Этап. Отгадай кроссворд

Литература                                                   5 класс

Урок № 67                                                     26 мая 2029 г.                                   

 

Тема урока: « Чтение – вот лучшее учение».

Тип урока: Урок – викторина. ( Итоговый урок повторения и обобщения изученного в 5 классе  материала) .  

    Цель урока:

-выявить уровень литературного развития учащихся;

 -выяснить, какие произведения оказались важными в нравственном           взрослении учеников;

-продолжить работу по привитию любви к литературе как к науке и виду искусства.

 

Ход урока.

 

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы заканчиваем изучение большого раздела устного народного творчества, литературы XIX века нашего учебника

С чего начиналось наше путешествие в мир книг? Конечно, со сказок

Кто не любит сказок, кто с детства не ждет встречи с ними с замиранием сердца? Сказки - это первые книги, которые открывает человек в своей жизни. Они учат честности, трудолюбию, любви к родителям и к Отечеству, добру, рассказывают, как добро всегда побеждает зло. Так начиналось знакомство с книгой, которая уводила в неведомый, увлекательный мир приключений, жизни разных стран и народов, позволяла преодолевать время и расстояния..  

И вот вы уже знакомы со многими авторами, прочитали много книг. Мир литературы открыт для вас. И всякий раз, когда вы открываете книгу, вы попадаете в удивительный мир. По страницам своих произведений читателей ведут А.С. Пушкин, Н.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, Х-К. Андерсен, И.С. Тургенев и другие мастера слова. Произведения этих авторов открыли вам немало тайн, познание которых придаст вам силы и мудрости. Сегодня у нас не обычный урок, а урок – викторина!

 

II. Первый этап викторины «Узнай автора»

.

1. Друг и учитель Пушкина, признавший победу своего ученика в поэтическом поединке после появления поэмы «Руслан и Людмила». Автор баллад и поэтических сказок. Переводчик на русский язык произведений немецких и английских поэтов. Был воспитателем наследника русского престола Александра II. (Жуковский)

2. Родился в семье бедного армейского офицера. Жил «из милости» в семье тверского помещика и учился с его детьми, превосходя их в эрудиции и таланте. Прославился благодаря «непопулярному жанру» басни. Имя его при жизни становится легендарным. (Крылов)

3. Родился в родовитой, но небогатой дворянской семье. Один из предков, составляющих гордость семьи, - Ибрагим Ганнибал, «арап Петра Великого». С 12-летнего возраста учился в Царкосельском лицее, где и проявил впервые свой поэтический талант. (Пушкин)

4. С раннего возраста он познал горечь расставания, потеряв в младенчестве мать, не мог общаться с отцом. Ребёнком он проявил многочисленные таланты: музыкальный, изобразительный, поэтический. Храбрый воин, виртуозно владеющий оружием, и лихой наездник. (Лермонтов)

5. Произведения этого писателя проникнуты искромётным юмором, истинной народностью. Родился на Украине в Полтавской губернии, прошёл суровую школу жизни, покорил Петербург повестями, «переданными со слов Рудого Паньки». Одобрение Пушкина убедило его в том, что его призвание – литература. (Гоголь)

6. Вырос в богатой помещичьей семье, где всем «заведовала» матушка Варвара Петровна, капризная и жестокая крепостница. Из детства вынес он горячую ненависть к крепостному праву и всякому насилию над человеком, потому что неоднократно был свидетелем моральных и физических издевательств над бесправными людьми, да и сам часто был «сечен нещадно». Своё творчество посвятил борьбе за свободу человеческой личности, отмену крепостного права. (Тургенев)

 

Участвует весь класс. За правильный ответ дети получают фишки.

 

Этап. «Соедини  автора с его произведением».

 

А) А.С. Пушкин Б) П.П. Бажов В) В.А. Жуковский Г) Н.В. Гоголь Д) Л.Н. Толстой Е) И.С. Тургенев Ж) М.Ю. Лермонтов 1) Бородино 2) Спящая царевна 3)Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях 4) Парус 5) Медной горы Хозяйка 6) Няне 7) Кавказский пленник 8) Заколдованное место 9) Муму 10) Руслан и Людмила 11) Бежин луг 12) Кубок

ОТВЕТЫ: А-3, 6, 10; Б – 5; В – 2, 12; Г – 8; Д – 7; Е – 9, 11; Ж – 1, 4.

 

5 этап. Итог урока. Обобщение.

 

 

2) Тринадцатилетний мальчишка, в честь которого было названо озеро. Заблудившись, он мужественно преодолел все невзгоды и даже сделал географическое открытие. (Васютка – В.П.Астафьев).

 

3) Возраст: 120 лет. Профессия: ведьма. Образование: домашнее, колдовское. Характер: подвижная, в меру добрая. Особые приметы: нос крючком. (Баба-Яга – Русские народные сказки).

 

4) Самый «правдивый» человек на земле, старичок с длинным носом, попадавший в самые невероятные приключения и выходивший из них благодаря юмору и находчивости. (Мюнхгаузен – Распэ).

 

5)Мальчишка «высокий, тонкий, черноволосый, угрюмо шатался иногда по городу без особенного дела, заложив руки в карманы и кидая по сторонам взгляды, смущавшие калашниц». (Валек – Короленко).

 

6) «В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, которому тогда было не более 9 или 10 лет». (Алёша – А.Погорельский).

 

этап. Отгадай кроссворд.

 

Кроссворд1:

1. Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. (Олицетворение.)

 

Кроссворд 2

1. Иносказательное изображение предмета, явления. (Аллегория.)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: