Тема 7. Современная « зеленая» архитектура

 

Взгляд на зеленую архитектуру начинается с подхода к органической архитектуре, и можно сделать вывод, что эта архитектура не просто ностальгический стиль или дань природе. Она всегда будет вдохновлять и гипнотизировать. Она позиционируется сегодня как международное движение, которое объединяет уважение к природе и красоте, гармонию природных форм, тенденций и систем. Как волна, эта новая и заманчивая модель пронизывает мир. Между тем, это преобразующая архитектура и дизайн 21-го века. В то время как наука все глубже и глубже изучает микроскопическое царство материи и обнаруживает чудодейственные структуры, природа продолжает удивлять нас и учить нас, как мы должны конструировать и проектировать более мудро и разумно, а также более экономично и экологично.

Городские здания не возводятся в чистом поле, они существуют в контексте архитектурного ансамбля всего города. Каждый архитектор, проектирующий в условиях города, вступает методами искусства в своеобразный диалог со своими предшественниками, в ходе которого высказывает им своё уважение и произносит собственное послание потомкам. Тщеславная монументальность не способна успешно выполнить задачи интеграции зданий в культурно-исторический контекст, транспортную инфраструктуру, включающую пешеходные дорожки, или в окружающую среду города, на состояние экологии которого могут влиять здания -пагубно без учёта долгосрочных воздействий или конструктивно в духе устойчивого развития, как это делают многие архитекторы, как например,  сингапурского бюро WOHA.

Эко-проект станции Bras Basah, реализованный в историческом центре города, должна была, по мысли архитекторов, стать связующим звеном между подземной транспортной системой и наземными достопримечательностями. Связь осуществляется посредством интеграции в контекст парка и заливки прозрачной крыши станции водой, формирующий зеркальную поверхность для отражения музея, собора и библиотеки, куда ведёт выход станции. Прозрачная крыша преследует цель регулирования климата под землёй, так как поднимающийся тёплый воздух поглощается водой, испарения которой в водопадах создают охлаждающий эффект. Стеклянная крыша, покрытая водой, пропускает естественный свет до самой платформы благодаря применению наклонной стены, отражающей свет и направляющей его всё ниже и ниже. Прозрачность приносит игру света и тени водной глади на стенах станции, она задумывалась не только как эстетический или экологический приём, но и способ психологического воздействия на тех людей, которые испытывают дискомфорт и напряжение в замкнутых пространствах.

  Самый знаковый проект WOHA в Сингапуре — Школа искусств SOTA стал для архитекторов поводом поразмышлять о роли искусства в жизни общества, о современной системе образования в творческой сфере и о том, как архитектура служит искусству, природе и обществу. Разделение здания школы на отсеки, где происходит обучение и где происходят представления для всех желающих, позволило донести искусство горожанам и дать подросткам возможность набираться опыта. Нижний уровень здания выступает пространством для публичных действ, под открытым небом или на сценах театра или концертного зала. Учебные этажи, закрытые для доступа публики тем не менее открыты творчеству: коридоры и холлы служат импровизированными площадками, причём в качестве декораций выступают городские пейзажи.

 Здание спроектировано как огромная ветровая машина, оно насквозь пронизывается порывами ветра, даже несмотря на то, что климат Сингапура характеризуется малой подвижностью воздуха и его высокой относительной влажностью. Проницаемость здания, понимаемая как открытость людям и природе, улучшает понимание между людьми и приближает человека к окружающей среде. Озеленение фасадов естественными средствами создаёт тень, вместе с гуляющими по зданию ветрами способствует его охлаждению. Растения защищают здание от перегрева, уличного шума и пыли, они служат источником вдохновения даже в условиях города, поэтому даже крыша озеленена, а посреди неё разбита дорожка для бега.


Интеллектуальные послания архитекторов, небезразличных к мировому искусству и культуре, умело скрыты по всему зданию, приглашая учеников школы не только выработать свой взгляд на роль творческой личности в судьбах общества и планеты, но и принять участие в начатом архитекторами диалоге, оставив на всех намеренно окрашенных в белый цвет внутренних стенах свои видения будущего человечества в духе устойчивого развития.

 

Тема 8. Экологическая безопасность.
Взаимосвязь здания и инженерного оборудования

 

    Экологическая безопасность зданий, сооружений и обслуживающих их систем климатизации в последнее время вызывает широкий интерес у специалистов. Необходимость проектировать здания, сооружения и обслуживающие системы климатизации с учетом их экологичности возникла именно как следствие того, что Киотский протокол, подписанный всеми крупными промышленными государствами (за исключением США), явился определяющим фактором в практическом применении данной концепции.

Применительно к области строительства зданий и сооружений, оборудованных системами климатизации, экологически безопасной считается такая взаимосвязь здания и инженерных систем, которая на протяжении всего срока службы обеспечивает эффективную эксплуатацию объекта при соблюдении следующих условий:

• минимальные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, в частности, веществ, способствующих созданию парникового эффекта, глобальному потеплению, выпадению кислотных дождей;

• минимальные объемы потребляемой энергии из невозобновляемых источников, сокращение энергопотребления и энергосбережение;

• минимальные объемы твердых и жидких отходов, в том числе от ликвидации самого здания (сооружения) и утилизации частей инженерного оборудования по истечении срока службы и выработке ресурса;

• минимальное влияние на экосистемы окружающей среды по месту нахождения объекта;

• наилучшее качество микроклимата в помещениях здания, санитарно-эпидемиологическая безопасность помещений, оптимальный тепловлажностный режим, высокое качество воздуха, качественные акустика, освещение.

 

Если все перечисленное кажется перечнем благих намерений, вряд ли осуществимых в обозримом будущем, отметим, что, в частности, в Европе за последние 10–20 лет построено множество зданий, самых разных по типу и назначению, успешно доказывающих, что многие условия экологической безопасности можно осуществить уже сегодня, если на этапе разработки проекта отойти от традиционного разделения задач архитектора и инженера-проектировщика систем климатизации и самым тесным образом взаимодействовать с непосредственным заказчиком.

Общим признаком таких проектов стал отказ от существующего представления о необходимости использовать для обеспечения комфортных условий системы климатизации со всей их холодильной и тепловой мощью. Экологическое проектирование, напротив, предлагает «ввести природу в дом» (англ. «invite nature in») и использовать природные возможности, в том числе энергетические, настолько широко, насколько это возможно, сохранив за инженерными системами одну лишь задачу интеграции, и только в случае крайней необходимости.

В такой форме концепция экологически безопасного проектирования ведет к серьезной и подчас довольно глубокой переоценке архитектурной задачи, в буквальном смысле открывая двери широкому применению естественной вентиляции, солнечной радиации и другим возобновляемым источникам энергии так, чтобы само сооружение в известных пределах стало самообеспечиваемым благодаря использованию систем, регулирующих состояния его оболочки и параметров теплообмена с внешней средой..

  Обычное проектирование не может считаться экологически безопасным, поскольку целиком и полностью сводится к одному лишь поиску энергоэффективных инженерных систем, пусть даже с высокими стоимостными показателями. Между тем именно взаимосвязь здания с местными климатическими условиями с учетом предусматриваемых инженерных решений должно решить задачу его «экологической» привязки.

Пример организации естественной вентиляции на одном из этажей административного здания. На рис. А воздух поступает с одной стороны через открытую форточку в окне, проходит через помещение до противоположной стены, осуществляя его вентиляцию, и за счет естественной вытяжки выходит через соответствующий проем. На рис. Б вентиляция организована по иному принципу: один поток наружного воздуха отводится с той же стороны, где и забирается, а второй поток пересекает помещение так же, как и в первом случае.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: