Технологическая карта

Лоскутное шитьё: техника «синель»

Методическое пособие

 

 

Игра 2014

 

О.Е. Брызгалова.

Лоскутное шитьё: техника «синель». Методическое пособие.

Игра: МБУК ИР ЦДПИ и Р, 2014.- с.

 

Данное пособие рекомендовано методистам сельских Домов культуры, работающих по направлению «лоскутное шитьё» и всем интересующимся лоскутным шитьём и декоративно-прикладным искусством.

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

Техника «Синель»……………………………………………………….6

Технологическая карта ………………………………………………….8

Заключение……………………………………………………………...15

Словарь………………………………………………………………….16

Список литературы………..……………………………………………17

Приложение……………………………………………………………..18

 

Введение

Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое.

Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.

Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, создавать различные изделия окружающего быта. А смекалистые хозяйки оставшимися лоскутками удлиняли детскую одежду, украшали подолы рубах, рукава и оплечья. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций.

Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также «лоскутная мозаика».

С годами отношение к такому виду рукоделия, как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций, постепенно отошло в прошлое. В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира.

Экспозиции музеев таких стран, как США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия, содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники — Patchwork*. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве.

 

В данном методическом пособии будет рассмотрена одна из техник лоскутного шитья «Синель».

 

 

Техника «Синель»

 Техника Синель представляет собой имитацию мелкого лоскутного набора из полосок ткани. Лицевая сторона готовой синели имеет вид аккуратно пришитых на какую-либо основу разноцветных полосок. Однако достигается эффект не прямым лоскутным шитьем, когда из мелких деталей создается более крупная, а другим, оригинальным обратным приёмом: взятые изначально большие куски ткани в результате особых приёмов работы превращаются в ровные полоски и воспринимаются как ворсовая ткань.
     Заготовка синели имеет три основные составляющие:
- нижний слой (основа),
-  средняя составляющая - это несколько слоёв тканей - наполнителей для придания объемного эффекта и утепления модели,
- верхний красочный слой.
    Подробно остановимся на каждой составляющей.
    В зависимости от назначения изделия нижний слой (основа) может быть из плотной или, наоборот, более тонкой и мягкой хлопчатобумажной или шерстяной ткани.
    Выбор слоёв - наполнителей особенно важен, так как их задача не только "помочь" верхнему красочному слою проявить себя в цветовом отношении, но и поднять, как бы вытолкнуть его при последующей влажной обработке заготовки.
    Количество слоев - наполнителей может быть различным, обычно это 2 - 6 подходящих по цвету слоёв тонкой хлопчатобумажной ткани (ситец, бязь и др.). Можно в качестве слоев-наполнителей брать и более плотные ткани, например фланель, шерсть, реже используют трикотаж.
    Нужно учитывать, что более плотные ткани из-за малой подвижности нитей при последующей влажной обработке не так активно мохрятся, как ткани с подвижным переплетением нитей.

    Цвет слоёв-наполнителей зависит от верхнего красочного слоя, обычно это окрашенные с двух сторон однотонные ткани. Причём для одной заготовки все слои-наполнители могут быть как одного тона (цвета), так и разных оттенков одного цветового тона. При расположении слоев ткани последовательно от самого светлого к самому насыщенному после влажной обработки (стирки) получается глубокий объемный эффект.
    Верхний красочный слой ткани диктует выбор всех других внутренних слоёв. В качестве верхнего слоя можно использовать самые разные по цвету и фактуре ткани. Так для простых моделей хорошо подойдет яркий цветастый ситец, фланель с набойкой, тонкая шерстяная ткань (типа шотландки) и другие.
   Без опыта работы в технике синель трудно сразу получить желаемый результат. Сначала лучше воспроизвести свою идею в нескольких образцах, экспериментируя с количеством слоёв-наполнителей, их цветом, а главное - с верхним слоем ткани.

 

 

 












Технологическая карта

 

Что понадобится:

1) Ткани — от 3 и более оттенков, однотонные или с принтом. Выберите ткань которая легко отдает волокна (махрится). Проверить это можно, потянув за крайнюю нить на срезах, она должна легко отделяться от полотна (для средних слоев будущей синели отлично подойдет вафельное полотно).

Для верхнего слоя подберите красивую яркую ткань. Лучше всего подходят ткани с крупным рисунком.

2) Швейные нитки.

3)  Линейка треугольник или линейка для печворка с угловой разметкой.(фото1)

                      Фото 1

Подготовка:

 Перед стачиванием все ткани продекатируйте (отутюжте с паром), яркие хлопковые и шелковые ткани лучше постирать в теплой воде. Отутюжте.

 Все ткани должны быть выровнены по долевой и нити утка!  (фото 2) В тканях типа хлопок, ситец, марлевка это легко сделать разорвав лоскут ткани по долевой и нити утка.

 Внутренние слои ткани можно менять, каждый раз получая новые цветовые акценты. (фото 2, 3)

 

Учитывайте направление долевой нити. У всех слоёв ткани оно должно совпадать!

 

                  Фото 2                                              фото 3

Нижний слой изделия должен быть больше размера предполагаемого полотна на 2-5 см. На образце нижний слой равен 25 см,  (фото 4) а все остальные 22 см. (фото 5)

                  Фото 4                                                       фото 5

 

Нижний слой ткани положите лицевой стороной вниз,  (фото 6) соблюдая выбранную последовательность слоев, уложите подготовленные ткани лицевой стороной вверх. Последним слоем положите основную ткань. (фото 7)

 

                Фото 6                                                     фото 7

Если ваша заготовка квадратной формы соедините два угла по диагонали, найдя таким образом угол в 45 градусов. (фото 8) Или воспользуйтесь линейкой с разметкой. (фото 9)

 

                 Фото 8                                                    фото 9

Нанесите разметку мелом, центральная диагональ в 45 градусов, будет основной линией. Далее линии можно прокладывать от 0,5 см до 2 см. Эти линии и станут вашей будущей синелью. (фото 10)

Обратите внимание, что ширину линий более 2 см делать не рекомендуется.

Сколите заготовку булавками, располагая их в шахматном порядке на расстоянии 10 см друг от друга. Подберите нитки подходящие по оттенку к верхнему и нижнему слоям. (фото 11)

                     Фото 10                                                фото11

Стачайте все слои ткани между собой прямой строчкой по центральной линии.  (фото12) При использовании шелковых нитей примените строчку узкий зиг-заг. Длина стежка чем меньше, тем лучше (0,5-2 мм). Отстрочите по центральной линии и двум боковым, ориентируйтесь на ширину лапки.

                 Фото 12

Полностью отстроченная заготовка кажется плоской и неказистой. (фото13, 14)

           Фото 13                                                         фото 14

 

Изготовление новой ткани:

Придать ей объем поможет разрезание слоев ткани, между строчками. Для этого можно использовать острые ножницы с длинными лезвиями. (фото 16)

 

                      Фото 15                                            фото16

Или воспользоваться специальным приспособлением для изготовления ткани в технике синель. (фото 17) Оно представляет собой направляющие с лезвиями. Бывают разного вида и размера. Выберите размер направителя соответствующий размеру между строчками. И разрежьте все слои заготовки. (фото 18)

Нижний слой разрезать нельзя!

                    Фото 17                                                 фото 18

Разрезанная заготовка выглядит по-прежнему плоско. (фото 19, 20)

                Фото 19                                              фото 20

 

Растормошите слои сильно потерев руками или жесткими щетками (жесткость зависит от выбранных тканей) вашу заготовку.  (фото21, 22) Для распушивания джинсовых тканей лучше всего подходит щетка для расчесывания собак. Можно использовать стирку и отжим в активном режиме и последующую сушку.

                  Фото 21                                            фото 22

 

Готовая синельная заготовка может иметь небольшой перекос. И поэтому рекомендуется выкраивать детали изделия из уже готовой синели.

 

Область применения техники: (См. приложение 1)

 Эту технику хорошо использовать в шитье одежды: жакетов, кардиганов, жилеток, летних костюмов и т. д. Можно декорировать готовую одежду (отделкой воротника, манжет, кокетки), а также чинить протёртые места на джинсах и других плотных тканях.

Лоскутные вещи в технике синель применимы и для убранства кухни, спальни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти, наволочки, подушки, одеяла, пледы) или гостиной (декоративное панно). В качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелек).

Гармоничным сочетанием тканей различных цветовых и геометрических решений можно достигать неповторимых колоритов.

Заключение

      Лоскутная техника позволяет создавать поистине ослепительные по своей яркости и свежести произведения искусства, их связь с народным творчеством очевидна, но они по-настоящему совершенны.

     Способность тканей «махриться», осыпаться по срезанным контурам, используется в необычной технике «Синель». Из нескольких разноцветных тканей, простеганных на швейной машине, получается совершенно новая чудесная ткань. Пушистая и мягкая. Техника «Синель» отличается приятными тактильными ощущениями. Вставками из такой ткани можно украсить одежду или предметы интерьера. Применение техники «Синель» в лоскутных изделиях, с одной стороны, позволяет рационально использовать старые вещи, а с другой – помогает создавать роскошные и, как правило, эффектные изделия.

Словарь

Patchwork — лоскутная работа; сшитый из лоскута. Происходит от англ. patch — заплатка или кусочек материала, лоскут, пятно неправильной формы; work — работа.

Синель - это новый пушистый вид ткани, полученный в результате сшивания нескольких слоев ткани параллельными строчками на швейной машинке и последующего разрезания верхних слоев между строчек. При этом, взятые изначально большие куски ткани, в результате особых приёмов работы, превращаются в ровные полоски и воспринимаются как ворсовая, объёмная ткань с эффектом вельвета в очень крупный рубчик, мягкая и пушистая.

Список литератураы

1. Электронный ресурс: http://stranamasterov.ru/node/440775

2. Электронный ресурс: http://www.liveinternet.ru/users/3705545/post312801761/

3. Электронный ресурс: http://brother-friends.ru/?p=7094

4. Банакина Л.П. Лоскутное шитьё: Техника. Приёмы. Изделия.- М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2010. – С. 157-159.

5. Мазурик Т. Лоскутное шитье из синельного материала. Синель из павловопосадских платков// Мастер-класс по лоскутному искусству. Аделант, 2012. С. 96.

 

 

                            Приложение 1

 

Прихватки

 

 

                                          Диванные подушки

 

Сумки

 

 

 

 

Покрывала

 

Панно

 

 

 

   Использование техники «Синель» в джинсовой одежде

                             

 

Халат 

 

 

Пальто с деталями в технике «Синель»

 

 

                                                                              Приложение  2 

 

 

Демонстрация слайдов с изделиями в технике «Синель» на семинаре «Чудесный лоскуток»

 

 

Практическая часть семинара:

поэтапное объяснение и изготовление образца «Синели»

Коллаж из образцов «Синели» участниц семинара


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: