Возможные подходы к классификации клубов

Клуб как форма детского объединения

Форма – установленная совокупность свойств, черт, показа­телей, внешних отличительных признаков, порядок их распо­ложения в целом; сложившаяся система, обладающая специфическими свойствами; установленный образец чего-либо.

В Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей предлагаются следующие формы детских объединений по интересам – клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и др. Каждая из них имеет свои специфические, отличительные признаки, но полное описание их практически неосуществимо, так как реальная жизнь постоянно вносит свои коррективы в содержание образовательного процесса.

Клуб – объединение детей и подростков на основе совпадения интересов, стремления к общению, совместному проведению досуга и отдыха.

Отличительные признаки:

Наличие:

1. Органов детского самоуправления.

2. Творческих взаимосвязей в коллективе клуба:

· сотрудничество воспитанников разных поколений;

· коллективная творческая деятельность детей и педагогов, общие дела членов клуба;

· традиции коллектива.

3. Символов и атрибутов: творческое название, девиз, эмблема, знаки отличия, форма и пр.

4. Устава клуба как основного документа, определяющего права и обязанности членов клуба, порядок деятельности объединения.

Возможные характеристики:

1. «Ступени роста» членов клуба: система званий, получаемых по итогам работы и творческим достижениям. К примеру: кандидат в члены клуба, член клуба, инструктор, мастер и пр.

2. Условия приема в клуб. К примеру: согласие с уставом, пребывание в течение определенного времени в качестве кандидата и т.д.

3. Разновозрастные объединения детей в составе клуба: творческие группы, звенья, бригады, экипажи, советы и т.д.

Возможные подходы к классификации клубов

1. По приоритету вида деятельности:

а) Образовательные (клубы, в которых специально организован образовательный процесс для овладения детьми знания­ми, умениями и навыками в определенной области знаний).

б) Досуговые (клубы, в которых преобладает свободное общение, совместное проведение досуга, хотя может иметь место познавательная деятельность детей).

2. По степени выраженности профиля деятельности:

а) Профильные: технические, спортивные, предметные (исторические, биологические и т.д.).

б) Клубы с неопределенным профилем деятельности. К примеру, клуб старшеклассников.

в) Многопрофильные, т.е. клубы, в которых деятельность строится по комплексу направлений, видов деятельности или предметов. Например, содержание деятельности в клубе «Барыня» включает: историю России, русский музыкальный фольклор, устное народное творчество, экологическое на­правление, разнообразную массовую деятельность.

3. По возрастному признаку членов клуба:

а) возрастные;

б) разновозрастные.

4. По временному фактору:

а) постоянно действующие;

б) временные.

5. По степени постоянства состава:

а) Клубы с постоянным составом участников;

б) Клубы с переменным составом, изменяющимся в зависимости от конкретного дела, проблемы, вида деятельности.

6. По направленности клуба

a) Клубы могут иметь одно направление работы: общественно-политическое, художественное, техническое, туристско-краеведческое, спортивное и др., могут объединять туристов, краеведов, киноведов, цветоводов и т.п.

b) или быть многопрофильными, организующими одновременно несколько направлений деятельности детей, подростков, молодежи.

7.По преобладающему виду деятельности: учебные, дискуссионные, творческие.

1) Учебные - лектории, клубы интересных встреч, т.е. инициатива организации, подготовки мероприятий принадлежит штатному аппарату или инициативной группе, предполагается зрительская активность.

2) Дискуссионные (бурные обсуждения, обмен информацией: молодежные клубы, дискотеки, клубы коллекционеров и др.)

3) Творческие (деятельностные)- активная индивидуальная, групповая, коллективная деятельность участников: агитбригада, передвижной музей и т.п. по степени организованности: официальные, неофициальные.

 

Клубы организуются с целью создания условий для общения, развития способностей и талантов детей, а также - для целенаправленной организации их свободного времени. Они успешно развиваются и достигают цели - развитие личности - только там, где преобладают социально-значимые потребности и возможности полностью раскрыть все свои качества и свободно реализовать себя.

Кроме того, клуб решает задачи:

  • удовлетворения разнообразных образовательных, культурных потребностей и интересов личности;
  • расширения кругозора по широкому кругу проблем;
  • предоставления неограниченных возможностей самореализации и самоутверждения личности в творческом процессе.

В основе организации клубных объединений лежит интерес. Дети и подростки объединяются для совместной деятельности в сводное время.

Клубы образуются в различных условиях, имеют различные цели и задачи, объединяют различные группы и слои общества, могут иметь и различное название. Анализ и учет интересов, потребностей, возрастных особенностей детей и молодежи - это главное, что должно определять выбор направлений деятельности клуба.

Главные принципы организации деятельности клуба:

1. Добровольность членства.

2. Самоуправление.

3. Единство цели.

4. Совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом (в этом плане клуб является группой).

5. Сочетание различных видов деятельности (обучение, воспитание, развитие).

6. Совместная деятельность (познавательная, творческая, практически - преобразующая, рекреационная).

7. Отсутствие взаимного давления.

8. Особый дух сотворчества и содружества и доброжелательная атмосфера.

9. Личностный комфорт.

10. Ориентированность на перспективу.

11. Широкие возможности для выбора единомышленников.

В клубе занимаются обучающиеся разного возраста и пола, объединенные в секции или учебные группы. Члены клуба могут заниматься в одной или нескольких секциях (учебных группах). В клубе могут быть объединения детей по годам обучения (возрасту и опыту деятельности в клубе и т.д.), по интересам (творческие группы, творческие объединения и др.)

Количественный состав клуба может изменяться. В состав клуба могут приниматься коллективные члены (классы, творческие коллективы и др.), почетные члены (ветераны войны и труда, бывшие воспитанники клуба и др.)

Работой клуба руководит Совет клуба, избираемый на собрании членов клуба и действующий на основе Устава или Положения о клубе. В учреждении дополнительного образования детей обычно руководит работой клуба педагог, он же - председатель Совета клуба.

Клуб - самодеятельная организация, где педагогическое руководство сочетается с самоуправлением учащихся. При клубе может действовать Совет друзей клуба, в состав которого могут входить ветераны войны и труда, бывшие воспитанники и др.

Деятельность клуба осуществляется на основе одного из разработанных документов: Устава клуба, Положения, Программы деятельности.

Документ утверждается общим собранием членов и отражает: цели и задачи, структуру клуба, традиции, основные направления деятельности, права и обязанности членов клуба, материально-техническую базу.

Клуб считается созданным с момента регистрации Устава (или утверждения Положения), который является основным документом, регулирующим его деятельность.

В течение учебного года деятельность клуба осуществляется на основе перспективного и календарного планов работы, которые обсуждаются и утверждаются общим собранием членов клуба. С целью организации и проведения совместного досуга проводятся клубные дни - тематические вечера, игровые и конкурсные программы и др. Деятельность клуба сочетает и индивидуальные занятия, и работу в кружках, секциях, клубных командах, и общественно-полезные дела, организацию массовых праздников, походов, выставок, отчетных концертов, конференций. Планирование деятельности помогает целенаправленно решать задачи воспитания, обучения и развития детского коллектива, добиваться эффективности в организации клубной деятельности.

Планирование работы клуба - длительный и сложный процесс. Степень успеха в планировании зависит от верно выбранных целей, которые должны быть реальными, четко сформулированными и принятыми всеми членами коллектива.

Результатами деятельности клуба можно считать наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения. Другое назначение клуба - быть средой формирования культуры свободного времени, здорового образа жизни.

Клуб имеет свои традиции и отличительные символы, атрибуты (название, песня, эмблема, значок, девиз, форма и др.). Работа клуба отражается в дневнике, летописи дел. Клуб может иметь свой печатный орган - информационный бюллетень, газету.

Клуб осуществляет связи с другими клубами соответствующего профиля, участвует в совместных программах и проектах, в соревнованиях и конкурсах и др.

В дополнительном образовании клуб может стать своеобразной социокультурной технологией воспитания. Продуманная и целенаправленно организованная деятельность клуба (усилиями педагога, коллектива, учреждения, города и т.д.) как организованного общения в группе единомышленников, союзников, равных и самостоятельных позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать (понимать и принимать для себя) ценности образования, здоровья, традиций и истории, ценность другого человека, личной свободы, мышления и т.д.

Ориентируясь на потребности, интересы детей, педагоги ищут те формы детских творческих объединений, которые актуальны и наиболее эффективны. Поэтому возможны различные пути поиска новых форм или преобразования существующих традиционных форм детских объединений.

Реализация рекомендаций настоящего инструктивно- методического письма позволит определить отличительные характеристики детских творческих объединений в образовательных учреждений системы дополнительного образования детей и методически грамотно разработать нормативно-правовую базу.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: