Симптомы страха в поведении ребенка. Возрастная динамика страхов

Иногда исследователи выстраивают зависимость: возраст ребенка — доминирующий детский страх. Вот пример[10]:

Дети до 1 года — страх перед громким и неожиданным шумом, перед незнакомыми людьми, раздеванием, одеванием и сменой обстановки;

Дети в возрасте 1 — 3 лет боятся разлуки с родителями, травм, засыпания и сна (здесь боязнь ночного кошмара). Также в этом возрасте сохраняется страх смены обстановки;

Ребенок 3 — 5 лет боится темноты, одиночества и замкнутого пространства;

Дети в возрасте 6 — 7 лет больше всего боятся смерти;

Ребенок 7 — 8 лет боится неодобрения со стороны родителей.

Всех детей обычно делят по уровню развития детских страхов на три группы: дети с низкой выраженностью детских страхов, с оптимальным уровнем страхов и дети с высоким уровнем страхов. Преобладают обычно дети с высоким уровнем страхов. Например, опрос 60 школьников Нижнего Новгорода в возрасте 8 — 9 лет показал следующие результаты:

 

Низкая выраженность детских страхов — 15 % опрошенных;

Оптимальный уровень страхов (возрастная норма) — 33 % опрошенных;

Высокий уровень страхов — 52 % опрошенных.

В разном возрасте страхи и тревожность ребенок проявляет по-разному. Симптомы характерные для новорожденного – беспокойство, запрокидывание ручек, вздрагивания, общее напряжение. Страхи у детей в возрасте до полугода, как правило, вызваны громким звуком или ярким светом, быстрым приближением чего-то большого и незнакомого или потерей опоры. С 6-7 месяцев и до трех лет отмечается страх одиночества от долгого отсутствия мамы. С 8 месяцев и до полутора лет – страх перед незнакомыми людьми.

Начиная с 2 лет, ребенок может бояться отдельных предметов, объектов или ситуаций. После 3 лет дети начинают бояться наказаний или недостатка внимания родителей, в связи с наступлением возраста осознанного течения межличностных контактов.

Для дошкольного возраста характерны такие страхи, как темнота, осуждение окружающих, боязнь сказочных или вымышленных персонажей, опасных объектов и предметов. В младшем школьном возрасте проявляются страхи межличностного характера – публичные выступления, получение плохой отметки, осуждение, высмеивание, отвержение.

В возрасте 6 лет могут начать появляться страхи аварий, катастроф различного характера, болезней, пожаров и даже смерти. Под воздействием страха у ребенка часто пропадает аппетит, нарушается сон, появляются различные боли, например, мышечные, головные, сердечные, суставные.

 

Устранение страхов посредством рисования у детей дошкольного возраста.

Рисование - творческий акт, позволяющий детям ощутить радость свершений, способность действовать по наитию, быть собой, выражая свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды. Рисование, как и игра, - это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов.

Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети, которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений. Они легко могут представить себя на месте того или иного человека или персонажа рисунка и выразить свое отношение к нему, поскольку это же происходит каждый раз в процессе рисования.

Последнее как раз и позволяет использовать рисование в терапевтических целях. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Как для выработки иммунитета от инфекционных болезней вводится живая, но ослабленная вакцина, стимулирующая развитие здоровых, защитных сил организма, так и повторное переживание страха при отображении на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания.

Отождествляя себя с положительными и сильными, уверенными в себе героями, ребенок борется со злом: отрубает дракону голову, защищает близких, побеждает врагов и т. д. Здесь нет места бессилию, невозможности постоять за себя, а есть ощущение силы, геройства, то есть бесстрашия и способности противостоять злу и насилию. Рисование неотрывно от эмоций удовольствия, радости, восторга, восхищения, даже гнева, но только не страха и печали.

Рисование, таким образом, выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражения эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: