астрономия».