В РФ сейчас используется международная стандартная классификация расходов на рабочую силу (с окт. 1966 г.)
Затраты на рабочую силу – вознаграждение за выполненную работу; оплата времени, которое не было отработано, но должно быть оплачено; различного рода премии, денежные подарки, расходы на питание, напитки и т.д., расходы на обеспечение жильем, социальное страхование, культурно-бытовое обслуживание, транспорт, рабочая одежда и налоги.
Компенсации работников – компенсации, непосредственно выплаченные работниками.
Все расходы, связанные с затратами на рабочую силу, делятся на 10 групп:
1. Прямая з/п
2. Оплата неотработанного времени
3. Премиальные денежные вознаграждения
4. Еда, питье, топливо и др. выплаты в натуральной форме
5. Стоимость жилья, предоставленного рабочим
6. Затраты работодателей на социальное обеспечение
7. Стоимость профессионального обучения
8. Стоимость культурно-бытового обслуживания
9. Прочие расходы на рабочую силу
10. Налоги
Затраты на рабочую силу необходимо изучать в виде выборочного исследования с интервалом, не превышающим 5 лет. Т наблюдения = 12 месяцев.
Расходы на содержание рабочей силы рекомендуется изучать в тех же аспектах, что и з/п.
В нашей стране затраты на рабочую силу оцениваются по следующим направлениям:
1. Среднемесячные затраты на рабочую силу в расчете на одного работника с позиции работодателя (руб.)
2. 2. Затраты на рабочую силу в расчете на один отработанный час и затраты на один оплаченный час (руб.)
3. Структура затрат на рабочую силу (%)
· з/п
· расходы на обеспечение жильем
· расходы на социальную защиту + обязательные отчисления и выплаты
· расходы на профессиональное обучение
· расходы на культурно – бытовое обслуживание
· налоги
· прочие
4. Структура з/п по элементам (%)
· Оплата за отработанное время, включающая:
-Оплату по тарифным ставкам, окладам, расценкам
-Надбавки и доплаты, премии, районные выплаты и др.
· Оплата за неотработанное время
· Разовые поощрительные выплаты
· Оплата питания, топлива, квартплаты и т.д.
Организуется статистическое обследование с 1995 года.
Выборка организаций осуществляется в виде многомерного расслоенного случайного отбора с простой оценкой показателей по сред. значению в страте. Пересчитывается на единицу чего-либо.
Методы прямого регулирования з/п остались только в бюджетной сфере путем использования единой тарифной сетки по оплате труда. Действует для гос. служащих и других категорий, которые состоят на гос. обеспечении.
В остальных секторах – косвенное регулирование оплаты труда посредством установления МРОТ, различных региональных коэффициентов и т.п.
Для осуществления государственной политики в этой области Росстат собирает информацию по всем крупным предприятиям и выборочно по всем мелким и средним по следующим показателям:
· Среднесписочная численность работников
· Отработанное время
· Фонд з/п
Остальные показатели в рамках министерской (отраслевой) отчетности.

Средний уровень з/п для организации:











Для изучения динамики среднего уровня з/п также используется индексный метод анализа



Необходимость в оценке изменений фонда з/п




Основной элемент издержек организации на рабочую силу – оплата труда. Её доля в зависимости от отраслей экономики колеблется от 55 до 70%.
Наиболее высокая доля затрат на рабочую силу держится в ТЭК.
Наиболее низкая – в легкой промышленности.
Принято выделять номинальную (начисленную) и реальную з/п. Отличаются на величину инфляции за этот же период.
Коэффициенты считаются по стране, отраслям и регионам.
С 1992 года ведется государственный мониторинг просроченности по выплате з/п
- Суммы начисленные, но не выплаченные в срок
- Суммы, перешедшие из предыдущих периодов.






