Узлы с одной станцией (рис. 9.1) образуются в местах пересечения двух железнодорожных линий (однопутных или двухпутных) или при примыкании железнодорожной линии к основной линии. Узлы этого типа располагаются в районе небольших городов и обслуживают пассажирское и грузовое движение. Эта объединенная станция является участковой или сортировочной. Она обслуживает вагонопоток, прибывающий в участковых и сборных поездах, обслуживает пассажирское движение и местную грузовую работу. Иногда объединенная станция представляет собой сочетание сортировочной, пассажирской и грузовой станций, расположенных на одной площадке, такая станция может формировать не только участковые и сборные поезда, но и сквозные поезда.
|
Узлы с одной станцией различаются в зависимости от числа подходов к узлу, от числа главных путей, взаимного расположения приемо-отправочных и сортировочного парков и других условий.
Подходы к узлу могут быть развязаны как по линиям, так и по направлениям. Однако лучшим вариантом является развязка подходов по направлениям движения (рис. 9.1). Двухпутная линия АБ пересекается с двухпутной линией ВГ. Главные пути линии ВГ расположены объемлющими в развязках обоих концов узла, чтобы исключить пересечение маршрутов отправления грузовых поездов внутри станции. Для того, чтобы исключить попутное пересечение маршрутов при отправлении поездов с Г, следующих на А и поездов с В, следующих на Б, укладывают дополнительные пути Ia и Па, показанные на рисунке пунктиром.
|
|
Узлы крестообразного типа (рис. 9.2) образуются на пересечении двух железнодорожных линий однопутных или двухпутных. Узлов такого типа на сети достаточно много (Тула, Ржев, Паве-лец и др.) В узле, как правило, две станции: на основной линии сортировочная на другой участковая (в некоторых случаях обе станции участковые). Всю сортировочную работу по формированию и расформированию грузовых поездов в узле выполняет сортировочная станция. Здесь же располагаются и экипировочные устройства для локомотивов, а иногда и ремонтная база.
|
Обработку транзитных поездов (техническое обслуживание, коммерческий осмотр, смену бригад) выполняет на каждой линии своя станция. Пассажирские устройства должны быть на каждой станции. Устройства для грузовых операций могут быть на обеих станциях или только на одной, в зависимости от расположения промышленных и других предприятий. Для пропуска пассажирских поездов, а также угловых транзитных поездов и передачи угловых вагонопотоков с одной линии на другую, укладывают соединительные пути V, VI и VII, а для организации пересадки пассажиров и пропуска транзитных пассажирских поездов линии ВГи при этом не меняя голову на хвост, укладывают соединительный путь VIII. Достоинство узлов этого типа в том, что обеспечиваются минимальные пробеги транзитных поездов. Кроме того, обеспечивается удобное размещение грузовых станций в стороне от городов. Недостаток узлов крестообразного типа: перепробеги и двойная переработка угловых вагонопотоков.
|
|
Узлы треугольного типа (рис. 9.3) образуются в пунктах с подходами трех железнодорожных линий, имеющих значительную взаимную корреспонденцию грузовых и пассажирских потоков. Назначение основных станций в узлах треугольного типа может быть различным и зависит от расположения города по отношению к узлу и расположению промышленных и других предприятий. Сортировочную работу сосредотачивают на одной станции узла, лучше на той, которая обслуживает местную грузовую работу. Здесь же располагают и экипировочные устройства для локомотивов, в схеме приведенной на рисунке сортировочные устройства лучше располагать на одной из станций основной линии 1 или 2. Пассажирские устройства необходимо иметь на двух станциях, расположенных в городе. В схеме, приведенной на рис. 9.3, такими станциями будут 1 и 3 станции. Расположение грузовых устройств или (отдельной грузовой станции) зависит от расположения промышленных предприятий и наличия автомагистралей в городе. Транзитные грузовые поезда пропускаются по кратчайшим расстояниям, если сортировочные устройства расположены на станции 1, транзитные грузовые поезда направления ВБ пропускаются в обход ее через станции 2 и 3.
Достоинство узлов треугольного типа: он удобен для пропуска транзитных поездов по всем направлениям (по кратчайшим расстояниям).
Недостаток: часть вагонопотока имеет перепробег в узле при любом расположении сортировочной станции. Например: при расположении сортировочных устройств на станции 1, перепробег будут иметь вагоны с переработкой, следующие с В на Б и с Б на В. Наличие в узле трех станций вызывает дополнительные расходы по содержанию штата и устройств станции.
Узлы с параллельнымрасположением станций (рис. 9.4). В узлах этого типа пассажирская и сортировочная станция расположены параллельно и имеют независимые подходы главных путей. Такое расположение могло сложиться при развитии узла из узла с одной станцией. С ростом размеров движения сортировочные устройства выносятся на новое место, причем по условиям рельефа местности сортировочные устройства располагают параллельно пассажирским.
Грузовая станция располагается между пассажирской и сортировочной. Узлы с параллельным расположением станций удобны для пропуска транзитных потоков (без переработки и с переработкой). Облегчается работа пассажирской станции, так как обеспечивается независимость ее от сортировочной станции.
Недостаток узла — требуется широкая площадка, затрудняется связь между частями города, размещенными по обе стороны железнодорожной линии.
Узлы с последовательнымрасположением станций (рис. 9.5) образуются в случаях, когда имеются в узле несколько специализированных станций, расположенных последовательно по местным условиям. Такими условиями могут быть топографические (в долине реки) или планировочные (узел обслуживает крупный город с промышленными предприятиями, размещенными на большом протяжении вдоль железной дороги). Подходы к узлам этого типа концентрируются по концам.
Узлы с последовательным расположением станций обслуживают главным образом прямые грузовые и пассажирские потоки и местную работу. Узлов этого типа на сети достаточно много (Смоленский, Уфимский, Вологодский и др.). Они различаются числом станций, их взаимным расположением, числом подходов.
|
|
Расположение станций в узле зависит от планировки города и размещения промышленных районов. Пассажирская станция располагается ближе к основным жилым районам города, чтобы привокзальная площадь была удобно связана с основными городскими магистралями. В пределах узла пассажирские устройства могут быть и на других станциях узла, могут быть и остановочные пункты при значительном протяжении города вдоль железной дороги. В зависимости от объема местной работы в узле может быть одна или две грузовые станции.
Узлы с последовательным расположением станций удобны для пропуска пассажирских и транзитных грузовых поездов. В узле обеспечивается высокая пропускная способность. Но при большом числе подходов, главный внутриузловой ход перегружается и может появиться необходимость сооружения обхода или дополнительных главных путей.
Узлы радиального типа (рис. 9.6) в центре радиально расходящихся линий имеют основную станцию, на которой выполняется пассажирская и сортировочная работа, кроме этой станции в узле имеются и другие станции размещенные на радиальных направлениях (узлы Вязьма, Краснодар и др.). Образовались узлы этого типа из узлов с одной станцией, при росте сортировочной и местной работы.
Возникновение крупных промышленных предприятий вызвало необходимость сооружения новых станций на радиальных направлениях для обслуживания местной работы. Вся сортировочная работа выполняется на основной станции, являющейся сортировочной или участковой. В узлах радиального типа с большой местной работой вагоны, следующие под выгрузку в узел, со всех подходов прибывают на сортировочную станцию, а затем значительная их часть после расформирования возвращается на станции выгрузки. Поэтому сортировочная станция узла перегружена и вагонопотоки в узле имеют значительный перепробег. Снижение загрузки сортировочной станции достигается строительством обходов и соединительных путей, а иногда и второй сортировочной станции. В результате развития узла можно перестроить его в узел кольцевого типа.
|
|
Узлы тупикового типа (рис. 9.7) образуются обычно в конечных пунктах магистральных линий, определенных экономическими или географическими условиями, но для выполнения значительной работы необходимо иметь несколько специализированных станций. Пассажирская станция располагается вблизи центральной части города и имеют хорошую транспортную связь с ним. Сортировочную работу выполняет одна станция, которая обслуживает грузовой район, подъездные пути и порт при наличии реки или моря. Узлы тупикового типа часто являются лишь первым этапом развития узла. При развитии узла приходится сооружать новую пассажирскую станцию со сквозными путями вместо тупиковой, сооружаются несколько грузовых и сортировочных станций.
Узлы кольцевого типа (рис. 9.8) образуются в крупных городах и промышленных центрах при большом числе сходящихся линий. Кольцевая окружная дорога соединяет в одно целое весь узел. Пассажирские станции располагаются в пределах города, грузовые станции располагаются как на кольце, так и на ответвлениях от него. Число сортировочных станций и их размещение в узлах кольцевого типа зависит от числа подходов, размеров и направления вагонопотоков, местных условий и определяется технико- экономическим сравнением вариантов. Обычно в узлах кольцевого типа целесообразно иметь две или более сортировочных станций, которые размещают за пределами города на подходах к узлу. Каждая станция обслуживает два-три направления, это вызывает перепробег вагонов с линий не имеющих сортировочную станцию. При развитии узлов кольцевого типа строят глубокие вводы в город для обслуживания пригородных пассажиров и диаметры, которые соединяют различные подходы между собой для пропуска транзитных пассажирских поездов. В Московском узле имеется Белорусско-Смоленский диаметр, соединяющий северные направления (Рижское, Октябрьское, Смоленское) и южное (Курское). Схема узла кольцевого типа с диаметром приведена на рис. 9.9.
Узлы полукольцевого типа (рис. 9.10) образуются при наличии естественной преграды, мешающей сооружению полного кольца (Одесса, Санкт-Петербург). В узле имеются глубокие вводы в город, которые заканчиваются пассажирскими и грузовыми станциями. За пределами города расположено полукольцо, связывающее подходы между собой. Сортировочные станции следует располагать на подходах к полукольцу и по возможности устраивать их объединенными для нескольких направлений.