Тема 11. СССР накануне и в начале Второй мировой войны

С. П. Борисевич, Л.А. Мелешко

Курс лекций по отечественной истории: Учебное пособие для вузов. ─ Уссурийск:

ПримИЖТ, 2008. ─ 293 с

 

Учебное пособие разработано доцентом факультете высшего профессионального образования кандидатом исторических наук, доцентом Борисевич С.П. и заместителем по учебной работе Приморского института железнодорожного транспорта Мелешко Л.А. под редакцией кандидатом технических наук, профессора Булгакова Ю.В. в соответствии с программой обучения студентов по дисциплине «Отечественная история»

 

В учебном пособии изложена история России с древнейших времен до наших дней с учетом последних исследований по отечественной истории. Освещены проблемы социаль­но-экономического и политического развития страны, рассмотрены внутренняя и внешняя политика, культура. Написанное простым и доступным языком, пособие позволит успешно подготовиться к экзаменам и семинарским занятиям в соответствии с государственным обра­зовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации.

Учебное пособие предназначено для абитуриентов, студентов, преподавателей, а также всех интересую­щихся историей.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Перемены в жизни Российского государства и общества, продолжая оказывать воздействие на историческую науку, по-прежнему вызывают интерес к прошлому нашей Родины. На смену публицистическим, литературным произведениям с исторической тематикой приходят обстоятельные научные исторические труды, характеризующиеся поиском истины и объективности, различием в подходах, концепциях и выводах. Так, цивилизационный подход способствует целостному восприятию истории, позволяет использовать сравнительно-исторический метод исследования, выявить модернизационные процессы в развитии общества, а формационный подход выявляет исторически определенные ступени в развитии общества, характеризующиеся способом производства и соответствующими общественными отношениями. Следует признать, что с точки зрения исторического познания каждый из них является взаимодополняющей стороной конкретно-исторического процесса, а сам процесс познания истории бесконечен. Авторами учебного пособия не ставилась цель дать оценку существующим концептуальным подходам к историческому познанию.

Сложнее обстоят дела с учебниками и учебными пособиями, особенно для вузов. Жаловаться на их недостаток уже не приходится. Вместе с тем многочисленная новая историческая информация привела к парадоксам: то, что вчера еще было белым, – сегодня стало черным, что вызывало гордость, – стало позором. Историческая память, бережно сохранять и приумножать которую призван каждый народ, во многих случаях обрела у нас, к сожалению, облик «ложной памяти». Отсюда, задача преподавания истории в современных условиях – показать действительную историю во всех ее сложностях и противоречиях с ее светлыми и трагическими сторонами, с ее героями и антигероями, строго соблюдая объективность.

Богатый педагогический опыт позволяет утверждать, что степень знания прошлого своей страны у молодежи, уровень ее общеполитической культуры и гражданского самосознания оставляют желать лучшего. Растущее многообразие точек зрения, попытки синтезировать их в исторической науке затрудняют процесс выявления концепции исторического образования. С другой стороны, перегруженность современных учебных программ и, как следствие, дефицит времени на подготовку к занятиям, сложность в обеспечении студентов в полном объеме необходимыми учебными пособиями не способствуют качественному усвоению учебного материала.

Предлагаемое учебное пособие, по мнению авторов, позволит студентам как очной, так и заочной формы обучения усвоить обязательный программный материал с учетом главных особенностей исторического пути, пройденного Российским государством. Свою основную задачу авторы видели в том, чтобы методически и логически переосмыслить курс Отечественной истории и выработать рекомендации для подготовки к практическим занятиям.

Структура пособия выполнена в виде курса лекций российской истории с начала IX по начало XXI вв., что на наш взгляд, облегчит студентам усвоение программы, а с другой стороны, максимально приблизит их к специфике дистанционного образования. Ограниченный объем издания вынудил авторов к освещению отдельных вопросов российской истории в лаконичной форме, а в некоторых случаях рекомендовать студентам обращаться к указанной литературе. Необходимость активизации самостоятельной работы студента по изучению истории повлекла за собой включение в пособие широкого спектра графических средств наглядности (схемы, таблицы, карты), а также хронологической таблицы и терминологического словаря. Все это расширяет возможности восприятия понимания истории, а также позволяет усвоить суть понятий, исторических процессов, реформаторских замыслов, политических, социально-экономических и духовных изменений в жизни общества. По мере возможности авторы стремились представить плюралистические точки зрения на ту или иную историческую проблему.

Авторы учебного пособия не претендуют на всестороннее исчерпывающее освещение истории России и с благодарностью воспримут замечания и рекомендации по его совершенствованию.


 


ТЕМА 11. СССР НАКАНУНЕ И В НАЧАЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: