«Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?»
Составитель: Егорова М.И.
студент 3а группы
Преподаватель: Поспелова А.А.
Камышлов, 2020
Оборудование: проектор, ноутбук, интерактивная доска, колонки, раздаточный материал (чистые листочки, жетоны для рефлексии-90 шт.)
Используемая литература: окружающий мир 1кл.учеб. Пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. С. 46-47 | ||||||||||
Этап фрагмента урока | Обр. задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Ф. орг.уче. дея-ти | Дидакт. ср., интер. обор.
| Планируемые результаты | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||
Мотивация к учебной деятельности, 1 мин | выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | Метод: слово учителя Приём:рифмованное начало урока; | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Игоревна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. - В школе прозвенел звонок Начинаем наш урок. Сядьте вы за парты тихо, Руки – палочкой красиво, На меня вы посмотрите, И немного улыбнитесь! | Приветствуют учителя | Ф | - | Эмоцинально-положительный настрой на дальнейшую учебную деятельность | ||||
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, | подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Метод: беседа Приём: подводящие вопросы Приём: дидактическая игра, загадка | -Сегодня у нас в гостях опять наш друг Муравьишка и Мудрая Черепаха и мы вместе с ними отправляемся на экскурсию. -Только вы должны сами угадать это место, а для этого отгадайте загадку: На полянку вы пришли Вот трава, а вот цветы Порхают бабочки вокруг Зовем мы это место… -Правильно, сегодня с Муравьишкой отправимся на луг. Там он познакомит нас с некоторыми растениями и насекомыми. Демонстрация слайд-шоу «Луг» - Что вы увидели? Какие звуки услышали? | -Луг -Много травы, цветов, бабочек, услышали пение птиц | Ф | Интерактивная доска, компьютер, презентация, проектор, | К: вступают в диалог с учителем и одноклассниками, формулируют собственное мнение, слушают и слышат других; П:проявляют развитие логического мышления; | ||||
Выявление места и причины затруднений, 1 мин | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения | Метод: беседа Приём: подводящие вопросы | -А что мы можем почувствовать на нашем лугу? -Что же мы будем тут делать? -А вот Муравьишка захотел нарвать букет цветов. Ребята, можно ли рвать цветы и ловить бабочек? | -Запах цветов, дуновение ветерка -Можем фотографироваться, наблюдать за насекомыми -Нет | Ф | - | К: вступают в диалог с учителем и одноклассниками, формулируют собственное мнение | ||||
Построение проекта выхода из затруднения, 1-2 мин | Формулировка главных целей и темы урока | Метод: беседа Приём: подводящие вопросы Приём: продолжите предложения | -Подумайте, о чём пойдёт речь на нашем уроке и на какой вопрос вы сегодня ответим? -Верно! -Обратите внимание на слайд, продолжите предложения: На уроке мы узнаем… На уроке мы научимся… | -Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек? 1)Узнаем, какие цветы и бабочки живут на лугу; 2)Научимся некоторым важным правилам поведения в природе; | Ф | Интерактивная доска, компьютер, презентация, проектор | Р: определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя; планируют свою деятельность; К: слушают и слышат других, формулируют собственное мнение | ||||
Реализация построенного проекта | Ученики сами создают проект выхода из проблемной ситуации и пробуют применить его на практике. | Метод: беседа Приём: диалог Метод: рассказ учеников Практический метод, приём «отгадай по картинке» | -Давайте же вспомним, какие луговые цветы вы знаете? -Как вы понимаете, что такое луговые цветы? - А какие ещё цветы можно встретить на лугу, об этом нам расскажут ребята. -Цветы не только радуют нас своей красотой, ароматом. Среди цветов немало лекарственных трав: ромашка – настой или отвар из цветков употребляют при зубной боли, бессоннице, подорожник прикладывают к ранке, останавливает кровотечение -Кроме ярких и красивых цветов на нашем лугу мы услышали много разных удивительных звуков. - Какие звуки можно услышать на лугу? Кто живёт на лугу? -А есть на поляне такие насекомые, которые не издают никаких звуков, а привлекают наше внимание больше других. Догадаетесь кто это? -Красота бабочки в лёгкости и крыльях. Ребята, все мы знаем, какие удивительные узоры можно увидеть на крыльях бабочек. -Рассмотрите изображение бабочек, попробуйте угадать: какую бабочку как называют? Многие названия бабочек им даны неслучайно, из-за их окраски. Попробуйте отгадать сами, как названа та или иная бабочка: Посмотрите, какие чудесные бабочки, прочитайте их названия. - Под каким номером на этом рисунке голубянка? - Как вы догадались, что на этом рисунке изображена голубянка? - Под каким номером на этом рисунке лимонница? - Почему лимонница получила такое название? - Под каким номером на этом рисунке пестрянка? - Как вы догадались, что на этом рисунке изображена пестрянка? -Почему их так назвали? -Подумайте, почему на поляне живёт столько насекомых и особенно много бабочек? -Что полезного делает бабочка? - Бабочки и другие насекомые перелетают с одного цветка на другой, потому что они питаются сладким нектаром. В процессе питания многие насекомые переносят пыльцу, которая налипает на их туловище, с цветка одного растения на цветок другого. Так происходит опыление. Всё это необходимо для того, чтобы начали образовываться семена у растений. - Так значит, бабочки не просто порхают на полянах. - Кто знает, что такое нектар? Давайте найдём в словаре С.И. Ожегова и прочитаем. (слайд) -Молодцы, ребята! Что мы с вами узнали? Физминутка: Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее) И вдруг проснулся, (Поморгать глазами) Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох,посмотреть на руки) Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны, выдох) Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево) Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! | -Ромашки, колокольчики -Цветы, которые живут на лугу -У больших проезжих дорог, у лесных малых тропинок, в зеленых широких лугах, даже у самых порогов деревенских домов цветут одуванчики. Все знают эти простые цветы, похожие на маленькое солнце с золотыми лепестками-лучами. Все лето цветут одуванчики, а созревшие их семена собраны в легкий пушистый шарик. Дунешь на шарик - поплывут, полетят в воздухе легкие летучие семена. Потому и называется цветок "одуванчик". -А у самой тропинки, по обочинам канав, на зеленых лужайках цветут, кланяются вам знакомые веселые ромашки. На радостную улыбку похожи скромные цветы ромашкис белыми и чистыми лепестками. -Луговой клевер встречается на лугах и лесных полянах. Его цветки можно видеть с конца мая до осени. В них очень много сладкого нектара, поэтому клевер часто навещают пчелы. Клевер специально сеют на полях, т. к. он дает питательное сено для животных. -На лугу растет лютик.У него ярко – желтые цветы, цветет все лето. Он ядовит, животные знают это и не едят его. -Короставник полевой — цветки сине-лиловые, редко красноватого или желтоватого цвета, собраны в шаровидные головки, окруженные листочками. Растет по лугам. Настой травы в виде чая применяют при кашле. -Шелест травы, шум ветра, пение птиц, жужжание пчёл, шмелей, стрекотание кузнечиков. На лугу живут разные насекомые -Это бабочки -2 -Голубянка - голубого цвета -3 -Лимонница желтая, как лимон -1 - Пестрянка – пестрая -Из-за их окраски -Потому что здесь много цветов - Опыляет цветы, растения и без этого у цветов не будет плодов и семян НЕКТАР - сладкий сок, выделяемый цветами медоносных растений -Узнали, какие цветы и бабочки живут на лугах | Ф, П | Интерактивная доска, компьютер, презентация, проектор, раздаточный материал (карточка № 1) | Имеют представление о цветах и бабочках луга, об их красоте; | П: проявляют развитие речи, внимания, памяти, логического мышления детей через установление причинно- следственных связей, сравнение; К: слушают и слышат других, формулируют собственное мнение; | Осознают значимость бабочек и цветов в природе; | ||
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | Метод: работа с иллюстрациями учебника Метод: беседа Приём: диалог | Учебник с.46. -Посмотрите на два рисунка. Что случилось? -А что вы скажите про рисунок справа? - Ребята, посмотрите, что принесли домой дети с первого рисунка (слайд) (букет цветов, бабочку). - Что стало с цветами? - Что произошло с бабочкой? Крылья бабочек очень хрупкие, а когда вы ловите бабочку крылья ломаются и она не может перелететь с цветка на цветок и погибает. Правильно ли поступили дети? -А что принесли дети со второго рисунка? -Поведение этих детей изменило жизнь луга? -На каком рисунке дети ведут себя правильно? -Давайте сформулируем правила поведения на лугу (затем проверяем свои предположения с учебником на с.47 – жирным шрифтом). -Что бы другие дети соблюдали правила эти, можно на лугу установить (знак). Вам нужно придумать и нарисовать свой собственный знак. Раздаёт чистые листочки -Свои работы вы можете прикрепить на доску. | -Пришли дети -Описание рисунка слева: но вот на луг пришли дети. Они начали бегать ловить бабочек, рвать цветы. -Но вот на луг пришли дети. Начали фотографировать бабочек, стрекоз. Остальные детишки начали делать зарисовки. Им тут очень понравилось. -Цветы завяли -Бабочки умерли -Нет -Фотографии, картины -Да -На правом рисунке -Нельзя рвать цветы и ловить бабочек - Не будем рвать цветы, ловить бабочек, потому что от этого страдают беззащитные живые существа и исчезает красота природы. Будем наблюдать, рисовать, фотографировать. Так мы не причиним вреда природе, зато узнаем многие её секреты! | Ф | Интерактивная доска, компьютер, презентация, проектор | Понимают почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек; формулируют правила поведения на лугу; | П: проявляют развитие речи, внимания, памяти, логического мышления детей через установление причинно- следственных связей, сравнение; К: слушают и слышат других, формулируют собственное мнение; | Проявляют бережное отношение к цветам, бабочкам. | ||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия | Практический метод, приём «соедини линиями» | -Сейчас я хочу проверить, как вы запомнили виды цветов и бабочек. Откройте рабочую тетрадь на странице 32, задание 2. Вам необходимо соединить линиями названия бабочек и рисунки. -Для того, чтобы проверить правильность выполнения, обратите внимание на слайд. | Выполняют задание Осуществляют самопроверку | Ф, И | Интерактивная доска, компьютер, презентация, проектор | Закрепляют знания о видах цветов и бабочек луга; | Р: осуществляют самопроверку; П: прояв-ляют раз-витие ре-чи, вни-мания, памяти, логиче-ского мышления детей че-рез уста-новление причинно- след-ственных связей, сравнение; | |||
Включение в систему знаний повторение | Повторение и закрепление ранее изученного | Приём «Верные или неверные утверждения» | -Чтобы закрепить правила поведения на лугу, выполним задание. Я буду читать высказывание, если вы считаете его правильным ставим +, если не правильное -. Пришёл на луг, нарви большой букет цветов. Не ловите бабочек, они так нужны цветам, бабочки опыляют их (без этого не будет плодов и семян) Не рви цветы зря! Без них не будет так красиво, они нужны бабочкам, потому что бабочки питаются нектаром. На лугу можно шуметь и кричать, там ведь никого нет, поэтому я никому не буду мешать. Сколько красивых бабочек на лугу, можно их поймать и засушить! -Обменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте правильность выполнения по слайду. Есть ответ верный, поставьте «+», если нет, то «-» -У кого всё верно? | - + + - - Осуществляют взаимопроверку | И,П | Интерактивная доска, компьютер, презентация, проектор, листочки(30 шт.) | Закрепляют правила поведения на лугу; | Р: осуществляют самопроверку; | |||
Рефлексия УД на уроке | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Метод: беседа Приём: диалог Метод рефлексии Приём: светофор | -На какой вопрос мы с вами должны были ответить на уроке? -Как же мы ответим на вопрос Муравьишки? -Приведите мне несколько примеров цветов луга, бабочек - Для того, чтобы оценить свою деятельность на уроке, вам необходимо взять 3 жетона разных цветов. Поднять вверх жёлтый, если я много и хорошо работал на уроке, понимал всё, о чем говорилось и делалось на уроке. зелёный, если я на уроке принимал активное участие, отвечал на уроке, задания вызвали затруднения. Красный, если я не очень понимал о чём идёт речь, мне это не нужно, не смог выполнить задание. -Молодцы! Спасибо за урок! | -Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? -Цветы и бабочки не могут жить друг без друга. Бабочка не может жить без цветка потому что она питается нектаром. Цветам плохо без насекомых, потому что они опыляют их.; на лугу будет пусто; если будем рвать цветы, то они засохнут, а если ловить бабочек, они умрут. -Ромашка, василёк, колокольчик -Голубянка, зорька, лимонница | Ф | Интерактивная доска, компьютер, презентация, раздаточный материал (жетоны 3-х цетов-90шт.) | Закрепление нового изученного материала на уроке | Р: осуществляют самооценку своей деятельности П: построение речевого высказывания в устной и письменной форме; | Формирование адекватной позитивной самооценки; |
|
|
|
|