Клуб как форма детского объединения
Форма – установленная совокупность свойств, черт, показателей, внешних отличительных признаков, порядок их расположения в целом; сложившаяся система, обладающая специфическими свойствами; установленный образец чего-либо.
В Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей предлагаются следующие формы детских объединений по интересам – клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и др. Каждая из них имеет свои специфические, отличительные признаки, но полное описание их практически неосуществимо, так как реальная жизнь постоянно вносит свои коррективы в содержание образовательного процесса.
Клуб – объединение детей и подростков на основе совпадения интересов, стремления к общению, совместному проведению досуга и отдыха.
Отличительные признаки:
Наличие:
1. Органов детского самоуправления.
2. Творческих взаимосвязей в коллективе клуба:
· сотрудничество воспитанников разных поколений;
· коллективная творческая деятельность детей и педагогов, общие дела членов клуба;
· традиции коллектива.
3. Символов и атрибутов: творческое название, девиз, эмблема, знаки отличия, форма и пр.
4. Устава клуба как основного документа, определяющего права и обязанности членов клуба, порядок деятельности объединения.
Возможные характеристики:
1. «Ступени роста» членов клуба: система званий, получаемых по итогам работы и творческим достижениям. К примеру: кандидат в члены клуба, член клуба, инструктор, мастер и пр.
2. Условия приема в клуб. К примеру: согласие с уставом, пребывание в течение определенного времени в качестве кандидата и т.д.
3. Разновозрастные объединения детей в составе клуба: творческие группы, звенья, бригады, экипажи, советы и т.д.
Возможные подходы к классификации клубов
1. По приоритету вида деятельности:
а) Образовательные (клубы, в которых специально организован образовательный процесс для овладения детьми знаниями, умениями и навыками в определенной области знаний).
б) Досуговые (клубы, в которых преобладает свободное общение, совместное проведение досуга, хотя может иметь место познавательная деятельность детей).
2. По степени выраженности профиля деятельности:
а) Профильные: технические, спортивные, предметные (исторические, биологические и т.д.).
б) Клубы с неопределенным профилем деятельности. К примеру, клуб старшеклассников.
в) Многопрофильные, т.е. клубы, в которых деятельность строится по комплексу направлений, видов деятельности или предметов. Например, содержание деятельности в клубе «Барыня» включает: историю России, русский музыкальный фольклор, устное народное творчество, экологическое направление, разнообразную массовую деятельность.
3. По возрастному признаку членов клуба:
а) возрастные;
б) разновозрастные.
4. По временному фактору:
а) постоянно действующие;
б) временные.
5. По степени постоянства состава:
а) Клубы с постоянным составом участников;
б) Клубы с переменным составом, изменяющимся в зависимости от конкретного дела, проблемы, вида деятельности.
6. По направленности клуба
a) Клубы могут иметь одно направление работы: общественно-политическое, художественное, техническое, туристско-краеведческое, спортивное и др., могут объединять туристов, краеведов, киноведов, цветоводов и т.п.
b) или быть многопрофильными, организующими одновременно несколько направлений деятельности детей, подростков, молодежи.
7.По преобладающему виду деятельности: учебные, дискуссионные, творческие.
1) Учебные - лектории, клубы интересных встреч, т.е. инициатива организации, подготовки мероприятий принадлежит штатному аппарату или инициативной группе, предполагается зрительская активность.
2) Дискуссионные (бурные обсуждения, обмен информацией: молодежные клубы, дискотеки, клубы коллекционеров и др.)
3) Творческие (деятельностные)- активная индивидуальная, групповая, коллективная деятельность участников: агитбригада, передвижной музей и т.п. по степени организованности: официальные, неофициальные.
Клубы организуются с целью создания условий для общения, развития способностей и талантов детей, а также - для целенаправленной организации их свободного времени. Они успешно развиваются и достигают цели - развитие личности - только там, где преобладают социально-значимые потребности и возможности полностью раскрыть все свои качества и свободно реализовать себя.
Кроме того, клуб решает задачи:
- удовлетворения разнообразных образовательных, культурных потребностей и интересов личности;
- расширения кругозора по широкому кругу проблем;
- предоставления неограниченных возможностей самореализации и самоутверждения личности в творческом процессе.
В основе организации клубных объединений лежит интерес. Дети и подростки объединяются для совместной деятельности в сводное время.
Клубы образуются в различных условиях, имеют различные цели и задачи, объединяют различные группы и слои общества, могут иметь и различное название. Анализ и учет интересов, потребностей, возрастных особенностей детей и молодежи - это главное, что должно определять выбор направлений деятельности клуба.
Главные принципы организации деятельности клуба:
1. Добровольность членства.
2. Самоуправление.
3. Единство цели.
4. Совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом (в этом плане клуб является группой).
5. Сочетание различных видов деятельности (обучение, воспитание, развитие).
6. Совместная деятельность (познавательная, творческая, практически - преобразующая, рекреационная).
7. Отсутствие взаимного давления.
8. Особый дух сотворчества и содружества и доброжелательная атмосфера.
9. Личностный комфорт.
10. Ориентированность на перспективу.
11. Широкие возможности для выбора единомышленников.
В клубе занимаются обучающиеся разного возраста и пола, объединенные в секции или учебные группы. Члены клуба могут заниматься в одной или нескольких секциях (учебных группах). В клубе могут быть объединения детей по годам обучения (возрасту и опыту деятельности в клубе и т.д.), по интересам (творческие группы, творческие объединения и др.)
Количественный состав клуба может изменяться. В состав клуба могут приниматься коллективные члены (классы, творческие коллективы и др.), почетные члены (ветераны войны и труда, бывшие воспитанники клуба и др.)
Работой клуба руководит Совет клуба, избираемый на собрании членов клуба и действующий на основе Устава или Положения о клубе. В учреждении дополнительного образования детей обычно руководит работой клуба педагог, он же - председатель Совета клуба.
Клуб - самодеятельная организация, где педагогическое руководство сочетается с самоуправлением учащихся. При клубе может действовать Совет друзей клуба, в состав которого могут входить ветераны войны и труда, бывшие воспитанники и др.
Деятельность клуба осуществляется на основе одного из разработанных документов: Устава клуба, Положения, Программы деятельности.
Документ утверждается общим собранием членов и отражает: цели и задачи, структуру клуба, традиции, основные направления деятельности, права и обязанности членов клуба, материально-техническую базу.
Клуб считается созданным с момента регистрации Устава (или утверждения Положения), который является основным документом, регулирующим его деятельность.
В течение учебного года деятельность клуба осуществляется на основе перспективного и календарного планов работы, которые обсуждаются и утверждаются общим собранием членов клуба. С целью организации и проведения совместного досуга проводятся клубные дни - тематические вечера, игровые и конкурсные программы и др. Деятельность клуба сочетает и индивидуальные занятия, и работу в кружках, секциях, клубных командах, и общественно-полезные дела, организацию массовых праздников, походов, выставок, отчетных концертов, конференций. Планирование деятельности помогает целенаправленно решать задачи воспитания, обучения и развития детского коллектива, добиваться эффективности в организации клубной деятельности.
Планирование работы клуба - длительный и сложный процесс. Степень успеха в планировании зависит от верно выбранных целей, которые должны быть реальными, четко сформулированными и принятыми всеми членами коллектива.
Результатами деятельности клуба можно считать наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения. Другое назначение клуба - быть средой формирования культуры свободного времени, здорового образа жизни.
Клуб имеет свои традиции и отличительные символы, атрибуты (название, песня, эмблема, значок, девиз, форма и др.). Работа клуба отражается в дневнике, летописи дел. Клуб может иметь свой печатный орган - информационный бюллетень, газету.
Клуб осуществляет связи с другими клубами соответствующего профиля, участвует в совместных программах и проектах, в соревнованиях и конкурсах и др.
В дополнительном образовании клуб может стать своеобразной социокультурной технологией воспитания. Продуманная и целенаправленно организованная деятельность клуба (усилиями педагога, коллектива, учреждения, города и т.д.) как организованного общения в группе единомышленников, союзников, равных и самостоятельных позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать (понимать и принимать для себя) ценности образования, здоровья, традиций и истории, ценность другого человека, личной свободы, мышления и т.д.
Ориентируясь на потребности, интересы детей, педагоги ищут те формы детских творческих объединений, которые актуальны и наиболее эффективны. Поэтому возможны различные пути поиска новых форм или преобразования существующих традиционных форм детских объединений.
Реализация рекомендаций настоящего инструктивно- методического письма позволит определить отличительные характеристики детских творческих объединений в образовательных учреждений системы дополнительного образования детей и методически грамотно разработать нормативно-правовую базу.