То же различие в ранних обществах

В тех обществах, где преобладает неписаное право, установлению интересующего нас различия не может помочь формальный момент — наличие документальных юридических источников, — свойственный легалистским цивилизациям. В примитивных обществах это различие затруднено еще одним фактором—отсутствием государства, выделившегося из общества органа, отдающего приказы. Когда хотят выявить, чем же определялся образ жизни та­кого примитивного общества, то говорят иногда о неотчет­ливом обычае, о неотчетливой нормативности, из которой позднее в ходе эволюции выделились более определенные системы — религия, этика, нравы и даже право.

Следы этой примитивной неотдифференцированности еще долго проявлялись в последующих обществах. Аил-Гелий рассказывает, например, что в республиканском Риме в начальный период его существования цензор мог обвинить в ненадлежащем поведении (impolitia) владель­цев лошадей, которые плохо ухаживают за ними (а, воз­можно, также и крестьян, которые плохо обрабатывали свою землю). Сообщая об этом, Авл-Гелий явно пе отда­вал себе отчета в том, что речь идет о развитой правовой регламентации ведения домашнего хозяйства в описывае­мое им время. Аналогичным образом Ульпиан, цитируя

158

три предписания права (juris precepta), поставил предпи­сание «жить честно» (honeste vivere) раньше двух других «не вреди другому» (alterum non laedere) и «каждому воздай должное» (suum cuique tribuere). Ульпиан не осо­знавал, что говорит не о своей эпохе, а о более отдаленных временах, когда моральный принцип сливался с правом. Известно, что Библия и Талмуд соединяют воедино чисто юридические, с нашей точки зрения, правила с другими, которые, по нашим представлениям, чужды праву. Ана­логичным образом поступают мусульманское право и ки­тайское право, действовавшее до революции. Так, один из китайских императоров в XVII веке установил наказание (шестьдесят ударов бамбуковой палкой или год ссылки), налагавшееся на сыновей, которые пе носили положенного траура после смерти своих родителей и других родствен­ников по восходящей линии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: