double arrow

Стили руководства коллективом

 

Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:

 

• Директивный стиль (авторитарный); 

• Демократический стиль (коллегиальный); 

• Либеральный стиль (попустительский или анархический).

 

1.Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников.

 

 Преимущества стиля:

 

· эффективность и своевременность;

 

· понятно, кто является ответственным;

 

· можно осуществлять полномочия власти без запугивания;

 

· развивает людей, у которых недостаточно опыта;

 

· дает больше гарантий принятия правильного решения.

 

Недостатки:

 

не способствует профессиональному росту образованных работников;

 

некоторым образованным работникам может не нравится или вызывать обиду;

 

может привести к текучести кадров, когда люди приобретут достаточный опыт работы.

 

Этот стиль подходит:

 

когда работник приобретает опыт и компетенцию;

 

когда работник в определенной мере понимает свою работу;

 

когда работника необходимо направлять и содействовать ему.)

 

2.Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.

 

 Преимущества:

 

· способствует привлечению к решению производственных вопросов;

 

· есть возможность для профессионального роста работников;

 

· поддерживает определенное время чувство удовлетворения у людей.

 

Недостатки:

 

забирает у менеджера много времени;

 

тот, кто не справляется со своими обязанностями, может саботировать цели организации в которой работает;

 

изменения становятся источником конфликта в организации, и работники могут пытаться не допускать изменений;

 

решение большинства не всегда наилучше отвечает интересам организации.

 

Этот стиль подходит:

 

· когда работник ознакомлен с заданием;

 

· когда работник высоко компетентен;

 

· когда работник и руководитель разделяют идеи и решения.)

 

3.Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью. В чистом виде полярные стили руководства встречаются крайне редко. Ведь выбор стилей обусловливается рядом самых различных факторов, главный из которых — ситуация. На практике авторитарный, демократический и либеральный стили управления не имеют между собой непреодолимого барьера, образуя непрерывную цепочку.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: