На тему «Волшебный квадрат»

Методическая разработка 

В рамках шахматного кружка «Е2-Е4»,

на тему «Волшебный квадрат»

Составитель: педагог-организатор

подросткового клуба «Олимпиец»

Владимир Васильевич Ященко

 

Тамбов 2020

Цель: развитие интеллектуальных способностей детей и подростков, через вовлечение их в познавательный досуг.

Уважаемые ребята! Продолжаем знакомство с теорией и практикой интеллектуальной игры - «Шахматы». Всем любителям этой увлекательной игры я предлагаю подкрепить свои знания, а новичкам познакомиться с основными её понятиями с помощью моих развивающих шахматных занятий.                                                                                                                            На каждом из занятий мы будем прорабатывать элементный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор делаем на подробное изучение силы и слабости каждой фигуры, ее игровых возможностей на шахматной доске.

Итак, мы узнали из предыдущего занятия, каждого из своего войска. Теперь мы будем знакомиться с Главнокомандующим вашего войска – Королем и правилами поведения его с другими фигурами.

 (Сказка). Как-то поспорили два Короля: кто из них сильней – Черный Король без Пешки или Белый Король + Пешка? Белый хвастается:                           - с Пешкой я всегда тебя обыграю. А Черный Король не соглашается:                                           - Нет, братец, знаю я одну тайну «Волшебного квадрата», тебе неведомую: стоит мне только увидеть какую – нибудь позицию, и я, не играя, не передвигая фигур, сразу могу сказать, кому из нас выпадет удача.                                                                                         Расставили они позицию. Черный Король сразу определил:                                                   - Кто бы ни начал – ничья: я уничтожаю Пешку согласно правилу «Квадрата». Не поверил Белый Король: - Дай мне три дня на размышление, проверю все варианты. На том и порешили. На третий день явился Белый король на встречу мрачнее тучи и процедил сквозь зубы: - Твоя правда. Но не смирился упрямец: - Давай другую позицию с другой стороны доски. Все равно я тебя одолею. – С этой позиции я начинаю и уничтожаю твою Пешку на пятом ходу, - отчеканил Черный Король. Еще пуще, прежнего разозлился Белый Король: - не может быть, чтобы на таком коротком расстоянии, да с другой стороны доски, мой пехотинец не прошел в Ферзя. Выбрал он солдата самого смышленого да проворного и удалился на три дня для проверки позиции. Крутил, вертел, никак не получается. Пришел опять с повинной головой: - И на сей раз твоя, взяла! Попросил он третью, последнюю позицию, чтобы посередине доски была. – Очередь хода за тобой, я уничтожаю твою Пешку на третьем ходу, сказал Черный Король. Собрал Белый Король всех мудрейших из своего королевства и погрузился в раздумье: и так и сяк пробует, аж, невмоготу стало, голова кругом идет. А ничего не получается. Приплелся опечаленный, поникший, куда былая спесь и заносчивость подевались! - Проси, - говорит, - любую награду, отказу не будет!

Итак, как говорится вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!                              Но как же Черному Королю удавалось все время не проигрывать и точно угадывать свою победу? - Черный Король для выигрыша сам подстраивал такие позиции, где у него был беспроигрышный момент, имело значение, и кто делал первый ход. Если бы Белый Король владел секретом «КВАДРАТА», он, естественно, не дал бы себя так легко обманывать. Знание секрета помогает каждому овладевшему им шахматисту не только определять, но и создавать на доске такие позиции, которые выгодны тебе, а не твоему сопернику по игре                 Диаграмму №1

Расставим на доске позицию диаграммы №1. Сохраним условие по сказке: «Кто бы ни начинал, черные или белые – НИЧЬЯ: - я уничтожаю Пешку!».                                           Рассмотрим 1-й вариант – (начинает игру своим ходом белый Король)                          

1. а3 – а4           Крf8 – е4 2. а4 – а5           Кре4 – d5 3. а5 – а6           Крd5 – c6 4. а6 – а7           Крc6 –b7                  (Король догнал Пешку – НИЧЬЯ!)   Рассмотрим 2 –й вариант – начинают черные:
1. …                  Крf3 – e4 2. а3 – а4        Кре4 – d5 3. а4 – а5        Крd5 – c6 4. а5 – а6         Крc6 –b7 (Король догнал Пешку – НИЧЬЯ!).  
Как видим, Черный Король был прав: в обеих вариантах получилась ничья. Но мы – то разыгрывали позицию целых 10 минут, а Черный Король решал ее за секунды с помощью «Волшебного квадрата».  Диаграмма №2   «Где же тут «Волшебный квадрат» – спросите Вы? Мы его и не заметили». – Правильно обнаружить его сразу удается далеко не каждому. Давайте не спеша разберемся. Смотрим на вертикаль «а», на которой стоит пешка а3. Сколько полей предстоит прошагать пешке до поля превращения а8?                      – Пешке, чтобы стать Ферзем (или любой другой фигурой, кроме Короля), надо пройти пять полей. Чертим линию, отсчитывая такое же количество полей по 3–й горизонтали от поля а3, где расположена пешка, и попадаем на поле F3, где стоит Король. Соединяем по вертикали «f» до 8-й горизонтали и получаем вместе с крайними линиями, так называемый КВАДРАТ ПЕШКИ, или кратко – «КВАДРАТ»(см. диаграмму №2).                 Что и требовалось доказать. Существует даже специальное «правило квадрата» (оно применяется, когда пешка вдруг отваживается, стать генералом без поддержки своего короля). ПРАВИЛО: «Если Король слабейшей стороны уже расположился в «квадрате пешки» или при своем ходе попадает в него, то он успевает эту пешку догнать и уничтожить. Если же Король размещается за пределами «квадрата» и                           не входит в него, то пешка сильнейшей стороны становится Ферзем или другой любой фигурой (кроме Короля).                                           Диаграмма №3                                                           

 

Четко зная правило «квадрата пешки», не обязательно играть все встречающиеся аналогичные позиции до самого конца.

Квадраты могут быть разной величины, находиться в любой части доски, но «правило квадрата» от этого не меняется. Сначала квадрат можно отметить, а затем измерять мысленно глазами.

 

                                                        Конец.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: