Тема. Звонкие глухие согласные

ЗАДАНИЕ НА ЛЕТО ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ТЕМА. ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Задание 1.  Определить количество предложений. Написать, обозначая начало и конец предложений. Подобрать название к тексту.

 1) Осенью в лесу много грибов у тропинки под дубом вырос  боровик в частом ельнике спрятались грузди на полянке появились рыжики.

 2) Пролетело лето наступило первое сентября подружки пришли в школу их с улыбкой встречает учительница.

Составить из любой группы слов предложение. Можно изменить слова и вставить в предложения другие слова.

 Облака, плыть, небо.

Читать, девочка, сказка.

Корабль, плыть, море.

 Играть, котята, ребята.

 

Задание 2. Подчеркнуть в предложениях грамматическую основу (подлежащее и сказуемое); 

  Светит яркое солнышко. Идет мокрый снег. Дети пришли в рощу. Тихо журчал ручей. Месяц сияет за окном.  Синичка села на веточку березы. По траве ползет змея.  Звонко распевали дрозды.  Пушистый снег падал с небес. Цветет душистая черемуха. Снежинки кружились в воздухе.

 

Задание 3.   Дополнить предложения подлежащими.

 Сверкнула _____. Прокатился ______. Приближалась _____. Полил____. Закончился _____. Рассеялись _______. Выглянуло _____. Запели______.

 

Дополнить предложения сказуемыми.

 Мальчики_____ в футбол. Лягушки______ в пруду. Медведь_____ в берлоге. Воробьи весело______. Самолет _____ над городом. Пчелы______.

Вороны______.

 

Дополнить предложения второстепенными членами.

Росла елочка. Льет дождь. Светит солнце. Девочки рисуют. Прилетели дрозды.  Гусь зашипел.

 

Задание 4. Составить из слов каждой строчки сначала нераспространенное предложение, затем распространенное.

 Ребята, осенний, в, пришли, парк.

 Дрозды, ягоды, клюют, рябины.

Девочки, в, букет, осенние, листья, собрали. 

Посадили, дубки, мы, лужайке, на, зеленой.

Золотые, светились, березках, искорки, на.

ТЕМА. СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Задание 5. 1)  Распределить слова в два столбика: многозначные и однозначные.

  

Береза, ручка, идет, радуга, шубка, гребень, январь, лесник, кисть, пушистый, кнопка.

 

2) Подчеркнуть слова, употребленные в переносном смысле.

 На морозе щеки горят. Пришла золотая осень. Тяжелые тучи неслись по небу. Плачут на крышах сосульки.  Деревья надели пушистые снеговые шубки.  Улыбнулись сонные березки.

 

Задание 6. 1) Подчеркнуть в предложениях синонимы.

 

Где дорога, там и путь.  Лодырь да бездельник — им праздник и в понедельник.  На лугу расцвели синие колокольчики, а у речки — голубые незабудки.

 

  2. Подчеркнуть в предложениях антонимы.

  Лучше горькая правда, чем сладкая лесть.  Умей взять, умей и отдать. Труд кормит, а лень портит.

 

3).Подобрать к каждому слову синонимы (антонимы).

Синонимы. Храбрый (смелый), метель, желтый, месяц.

Антонимы. Черный (белый), сидеть, жара, медленно.

 

ТЕМА. РОДСТВЕННЫЕ (ОДНОКОРЕННЫЕ) СЛОВА

Задание 7. 1)Выделить в родственных словах корень.

     Глаз, глазной, глазастый; зуб, зубик, зубная (боль); лес, лесной, лесник; мороз, морозный (день), морозец; сад, садовник, садовые (дорожки); стол, столик, столовая.

 

2. Найти родственные слова. Записать каждую группу родственных слов. Выделить корень.

    Зима, гриб, дуб, трава, еж, грибок, зимний, ежата, дубок, травка, грибной, зимушка, ежиха, травинка, дубовый.

 

Задание 8. Найти и подчеркнуть лишнее слово. Объяснить свой выбор.

 

1) Горе, горевать, горка. 2) Печаль, скука, печальный. 3) Лес, леса, лесной.

 

Подобрать однокоренные (родственные) слова с данным корнем. Записать.

 -Звон- (звонок),

 -гор-,

 -свист-,

-дом-.

Задание 9. Найти в предложениях однокоренные слова и выделить в них корень.

         

      Ель на ежика похожа: еж в иголках, елка тоже. За мамой слонихой топал слоненок, за мамой лисицей крался лисенок.  Под березой вырос подберезовик, а под осиной — подосиновик.  В высокой траве, на тонкой травинке сидел кузнечик.  Снежинки родились в снежных облаках.

 

ТЕМА. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Задание 10. Вставь пропущенную букву, обозначающую безударный гласный звук. Устно подбери проверочное слово

  

      Бр. вно, гл. за, дв. ры, з. рно, кр. ты, м. сты, р. ды; в. дро, гн. здо, з. ма, л. са, н. жи, с. ло, щ. ка; в. да, г. ра, д. ма, зм. я, л. са, н. ра, сл. ды, сл. за; в. йна, гр. за, д. ска, к. за, л. сты,. кно, тр. ва; вр. ги, гр. за, зв. зда, к. пна, л. цо, п. ро, с. ва; вр. чи, гр. да, р. са, м. ря, пл. та, ст. га, з. мля; ст. на, стр. ла, хл. ба, х. лмы, ч. сло, ш. ги, гр. чи;. дро, с. дло, с. ды,. са, ст. кло, сп. на, в. сна; зв. рек, л. сток, м. док, гр. бок, д. нек, п. нек; пт. нец, гр. бной, л. нтяй, л. сник, м. ряк, тр. винка; к. тята, сл. ненок, т. грица, л. сята, в. лчица.

Задание 11. Вставь пропущенную букву, обозначающую безударный гласный звук. Устно подбери проверочное слово

              

          Хорошо в л. су! Дует теплый в. терок. П. ют др. зды. На лугу цв. ты. В тр. ве ягоды. Под березой вырос гриб. У с. сны н. ра кр. та. Желтый лист упал с с. сны. Скоро наступит ос. нь.

Ос. нь. Л. сная дорога. Дует х. л. дный ветер. Желтый лист шуршит под н. гами. Вес. ло св. стят др. зды. Они клюют ягоды рябины. Л. тит стайка птиц. Это кл.сты ищут с.сновые шишки. (26 слов)

Задание 12. Вставь пропущенную букву, обозначающую безударный гласный звук. Устно подбери проверочное слово

            

    Сильные морозы ск. вали   . зера и реки. Сн. га засыпали землю. Тихо в  л. сах и   п. лях. Природа уснула до  в. сны. Х. лодный ветер гуляет кругом. З. мой птицам трудно добывать еду. Они л. тят к людям. Пок. рмите птиц!

    Хорошо летом в л. су! Мы идем по густой сочной тр. ве. Кругом цв. ты. Гудят шм. ли. На цв. ток села пч. ла. П. ют ч. жы и др. зды. У  тр. пы кучка рыхлой з. мли. Это н. ра кр. та.

 

Задание 13. Записать, разделяя слова на слоги

              

       Касса, сумма, масса, ванна, тонна, группа, ссора; грамм, килограмм, класс, кросс, металл; аллея, аппетит, доллар, программа, аккуратный, шоссе; грамматика, теннис, хоккей, коллектив, коллекция.

 

Подобрать имена, в которых есть удвоенные согласные.  Записать эти слова {Анна, Римма, Савва)

 

                          ТЕМА. БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН

Задание 14. Подчеркнуть в словах буквосочетанияЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ

         

    Прощать,  мочалка, саранча, перчатка; встречать,  ворчать, молчать, пищать, трещать; чары, чайный, частый, качать, журчать;  удача, тысяча, куча, встреча, щавель;  щуренок, чугун, чучело, ворчун, чулки; чулан, чудный, чужой, щупальца, щуриться, чищу; кричу, пищу, молчу,  тащу.

 

Подчеркнуть в словах буквосочетания чк, чн, нщ, чт, щ н.

                  

  Бочка, точка, девочка, ручка, тачка, строчка, дочка; колючка, сестричка, курочка, уточка, дудочка; что, чтобы, почта, мачта, мечта, прочти, чтение; точный, вечный, срочный, мрачный, речной; помощник, хищник, хищный, овощной (суп); мощный (удар), женщина, каменщик, барабанщик.

ТЕМА. ЗВОНКИЕ ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

Задание 15. Вставь пропущенную букву, обозначающую звонкий или глухой согласный звук. Устно подбери проверочное слово

          

                Ле., бро.ь, штра., эль., ше., ла.ка, сли.ки, ко.та, тра.ка, ло.кий; фла., пиро., утю., предло., сапо.,  плато., ло.ти, ко.ти, но.ти, ле.кий, мя.кий; моро., гла., гря.ь, при., ука., арбу., га.,  ска.ка, ука.ка, ни.кий, у.кий, блу.ка, сле.ки; са., наро., го., ле., ря., гра., тру., медве.ь, гру.ь, ло.ка, ду.ка, ве.ка, ули.ка, сла.кий, гру.ка; пля., мор., черте., бага., пейза.,   кни.ка, ро.ки, ка.ка, ко.ка, ло.ка, пря.ка.

 

Задание 16.   Вставь пропущенную букву.

                                                                   

                                                          Зимний д. нек

Х. ро. зимний д. нек. На з. мле л. жит мя. кий сне.. Л. тят ле. кие сн. жинки. На ка. ке гла. кий ле.. Мальчикам вес. ло. Быстро ск. льзят к. ньки по льду. Девочки идут по доро. ке к бере. ке. На ве. ках синички. Дети кладут в к. рму. ку хле. и пш. но. Птицы рады.

Задание 17. 1. Подчеркнуть в словах разделительный мягкий знак.

 

 Братья, друзья, хлопья, деревья, ружье, платье, счастье; варенье, печенье, здоровье, копье, осенью, ночью; Татьяна Соловьева, Дарья Васильевна, Илья Муравьев; лью, льет, льют, шью, шьет, шьют, пью, пьет, пьют, птичьи, волчьи, заячьи, вороньи (следы).

2. Записать слова во множественном числе.

 Воробей, кол, ручей, перо, крыло, дерево, муравей; лист, брат, друг, прут, стул, сучок, звено.

ТЕМА. ЧАСТИ РЕЧИ

Задание 18. 2. Записать имена существительные в единственном (во множественном) числе. Обозначить ударение.

 

               Арбузы, камыши, стрижи, сапоги, тетради, зайцы, звезды, свечи, травы, волны; воробей, торт, этаж, карандаш, друг, брат, дерево.

 

2.Подобрать к любому имени существительному имя собственное.

         Река Яуза, город, страна, село, улица, деревня, поселок, девочка, имя, отчество, фамилия, собака, корова, конь, теленок, кошка, коза, попугай.

 

Задание 19. Подчеркнуть нарицательные имена существительные и заглавную букву в именах собственных.

           

    Город Москва стоит на реке Москве. Корней Чуковский писал сказки для детей.  Петя Рыбаков был в гостях у рыбаков.  Гена Ростов поехал в город Ростов. Иванова Поля пришла с поля.  Витя Васильков собрал букет васильков.  Женя Морозов не боялся морозов.  Олег Иванов и Илья Петров — дежурные.  Доктор Айболит лечил зверей.  Собаки Стрелка и Белка побывали в космосе.  Таня получила письмо из Курска. Река Волга широка и глубока.  Дядя Егор спешил на завод.  Во дворе жили петух Костя, собака Жучка, коза Милка.

 

Задание 20.   1.Объяснить правописание гласных в корнях глаголов.Вставь пропущенную букву.

     

  Б. жать, в. ртеть, д. лить, к. тать, к. чать, кр. ить, в. сеть; др. жать, к. дать,

 кр. пить, л. пить, л. чить, м. рить; ст. ять, пл. сать, пр. сить, м. лчать, сл. дить, св. тить; в. рить, с. лить, д. рить, н. сить; зв. нить, х. трить, т. нуть, в. зать, т. щить.

2. Записать глаголы с частицей не.

 

 Играть (не играть), кричать, прыгать, стучать, бросать.

 

Задание 21.   1. Подобрать к именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные.

 

  Храбрый (мальчик), в. селый, голубое, желтый, з. л. той, з. леная, каменный, грустный, т. желая, пушистый, кудрявая, к. лючий, шелковое, заячий, добрые,       в. сеннее.

 

2. Подобрать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.

 

(Теплое) молоко, лисица, заяц, погода, солнце, ручей, озеро, трава, колокольчик, товарищ, морковь, яблоко, ландыш, ребята.

 

Задание 22.  Подчеркнуть предлоги и изученные в словах орфограммы.

 

Из школы, у товарища, в пенале, с завода, без пальто; над березой, по Москве, у медведя, про лисицу, для посуды; об отце, у картины, из магазина, с тетрадью, за ягодами, под осиной; в субботу, в феврале, для коровы, на дорогу, до октября, без сахара.

 

Задание 23. В предложениях укажи известные тебе части речи

На лугу

Теплый летний день. Светит яркое солнышко. Луг как пестрый ковер. Кругом сочная травка и яркие цветы. Вот на высокую травинку сел зеленый кузнечик. Над душистой кашкой кружилась пчела. Слышны веселые песни птиц. На лугу важно расхаживают дикие журавли. (38 слов)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: