Христианский подход».
Модуль
Духовные аспекты возрастной психологии
(детство, отрочество, юность).
1 сентября 2020 – 5 января 2021
Курс посвящен формированию целокупности человека как системы целостности по трем направлениям: целостного христианского мировоззрения, личностной целостности, целостности семьи.
Целостный подход напрямую вытекает из тысячелетнего опыта христианской церкви, а его основанием являются христианская антропология и психология – христианское учение о человеке и его душе.
В православном понимании целостность – это зрелость. Второй модуль курса посвящен взрослению – личностной целостности.
Взрослея, проходя через определенные этапы развития и кризисы, человек движется к зрелости как к конечной цели. И от того, насколько удачно были пройдены эти этапы, зависит, приближается или отдаляется человек от цели.
Программа:
Тема 1. Введение. Возрастная психология в контексте современной психологической и антропологической науки.
Предмет возрастной психология. Место возрастной психологии в психологической науке. Сравнительный подход западной и отечественной возрастной психологии. Понятия «возраст» и «развитие», их трактовка в различных теориях развития. Личностное и психическое развитие. Методы возрастной психологии. Типы возрастов и задачи каждого возраста.
Тема 2. Работа с семьей, ожидающей ребенка.
Перинатальная психология: определение, предмет изучения, постулаты. Беременность: первый триместр, психологические особенности адаптации к новому состоянию. Мотивы зачатия и их влияние на стиль проживания беременности. Школы материнства, дородовая подготовка к родам, диагностические методы, проективные методики. Духовно-ориентированная работа с беременной женщиной.Факторы удовлетворённости родами у женщин: непрерывная поддержка, личные убеждения. Партнерские роды. Участие мужа, немедицинские помощники (доула).
Тема 3. Жизнь семьи после рождения ребенка до 3-х лет.
Особенности психологического, эмоционального состояния женщины после родов. Проявления послеродовой меланхолии и депрессии, профилактика и помощь. Привязанность и кризисы раннего возраста. Этап развития базового доверия к миру, кризисы новорожденности и первого года жизни. Этап развития самостоятельности и нерешительности, кризис раннего детства.
Тема 4. Духовно-ориентированный подход в психолого-педагогическом сопровождении детей дошкольного возраста (3-7 лет).
Влияние содержания отношений ребенка и взрослого на решение задач развития. Формирование психологических границ и осуществление собственной позиции во взаимодействии, появление автономности. Кризис раннего возраста. Эмоциональная связь с родителями. Сила личности. Отношения и игра со сверстниками. Половая идентификация. Развитие воли ребенка. Истоки морального развития. Религиозное обучение. Кризис середины детства.
Тема 5. Духовно-ориентированный подход в психолого-педагогическом сопровождении детей младшего школьного возраста (7-11 лет).
Формирование социальных связей. Появление меры правильности и справедливости отношений. Исследование своей умелости, формирование уверенности в себе, своих силах. Овладение способами организации нового вида труда – учебного. Роль родителей в формировании системы способов оценки и контроля своей деятельности ребенком. Формирование трудолюбия и логического мышления. Морально-этическое развитие. Овладение навыками ориентировки в своем внутреннем мире.
Тема 6. Средний и старший школьный возраст (12-17 лет). Арт-терапевтические методы работы с подростками на приходе.
Подростковый возраст: кризис идентичности, телесные проблемы и поведение взрослых; развитие сексуальной осознанности; подростковый нарциссизм и его предупреждение; границы; ложь и воровство подростков в семье. Стратегии помощи при суицидальном и самоповреждающем поведении. Одаренность. Способности к общению, саморегуляции, управлению своим состоянием и поведением как составляющие характера. Развитие у подростков «интеллекта сердца» (эмоциональной грамотности), приобретение опыта трансформации негативных состояний и чувств, навыков общения и уверенного поведения, конструктивного решения конфликтов с использованием арт-терапии. Арт-терапевтические техники для исследования идентичности, интериоризации духовных ценностей и повышения осознанности в церковной жизни.
КАНИКУЛЫ С 3 ПО 10 НОЯБРЯ
Тема 7. Акцентуации характера.
Понятия акцентуации характера и психопатии. Различные классификации акцентуаций. Влияние воспитания на формирование акцентуаций характера у детей. Православный взгляд: корреляция страстей и акцентуаций характера.
Тема 8. Профориентация.
Диагностика способностей и препятствия для правильного выбора профессии. Три вида способностей, необходимых для успешностей в профессиональной деятельности.
Диагностика способностей к обучению и познавательной деятельности. Работа как поле развития характера, как возможность стать полновластными владельцами своих даров и талантов. Психологическая карта профессий с учетом спроса на современном российском рынке труда. Планирование карьеры. Приобретение навыков самопрезентации для получения работы. Профиль компетенций и личностные ресурсы. Планирование карьеры с использованием арт-терапевтических практик. Исследование и осознание семейного опыта, влияющего на карьерные решения. Причины ошибочных решений. Карьерное консультирование взрослых: обучение инструментам диагностики для эффективного использования своих ресурсов в достижении карьерных целей.
Применение современных методик самоопределения и развития личностной эффективности для поиска предназначения и развития своей карьеры.
Тема 9. Сопровождение подростков с девиантным поведением.
Основные теоретические концепции девиантного поведения. Особенности девиантного поведения подростков. Делинквентное поведение. Сопровождение процесса взросления подростков с девиантным поведением. Опыт социальной реабилитации подростков, находящихся в конфликте с законом.






