Техническое обслуживание узлов с подшипниками качения

ВЫПИСКА ИЗ ИНСТРУКЦИИ ЦТ-330

ПО СОДЕРЖАНИЮ И РЕМОНТУ УЗЛОВ

С ПОДШИПНИКАМИ КАЧЕНИЯ ЛОКОМОТИВОВ МПС

Введение

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок, а также нормы техничес­кого обслуживания и ремонта следующих узлов с подшипниками качения электровозов, тепловозов, МВПС и дизель-поездов:

- букс колесных пар; - якорных узлов тяговых электродвигателей; - тяговых (осевых) редукторов.

2. Общие указания

2.1. Выполнение требований настоящей Инструкции обязательно для всех ра­ботников, связанных со сборкой, эксплуатации ремонтом и хранением под­шипников качения и узлов, перечисленных в п. 1.1 настоящей Инструкции.

2.3. Для обеспечения надёжной работы в эксплуатации узлов с подшипника­ми качения локомотивов проводят их техническое обслуживание, ревизии и ремонт.

Техническое обслуживание узлов с подшипниками качения

3.1. Техническое обслуживание узлов с подшипниками качения выполняется при ТО-1 локомотивов локомотивными бригадами локомотивных депо, а при ТО-2, ТО-3, ТО-4 и текущих ремонтах ТР-1 и ТР-2 - ремонтными бригадами локомотивных депо.

3.2. Локомотивные бригады при техническом обслуживании ТО-1 (приёмке и сдаче локомотива, при стоянках на станциях) должны проверять состояние буксовых узлов колёсных пар локомотива, температуру их нагрева. При этом необходимо проверять надёжность болтовых креплений, состояние резино-металлических поводков, отсутствие трещин в корпусах и крышках букс, целост­ность наличников букс и их крепление.

Температуру нагрева проверять на ощупь рукой или специальными термо­метрами в случае оснащения локомотива таковыми. Признаками перегрева подшипникового узла является подгорание и изменение цвета окраски его, подтекание смазки и т. п.

Максимальная температура нагрева подшипниковых узлов, определяемая на корпусе узла в нагруженной зоне, не должна быть более 80 градусов Цель­сия. Обычно температура узлов превышает температуру окружающей среды на 25 - 35 градусов Цельсия (у тяговых двигателей до 50 градусов).

Чрезмерное нагревание узлов с подшипниками качения может происходить из-за:

- неправильной сборки подшипникового узла;

- заедания в лабиринтном уплотнении или от сильного трения уплотнительного кольца (при этом наибольшему нагреву подвержена зона уплотнения);

- отсутствие или малого радиального зазора в подшипнике;

- отсутствие или малого осевого разбега в подшипнике или узле;

- недостаточной подачи смазки и повреждения вследствии этого поверхности осевого упора и торца оси (при этом наибольшему нагреву подвержена перед­няя часть буксы);

- попадание в подшипники песка или других механических примесей;

- недостаточное количество смазки;

- переполнение узла смазкой;

- низкого качества или загрязнения смазки;

- применение не установленной для узла смазки.

3.4. При обнаружении повышенного нагрева подшипникового узла (буксово­го, редукторного или тягового двигателя) убедиться в возможности дальнейше­го следования с поездом, добавить смазку и довести поезд до ближайшей стан­ции на пониженной скорости, исключающей дальнейшее повышение темпера­туры, наблюдая за неисправным узлом. На станции произвести более деталь­ный осмотр и принять решение о возможности дальнейшего следования и его порядке. Охлаждение подшипниковых узлов снегом или водой запрещается.

О всех случаях повышенного нагрева узлов с подшипниками качения, обна­руженных неисправностях и принятых мерах, машинист локомотива обязан сделать запись в журнале технического состояния локомотива (форма ТУ-152)

В депо неисправный подшипниковый узел осмотреть, при необходимости произвести его ревизию и ремонт.

В случае заклинивания или разрушения подшипника тягового редуктора не­обходимо отключить питание тягового электродвигателя, вывесить колёсную пару неисправного колёсно-моторного блока и довести поезд до ближайшей станции со скоростью не более 10км/час.

Неисправная колёсная пара локомотива может устанавливаться на специаль­ную тележку для транспортировки локомотива. Скорость следования в этом случае определяется технической документацией тележки.

При заклинивании подшипника тягового электродвигателя необходимо разъединить муфту тягового редуктора (где это предусмотрено конструкцией). Допускается осуществлять срезку малой шестерни тягового редуктора или раз­резать оболочку упругой муфты.

3.5. В случае повреждения подшипникового узла при крушении или столкно­вении, а для буксовых узлов, кроме того, после схода колёсной пары с рельсов, при скорости свыше 20 км/ч, а также наличии ползуна на поверхности катания глубиной более 1,5 мм провести ревизию узла.

3.6. При техническом обслуживании подшипниковых на ТО-2, ТО-3, ТО-4, ТР-1 и ТР-2 их пригодность к дальнейшей работе определяется внешним ос­мотром, для чего необходимо произвести следующие работы:

- проверить надёжность болтовых креплений, в том числе тахогенераторов и заземляющих устройств, отсутствие трещин в корпусах, крышках, подшипни­ковых щитах и сопряжённых с ними деталей, целостность наличников букс их крепление, отсутствие утечки смазки. Ослабевшие болты и гайки подтянуть. Неисправные детали креплений заменить, а также восстановить проволочную вязку (там где она предусмотрена чертежами);

- по прибытию локомотива в депо (при постановке на стойло для ремонта) проверить температуру нагрева (на ощупь или специальными термометрами) подшипниковых узлов колёсно-моторных блоков тяговых генераторов. На техническом обслуживании ТО-4 локомотива температуру нагрева проверять

Наименование параметра Допускаемый размер, мм при выпуске из ремонта Предельный в эксплуатации мм Тепловозы
капитального ТР - 3
Буксовый узел челюстной тележки (рис. 21)
Зазор а между верхней частью буксы и рамой тележки 40 - 50     2Т310Л,М62, ТЭМ2,ТЭ 3  
Зазор 6 между подбуксовой стрункой и рамой тележки 5 - 7 4 -7  
Продольный зазор в между буксой и направляющими челюстями (суммарный) 0.6 1.8    
Поперечный (свободный) разбег г колесных пар (суммарный на обе стороны)  
крайних 3 - 4     2ТЭ10Л,М62, ТЭМ2,ТЭ 3
средних 28 - 29    
Толщина наличников лицевого d1, внутреннего d2, рамного лицевого d4 и рамного бокового d3   4 - 8  
Буксовый узел бесчелюстной тележки (рис. 22)
Зазор а между дном клинового паза и хвостовиком валика буксового поводка 3—7 3—7 0,5 С бесчелюстными тележками
Прилегание боковых поверхностей хвостовика валика в клиновом пазу, % Не менее 50 Менее 40
Зазор б между головкой поводка и нижним листом рамы тележки      
Зазор в между стержнем нижнего      

Рис 21 Контролируемые размеры в буксовом узле челюстной тележки

Рис 22 Контролируемые размеры в буксовом узле бесчелюстной тележки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: