Представления, соединенные с воображением и фантазией, необходимы в научном познании. Там они приобретают форму творчества

ГНОСЕОЛОГИЯ или ТЕХНОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ

ГНОСЕОЛОГИЯ - учение о познании.

    Гносеология, или учение о познании — это раздел философии, изучающий возможности познания мира человеком, структуру познавательной деятельности, формы знания, критерии истинности и достоверности знания, его природу и границы.

Основной вопрос философии:

ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР?

Гносеологический оптимизм – да

Скептицизм – возможно

Агностицизм – никогда

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГНОСЕОЛОГИИ

1. Необходим субъект и объект познания.

    S – активный. Это познающий человек. 

    O – пассивный. Это то, на что направлено познание.

                                                    S----------------О

2. Познание носит субъективный характер.

    Человек в процессе познания творит свой собственный образ окружающего мира, который зависит от уровня развития сознания субъекта.

    Нельзя ставить знак равенства между объектом познания и образом объекта познания, созданным тем или иным человеком.

объект = образ объекта

Постепенно познание должно переходить от субъективности к объективности, т.е. к истине

3. Познание имеет творческую природу.

 Человек способен домысливать, фантазировать, дорисовывать объекты познания.

4. Принципы познания: причинность, системность, развитие.

5.Типы знания: вненаучное и научное.

К вненаучному знанию относят: житейское, художественное, мифологическое, религиозное, философское. Философия носит переходный характер от вненаучного к научному знанию.

6. Процесс познания состоит из 4 ступеней: чувственное,    рациональное, интуитивное и мистическое познание.

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ - получение информации с помощью органов чувств, которые связывают нас с внешним миром.

Такое познание может осуществляться и с использованием специальных технических средств (приборов), расширяющих возможности органов чувств человека.

Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление

ОЩУЩЕНИЯ -возникают в мозгу человека в результате воздействия факторов окружающего мира на его органы чувств.

1. Ощущения специализированы.

2. Возможности органов чувств человека ограничены. Человек стремится усилить свои ощущения с помощью приборов.

3. Ощущения необходимы. Их отсутствие, или искажение приводит к психическому недомоганию. Испытания в сурдокамере приводят к сенсорной депривации.

ВОСПРИЯТИЕ – это целостный чувственный образ предмета, формируемый мозгом из разных ощущений. В основе восприятия сочетание различных видов ощущений.

Ощущение – это анализ информации, выбор из бесчисленного множества факторов окружающей среды вполне определенной информации.

Восприятие – это синтез информации.

В восприятии проявляется ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ познания. Мы можем сконцентрировать внимание на какой-то стороне предмета, и она будет «выпячена» в восприятии.

У каждого человека своя доминанта ощущений, которая влияет на восприятие:

визуал – доминанта зрения

аудиал - доминанта слуха

кинестет -  доминанта обоняния, осязания и вкуса.

Образ мира визуала, аудиала и кинестета существенно отличается

ПРОБЛЕМЫ ВОСПРИЯТИЯ

1. Заболевания человека, которые не позволяют ему создать целостный образ объекта и нарушают восприятие, делают его неспособным познать мир. Есть также заболевания временные как результат переутомления – гипертезия и гипостезия.

2. Существуют также формы искаженного восприятия в результате

А) галлюцинаций – создание несуществующего образа (возникают как следствие насыщенности сознания внутренними образами в результате болезни или приема галлюциногенов),

Б) иллюзий – искажение реального образа (ошибочные восприятия внешних событий в результате неполной информации, неправильного воспитания, темноты, страха и пр.).

Ограниченные возможности наших ощущений называют несовершенным «перцептивным аппаратом» - аппаратом восприятия человека

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - возникает без непосредственного воздействия предмета на органы чувств (на основе нашей памяти).

О щущения и восприятия существуют лишь при непосредственном контакте человека с предметом.

  Особенности представлений:

1. Образ беднее и бледнее, чем тот, который мы имели при непосредственном восприятии предмета.

2. Образ более общий: в образе, вызванном по памяти, на первом плане будет то главное, что нас интересует.

3. Представление связано не только с памятью, но и с воображением, фантазией.

Представления, соединенные с воображением и фантазией, необходимы в научном познании. Там они приобретают форму творчества.

На основании элементов, имеющихся в действительности, исследователь представляет себе нечто новое, такое, чего в настоящее время нет, но которое будет либо в результате развития каких-то природных процессов, либо в результате прогресса практики. Всякого рода технические новинки, например, существуют вначале лишь в представлениях их создателей (ученых, конструкторов). И лишь после их реализации в виде каких-то технических устройств, конструкций, они становятся объектами чувственного восприятия людей.

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ - это мышление человека, являющееся средством проникновения во внутреннюю сущность вещей и явлений.

Сущность вещей, их закономерные связи недоступны чувственному познанию

Формы рационального познания (мышления):

· Понятие

· Суждение

· Умозаключение

ПОНЯТИЕ – логически оформленная общая мысль об явлении (в идеале о сущности явления)

Формируя понятие, мы:

1. Выделяем самые общиепризнаки, которые определяют использование данного предмета (явления) в повседневной жизни. И отвлекаемся от второстепенных, единичных признаков. Например, «стол», «студент», «снег».

2. Понятия выражают не только предметы, но также их свойства и отношения между ними: «твердое» и «мягкое », «большое» и «маленькое»отношения, « движение» и «покой», «скорость» и «сила » (взаимодействие предметов и человека с другими телами и процессами природы).

Каждая наука имеет свои понятия, образующие более или менее стройную систему - понятийный аппарат.

Понятия бывают: региональные, общенаучные и философские. Философские понятие имеют самый общий характер.

СУЖДЕНИЕ - раскрывает наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами.

«Железо электропроводно». «Железо не прозрачно».

«Снег белый». «Снег холодный».

«Собака лает». «Сосна пахнет смолой».

В виде суждений формируются, по существу, все научные положения.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - имеет форму вывода. «Сегодня идет дождь – надо взять зонтик»

Чувственное и рациональное познание имеют тесную диалектическую взаимосвязь.

Сейчас активно обсуждается проблема их ограниченных возможностей. ПОЧЕМУ?

Возможности «перцептивного аппарата» (аппарата восприятия) человека ограничены.

Огромное количество чувственной информации остается невоспринятой

 

Мышление, которое имеет дело с неполной информацией, неспособно создать истинное знание. Оно домысливает, создает фантазии и мифы.

 

Этот процесс называют «галлюцинирующее сознание»

 

Ограниченные возможности чувственного и рационального познания вызывают необходимость использования интуитивного и мистического познания.

ИНТУИЦИЯ  - способность человека к мгновенному схватыванию истины.

Мыслительная способность человека, позволяющая ему проникать в сущность вещей.

ИНТУИЦИЯ

1. БЫТОВАЯ. Срабатывает в нестандартных ситуациях, требующих быстрого решения в условиях ограниченной информации. Субъект как бы предчувствует, что нужно поступить именно так, а не иначе.

2. ТВОРЧЕСКАЯ. Помогает в творчестве, когда открытие происходит «по наитию».

Что отличает интуицию от разума?

Интуиция:

o Мгновенна и внезапна как «вспышка»

o Неосознанность процесса

o Работа правого полушария. Расслабленное состояние

o Разрушение субъективно-объективных отношений

Разум:

o Работает поэтапно

o Задача ставится осознанно

o Работа левого полушария. Активное состояние

o Субъективно-объективные отношения

1 этап - ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ

Иллюзии, галлюцинации

Несовершенный аппарат восприятия

Ощущения, восприятие, представление

2 этап - РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

Логика. Наука

Создание понятий суждений, умозаключений

3 этап - ИНТУИТИВНОЕ ПОЗНАНИЕ

Мгновенное схватывание конкретной истины

постижение сущности какого-то явления

4 этап - МИСТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ

Составные части форм познания:

1. Чувственное

§ Познание с помощью органов чувств

§ Ощущение – отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса

§ Восприятие- чувственный образ целостной картины предмета

§  Представление- абстрактный образ объекта, запечатленный в памяти

2. Рациональное

§ Познание посредством мышления

§ Понятие- мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса

§ Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе

§ Умозаключение – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения

3. Иррациональное

§ Познание без опоры на логические обоснования

§ Воображение – способность человека к спонтанному или преднамеренному созданию образов, представлений

§ Интуиция – своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании

§ Мистическое озарение – сверхчувственное восприятие или расширенное осознание явлений

МИСТИЧЕСКОЕ познание направлено на познание сущности бытия, конечной Истины (Абсолюта). Создание наиболее целостной картины мира

Во многих религиях и философиях считается высшим типом познания. «Мистики» или «посвященные» являются основоположниками религиозных и философских систем. Изучение мистического опыта началось в ХХ веке. У. Джемс назвал 4 признака мистического опыта:

1. интуитивность (происходит активизация правого полушария и затормаживание деятельности левого);

2. бездеятельность физического тела, но активизация всех тонких тел (вплоть до их отделения от физического);  

3. проникновение в другое пространство и время.

4. невыразимость мистического опыта обычными словами (притчевая форма выражения мысли, символизм).

Мистический опыт: непроизвольный (через сильные позитивные или негативные переживания, кратковременный); сознательный (психопрактики, наиболее устойчивый требует регулярности)

Психопрактики:

1. Дисциплинарный аскетизм

2. Психосоматические упражнения

3. Медитативное созерцание

4. Молитва

ЦЕЛЬ – ПРОСВЕТЛЕННОЕ СОЗНАНИЕ

РЕЗУЛЬТАТ МИСТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

Во-первых, интуитивное познание Истины.

Во-вторых, качественная трансформация сознания и личности человека, выраженная в состояниях просветления, пробуждения, святости.

В-третьих, понимание мира как ЦЕЛОГО, наиболее всеобщая картина бытия.

ОСНОВНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ – ЭГОИЗМ.

Мысли-Эго о личных проблемах и потребностях. Противопоставление людей по национальным, социальным, религиозным и др. признакам

НАУКА возникла в Древней Греции в 6 – 5 вв. до н.э.

1. ОБЪЕКТИВНАЯ – общеобязательная для всех.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ - от разрозненных наблюдений и рецептов переход к согласованным и обоснованным системам знаний – теориям.

3. АБСТРАКТНАЯ (от греч. «отвлечение») – теории это «идеальный» мир.

4. КРИТИЧЕСКАЯ – научные теории необходимо доказывать, проверять и опровергать.

5. РАЦИОНАЛЬНАЯ - опора на авторитет разума и логики. 

НАУКА – область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о мире, с целью познания ИСТИНЫ

ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА? Нет однозначного определения этого понятия.

В разные эпохи были разнообразные точки зрения:

1. Соответствие мысли и действительности. Представление, предельно совпадающее с реальностью (античность, средние века). 

2. Истина как опытная подтверждаемость (Новое время).

3. Истина - полезность знания, эффективность (прагматизм).

4. Такое состояние сознания, в котором реальность видится такой как она есть на самом деле (веданта, буддизм).

Выделяют классический и неклассический подходы в теории истины.

В классическом (до конца XIX в.) преобладало стремление найти объективную истину. Опора на авторитеты

В неклассическом (XX-XXI вв.) разнообразие подходов: - когерентный;

- конвенциональный;

- прагматический.

Они ориентированы на поиск истины относительной.

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА – полное, исчерпывающее знание о чем-либо, не требующее подтверждений.

Чаще имеем дело с относительными истинами. Особенно в сфере науки

ИСТИНА - ЦЕЛЬ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ. К ИСТИНЕ СТРЕМЯТСЯ ФИЛОСОФИЯ, НАУКА И РЕЛИГИЯ

Но у каждой из них СВОЙ ПУТЬ!

Наука – преобладание рационального познания.

Религия – преобладание мистико-интуитивного познания.

Философия – стремление к синтезу.

Ошибкой является противопоставление философии, религии и науки.

Вместе они дополняют друг друга на пути к ИСТИНЕ.  

СИНТЕЗ ФИЛОСОФСКОЙ, НАУЧНОЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ КАРТИН МИРА

1. Научное подтверждение идей веданты и йоги (закрытая модель Вселенной, психология сознания).

2. Научное подтверждение идей буддизма (отсутствие пустоты, волновые процессы, делимость материи, психология сознания).

3. Научное подтверждение идей даосизма (дуальность материального мира на всех уровнях – элементарные частицы как волна и корпускула, этапы хаоса и порядка в синергетике, правое и левое полушарие человека).

4. Научное подтверждение идей Библии, христианства (открытая модель Вселенной, основные этапы истории человечества)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: