Есть три принципа русской пунктуации

Структурный или синтаксический. Мы ставим знаки препинания в соответствии со строением предложения.

Смысловой. Знаки препинания могут быть продиктованы смыслом предложения.

Интонационный. Знаки препинания могут зависеть и от интонации.

При этом структурный принцип считается главным, а остальные – подчинёнными. Вот почему так важно хорошо разбираться в строении предложения.

 

Домашнее задание. Внимательно изучите презентацию, конспект и выполните задания. (Конспект писать не надо).

Это ваш последний урок, выполненные задания – итоговый зачет.

Орфографический диктант (без ошибок – 2 балла, 1-2 ошибки – 1 балл, более 2х ошибок – 0 баллов).

(По)прежнему, крепко(накрепко), когда(нибудь), справ -, налев -, в(третьих), изредк -, до(ныне), на(глухо), без(устали), по(осеннему), по(казахски), где(то), в(доволь), на(отмашь), замуж -, вскач -, точь(в)точь, (в)течени- многих лет, (не)смотря на непогоду

Правописание н-нн в прилагательных и причастиях» (без ошибок – 2 балла, 1-2 ошибки – 1 балл, более 2х ошибок – 0 баллов).

Безветре_ый день, бульо_ый кубик, разорва_ый рукав, нежда_ый дождь, груже_ая кирпичом баржа, сумка нагруже_а, посаже_ый дуб, балова_ый ребенок, глаже_ые брюки, позолоче_ое кольцо, глиня_ый горшок, воро_ой конь.

Повторение по теме «Синтаксис». Прием «Согласен - не согласен» (10 правильных ответов – 5 баллов; 8, 9 – 4 балла; 5, 6, 7 – 3 балла).

Задание: вам даётся тезис. Он может быть правильным или неправильным. Соответственно вы либо соглашаетесь (+), либо не соглашаетесь (-)

1. Предложение – это самая меньшая синтаксическая единица.

2. Словосочетание состоит из основного и зависимого слова.

3. Предложения могут быть простыми и сложными.

4. К односоставным предложениям относятся предложения определённо-личные, неопределённо-личные, назывные и распространённые.

5. Неполные предложения – это такие предложения, в которых нет зависимых слов.

6. Сложные союзные предложения могут быть сложносочинёнными, сложноподчинёнными.

7. Сложноподчинённые предложения употребляются с подчинительными союзами и союзными словами, состоят из главной и придаточной части.

8. Придаточные определительные отвечают на вопросы косвенных падежей, придаточная часть чаще относится к глаголу.

9. Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы обстоятельства и относятся чаще ко всему главному предложению.

10. Есть сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными.

Укажите, на месте каких цифр обязательно должны стоять запятые и где запятая возможна, но не обязательна (1балл).

Подобно тому (1) как нетерпеливый юноша (2) ждет часа свидания (3) я ждал часа ночи. Но (4) лишь кондукторша рванула веревку (5) и трамвай тронулся (6) кот поступил, как всякий (7) кого изгоняют из трамвая (8) но (9) которому все-таки ехать-то надо. (М.А. Булгаков)

Запятые в данных предложениях следует поставить на месте цифр (2 балла).

1. Подъезжая ко двору (1) Чичиков заметил на крыльце самого хозяина (2) который стоял (3) приставив руку ко лбу (4) чтобы рассмотреть получше (5) подъезжавший экипаж.

2. Студент вспомнил (1) что (2) когда он уходил из дому (3) его мать (4) сидя на полу (5) чистила самовар (6) а отец лежал на печи и кашлял.

6. Из данных простых составьте сложные предложения, используя подходящее средство связи и устраняя повтор слов. Запишите полученные предложения, расставляя знаки препинания. (3 балла)

1) В этом году мы начинаем изучать историю русской литературы. Знать историю русской литературы — потребность каждого культурного человека. 2) С именем М. В. Ломоносова мы могли бы встретиться не только на уроках химии, физики, астрономии, литературы, но и на уроках русского языка. М. В. Ломоносов — автор первой русской грамматики. 3) «Слово о полку Игореве» написано на древнерусском языке. Мы читаем «Слово о полку Игореве» в переводе.

Спишите бессоюзные сложные предложения, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания и обозначая грамматические основы. (6 баллов, если выполнены все условия; если не выполнили одно условие -2балла, итд.).

1) Голос его звучал тихо но твёрдо глаза бл_стели упрямо. (М. Горький) 2) Избы и дворы опустели все ушли на огороды к_пать к_ртофель. (К. Паустовский) 3) Стояла она долго устали ноги и глаза. (М. Горький) 4) Расп_хнули окна запах сосен вступил в в_ранду. (В. Кочетов) 5) Целый день на небе солнышко с_яет целый день мне душу злая грусть т_рзает. (А. Кольцов) 6) Вот мои условия вы ныне же публично откаж_тесь от своей кл_веты и буд_те просить у меня изв_нения. (М. Лермонтов)

 

Критерии:

10 – 14 б = 3

15 – 19 б = 4

20 – 21 б = 5

Менее 10 баллов - 2

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: