Древняя история поселения

ЧАДОБЕЦ

На крутом ангарском берегу,

Всем ветрам и радугам открытом,

Есть село, что богом позабыто,

Чадобец название ему.

                          (В. Кондратьев)

Древняя история поселения

Тихая деревенька на крутом берегу реки Чадобец – крупного притока Ангары – место историческое. Предметы эпохи неолита и железного века с Чадобецкой стоянки, собранные торговыми людьми и любителями древности, в разное время попали в коллекции музеев Енисейска, Иркутска, Тобольска, Санкт-Петербурга.

В 1874 году во время экспедиционной поездки на Ангару Лопатин И. А.,  известный геолог и путешественник, в устье реки Чадобец на высокой дюнной горе, названной местными жителями «Место гладкое», открыл древнюю стоянку. На пашне у села Чадобского Лопатиным была собрана великолепная археологическая коллекция, часть предметов для которой он купил у жителей Заледеевой и Чадобского. Сегодня эта коллекция хранится в фондах отдела первобытной истории Эрмитажа.

В 1882 году археологом Витковским Н. И. около Чадобского  было вырыто несколько траншей общей протяжённостью 15 саженей. В них были зафиксированы остатки очагов и скопления каменных орудий. В ходе раскопок найдены керамика, медные и железные наконечники стрел. В 1892 году археологические исследования и сборы археологических коллекций на известных стоянках Средней Ангары, в том числе у села Чадобского,  провёл сотрудник Красноярского городского музея Еленев А. С.

Время создания села Чадобского неизвестно, но поселение отмечено в «Чертёжной книге Сибири» Ремезова С. У. (1701 г.). В 20-х годах XVII века в Енисейский уезд входило десять ясачных волостей тунгусов: Рыбенская, Чадобская, Мурская, Каменская, Ковинская, Чунская, Пинчужская, Катская, Тасеевская и Асанская. В «сказке» (отчёте) посланца Петра I Николая Милеску Спафария о путешествии по Тунгуске (Ангаре) в 1675 году есть такое свидетельство: «На левой стороне реки Тунгуски река Чадамец, а вытекала та река из болот и впала в реку Тунгуску тремя устьями, а и по той реке Чадаме тунгусов много». О русском поселении здесь речь не идёт. Будущий историк Сибири Г. Ф. Миллер в «Описании Енисейского уезда Енисейской провинции в Сибири в нынешнем его состоянии, в начале 1735 г.» отмечал: «Чадобская волость, на реке Чадобец, которая с северной стороны впадает в Тунгуску. Содержит 35 тунгусов, которые платят ясак». В описании русского селения Чадобского на Ангаре («Село Чадобское Енисейской епархии» // «Енисейские епархиальные ведомости», 1890, № 6) указывалось, что местные жители ведут меновую торговлю с тунгусами, которых «снабжают хлебом, бельём и одеждою, получая в обмен беличьи и оленьи шкуры. Живут с инородцами дружно и даже некоторые роднятся с ними посредством браков».

На запрос Миллера приказчик канцелярии Енисейского уезда Иванов Ф. предоставил список русских населённых пунктов, где указал лишь 14 сёл и деревень, относящихся к Рыбинскому острогу, отметив количество дворов в них: село Букучанское (написание подлинника здесь и далее)  – 9, деревни Букучанская заимка – 3, Гольтявина – 2, Мурская – 2, Чадобская – 20. Географическое положение близлежащих деревень в списке Миллера указано следующим образом:

23. Гольтявина, на южном берегу, в 19½ верстах от предыдущей

24. Мурская, или Мурскова Порогу, или Климина, на северном берегу, в 9 верстах от предыдущей и в 3 верстах выше устья рч. Муры, которое находится напротив Мурского порога

25. Климина, на северном берегу, в 24 верстах от предыдущей и в 8 верстах от Писаного Камня

26. Усть-Чадобская, на западном берегу впадающей с севера рч. Чадобец, недалеко от устья и в 8 верстах от предыдущей

27. Чадобская, на северном берегу р. Тунгуски, немного ниже устья рч. Чадобец, в 1½ верстах от предыдущей

       Яркая природная примета  поселения – живописный мыс Поп (происхождение топонима неизвестно), у подножия которого бьётся соляной источник с минеральной водой. Сюда плавали со всей округи и брали солёную воду для бытовых нужд: на ней стряпали хлеб, готовили любую пищу. Источник считался целебным.

Согласно переписям, в 1744 году в Чадобце – 168 (?) ревизских душ, в 1764 году – 59 жителей, в т. ч. 29 ревизских душ; по пятой переписи – 75 человек, в т. ч. 37 мужчин, по Х переписи – 48 крестьянских дворов, в которых проживали 331 человек, в т. ч. 123 человека мужского пола (данные из книги «Красноярье: пять веков истории»). С 1783 по 1822 годы село Чадобское было центром Чадобской волости. В книге «Енисейский округ и его жизнь (1865 г.)» этнограф М. Ф. Кривошапкин приводит такие данные: дворов – 26, крестьян – 83/84. На 1 января 1911 года, т. е. почти через полвека, в Чадобском насчитывалось 43 двора, в деревне проживало 155 человек мужского и 160 человек женского пола. При Спасской церкви действует церковно-приходская школа, в селе имеется хлебозапасный магазин.

Тяжба с монастырём

Село Чадобское попало в историю екатерининских времён из-за конфликта чадобских крестьян с Кашино-Шиверским Спасо-Преображенским мужским монастырём. Как известно, Екатерина II в начале своего царствования собирала наказы (предложения) с мест для создания справедливых российских законов. К наказу Бугучанского станка Енисейскаго ведомства была прикреплена челобитная с описанием тяжбы местных крестьян с монастырём, так как в Енисейске они поддержки не нашли. Обнаруженная более чем через сто лет жалоба привлекла внимание русского историка либерально-народнического направления Семевского В. И. и была им опубликована в виде приложения к двухтомнику «Крестьяне в царствование Екатерины II». На конкретном материале раскрывается механика захвата крестьянских земель монастырём. Чтобы сохранить колорит времени, пересказываем эту историю близко к тексту.

У крестьян Чадобского погоста Ивана Рукосуева и Якова Кулакова «с товарищи» издавна была данная земля на реке Верхней Тунгуске «от Невана камню вверх по оной реке до Сосноваго острову». На этой земле енисейская провинциальная канцелярия дозволила поселиться крестьянину Петру Колпакову и «пахать в обществе с означенными Рукосуевым и Кулаковым в повал», «с согласия со оными крестьянами». Колпаков поселился там («против межи Сосноваго острова») и жил «безспорно». Но в 1704 (1696) году старец Иоаким Путилов построил выше Кашиной шиверы пустыню, а «реченнаго» Колпакова с той земли сослали и «приказали пахать Чадобскаго погосту с крестьянами в повал с Иваном Рукосуевым с товарищи». После того, однако, старец Иоаким дал Колпакову «поступную» на землю от Кежмы речки до Коды реки, на которой он и поселился ниже речки Кежмы, где и жил как он сам, так и дети его и внучата, причём пахали десятинную пашню в пользу государства и несли другие повинности.

Но в 1766 году один крестьянин Кашино-Шиверского монастыря, без сомнения, по приказу монастырских властей, подал челобитную в Енисейскую провинциальную канцелярию, будто Колпаковы насильно завладели землёю, и называл эту землю монастырскою, тогда как, по словам государственных крестьян, она издревле принадлежала ясачным инородцам. Енисейская канцелярия «для освидетельствования земли и отвода по межам и урочищам» послала сибирского дворянина, который измерил её в присутствии одних монастырских крестьян и отвёл к монастырю не только землю, заселённую черносошными крестьянами, но и владения инородцев Мурской и Ковенской волостей, на что те подали жалобу в комиссию об инородцах, учреждённую в Енисейске. Потомки крестьянина Колпакова, которых в это время было уже 36 душ («десять домов платёжных»), были согнаны, и земля их, из которой 44 десятины уже было вспахано для посева хлеба, была отдана монастырским крестьянам (а потом монастырские власти отдали эту землю в аренду государственному крестьянину Фёдору Рукосуеву, который и переселился туда, оставив свою землю в Чадобском погосте). Точно так же у крестьян Бугучанского станка Емельяна Рукосуева и Григорья Колюпанова [возможно, Колпакова?] «с товарищи» было отнято 200 десятин. Потомки крестьянина Колпакова, которым не дали косить сена, по свидетельству крестьян Бугучанского станка, «пришли во всекрайнее разорение и нищету, и за неимением сена скот весь выпал, а от непосева почти в самую пришли погибель и не в состояние платежа в казну подушных денег и прочих податей». Колпаковы пробовали подать челобитную в Енисейскую провинциальную канцелярию, но «там ея не приняли». (В. И. Семевский. Казённые крестьяне при Екатерине II // Русская старина. Ежемесячное историческое издание, т. XXIV, 1879, с. 37)

Необходим хотя бы краткий комментарий к документу: по имеющимся данным, церковная реформа произошла в 1764 году, следствием которой стало упразднение Кашино-Шиверского Спасо-Преображенского монастыря, а Колпаковых изгоняют с якобы монастырских земель в 1766 году. Уложенная комиссия работала в 1767 – 1768 годах. По-прежнему открытым остаётся вопрос о дате закрытия монастыря. И ещё: в крестьянской именной книге Енисейского уезда 1712 года в деревне Чадобской среди прочих крестьян значатся Яков Стефанов сын Кулаков, Иван Мокеев сын Рукосуев, Яков Харитонов сын Колпаков, что соотносится с приведённым выше документом.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: