Совершенствовать умение осмысленно и выразительно читать, делать выводы, обобщать

Конспект урока

1 Мельникова Александра Михайловна
2 МОУ «Ново-Девяткинская СОШ № 1»
3 учитель начальных классов
4 Литературное чтение
5 М.Зощенко «Золотые слова»      3 класс   УМК «Школа России»
6 Тема «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»  урок № 7 по теме   урок № 2 по произведению М.Зощенко «Золотые слова»  
7 Источники, используемые при  подготовке к уроку · учебник «Литературное чтение» 3 класс 2 часть      Авторы:  Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А.Виноградская,            М.В.Бойкина     Москва «Просвещение» 2018 г · «Поурочные разработки» по литературному чтению 3 класс С.В.Кутявина Москва  «Вако» 2016 · Дидактические карточки-задания по литературному чтению 3 класс О.В.Узорова,   Е.А.Нефедова    издательство «Астрель» 2007 ·  КИМ ВПР Г.В.Шубина  Литературное чтение 3 класс Издательство «Экзамен» Москва 2020 · Кроссворды,  подготовленные  Берюховой  
  Источники, используемые на уроке:     толковый словарь  С.И. Ожегова. интерактивная доска,   фрагменты из презентации Берюховой Е.К,    кроссворды для работы на дом,      задания для работы в группе, в парах  как психологическая и эмоциональная разрядка - видео «Выступление на сцене» - «Птичья школа»   - при участии детей  2 класса в проекте «Творчество М.Зощенко. Стихи» 

8

Цель урока: работать над развитием навыка вдумчивого чтения;   учить видеть в юмористическом произведении серьёзный материал и делать выводы  Задача урока:  сформировать представление о специфике  юмористических  рассказов
Планируемые результаты:
предметные – совершенствовать умение осмысленно и выразительно читать, делать выводы, обобщать
метапредметные – учить выделять главную мысль в произведении, делить текст на смысловые (логические) части.
личностные - вырабатывать стремление к тактичности при разговоре со сверстниками и со взрослыми, принять правило «Всё надо делать с учётом изменившейся   обстановки»  -   как цель, как основное правило в жизни    
9 Тип урока: урок    продуктивного чтения     
   
10 Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, 
   

 

Структура  урока

№ п/п Этап урока Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

Время мин
1 Организационный Психологический настрой Готовность детей к уроку Познава тельные Регуля- тивные Коммуни- кативные Лично- стные 1мин
2 Постановка целей урока и учебных задач  Предположите, о чём сегодня пойдёт разговор на уроке? Что сегодня будем изучать? Как вы думаете, к какому жанру относится рассказ М.Зощенко «Золотые слова» предположения были, но -почему - это узнаем в конце урока Выделять главную мысль. Читать и отвечать на вопросы Совершенствовать технику чтения. Выразительно читать Говорить о правилах поведения Дети предполагают, Анализируют Предпо- лагают Обсуж дают Участвуют в обсуждении вопросов, высказывают свои мысли Свои знания 2 мин
3 Актуализация знаний и проверка домашнего задания     Какой рассказ мы вчера прочитали? Кто автор?  Что вы запомнили об авторе?   Презентация Зощенко. Биография   От чьего имени ведётся рассказ?   Почему он решился поведать эту историю? Какое задание было задано на дом?   Дети работают фронтально – отвечают Учился на юридическом, был на фронте, награждён орденами, работал на разных работах, потом стал писать рассказы для детей От имени маленького мальчика. От своего имени.. Он пишет о себе. Чтобы дети задумались о своём поведении,, чтобы знали как себя вести в разных ситуациях Ответить на вопросы после текста   Управ ление своей деятельностью Строят высказывания, слушают   3 мин

4

Работа над текстом произведения   Слайд 1 Отлично.  Какие правила работы выполняем на уроке? Подумайте минутку.  4 человека читают и выполняют задания.  Найти, прочитать и вписать недостающее слово. Остальные позднее будут работать на этом листе Какие правила работы на уроке можете назвать?   Найдите и прочитайте эпизод о поведении детей за столом в начале рассказа   Как менялось  их поведение детей за столом? Какие главные (ключевые) слова можно выделить в этой части?   Какое заглавие можно дать этой части?       Отвечаем на вопросы – громко, чётко, слушаем друг друга, не повторять ответы других детей   Читают вслух любили ужинать, еда прельщала, вели себя тихо, осмелели, Лёля стала вмешиваться, тараторила без конца, я иной раз вставлял свои замечания     Ужин со взрослыми Правила вежливости вспоми нают     соотно сят слово и опреде ление   Новые слова уточняют Учатся доказывать     Учатся работать, помогать друг другу Для себя лично каж дый что-то берёт 5 мин
Выборочное чтение  Продолжаем читать. Найдите и прочитайте в книге главные слова или предложения только о поведении детей. Что значит как на иголках?   Почему Лёля не закончила свою мысль? Эта ситуация за ужином смешная или грустная? Докажите. Почему?   Кому было стыдно за поведение детей? Докажите словами текста  Каким словом отец назвал их поведение?  Какое наказание они получили от отца? Осуждает ли автор  детей, как вы думаете? Что главное в этой части? Какое заглавие?   Лёля сидела как на иголках, ей поскорее хотелось рассказать свою историю, не могла более терпеть, Махнув рукой, она сказала, Это что! Вот у нас одна девочка..   вмешалась мама – шикнула и шлёпнула   и смешно – дети ведут себя как взрослые и грустно – мешают другим,   маме, бабушке, папе   развязным Это значит невоспитанным (плохим) Детей наказали   сочувствует, дети маленькие, многого не понимают 2 месяца не появляться за столом Наказание     Учатся рассуж дать Контролируют свои мысли и выска зыва ния других детей   Соотносят со своим поведением 6 мин
    Как ведут они себя за столом через 2 месяца? Почему же рассердился папа?  Что произошло?     Как гости назвали этот поступок? Кто считает, что это преступление? Каким словом можно заменить? Подберите синоним   Почему отец не наказал детей за это «преступление»?   Всегда ли надо быть послушным, воспитанным? Как отец объяснил Миньке? прочитайте Что самое главное в этой части? Какое заглавие выберем?   Тихо и молчаливо Съели всё, что возможно Плохое воспитание     преступление     хулиганство, шалость     Это не гадкие дети, а глупые и т.д     Находят и читают В зависимости от обстановки   читают Совет папы   За глупость не наказывают Нахо дят инфор мацию   Самос тоятельность развивается Учатся слушать и вести диалог   6 мин
  обобщение  Сразу ли дети восприняли его совет? Когда автор оценил совет отца? Что главное в этой части? Какое заглавие к этой части?   В последствии…зачитывают   Когда стал взрослым  «Золотые слова» - совет на всю жизнь       Оцен ка своих поступков 1 мин
  Минутка отдыха Просмотр видео Автор помнит себя в детстве. Посмотрите видео прошлого года   Улучшилось настроение? Почему? Узнаете ли кто автор произведения? Пауза. Психологическая разрядка Дети смотрят и вспоминают своё выступление.         5 мин
  Подведение итога работы с текстом     Слайд 2     Слайд 3 Можете ли вы найти различия и сходство этих произведений?  К какому жанру относятся эти произведения? Определили жанр рассказа. На экране - виды жанров Выбрать жанр рассказа Смешные, поучительные рассказы, стихи называются (Юмористические) Как называется писатель, который пишет юмористические рассказы? Кто знает? На экране объяснение М.Зощенко   «Птичья школа»   Один автор Смешные, поучительные рассказы, стихи  называются (Юмористические)   юмористический   сатирик Подведение под понятия     Оцени вают свои выска зыва ния  и выска зыва ния других Навыки сотрудничест ва   2 мин
  Работа в группе . Работа в группе (по 4 человека) Возьмите лист и запишите о правилах поведения (этикета), о которых писатель напоминает детям Вспоминайте содержание рассказа   Проверка работы Дети должны записать -не перебивай собеседника - уважай говорящего -учитывай разницу в возрасте -действуй с учётом изменившихся обстоятельств (условий)     Высказывают свои предположения Обсуж дают, находят нужные правила и слова Коллективное иссле дование сюжета Учатся работать дружно Запоминают эти прави- ла 5 мин    
  Самостоятельная работа   Слайд  4,5, 6 при проверке Как называется наука о вежливости.? прочитайте – с экрана Подберите однокоренное слово, которое обозначает правила поведения – этика Философское учение - это мораль, правила поведения Совокупность норм - много правил, Возьмите лист ученика  Соотнесите слова этика и этикет с определением и поставьте цифру. Проверьте друг у друга  Если выполните свою работу, заполните карточки. Не забудьте их подписать     Какие правила вежливого человека вы знаете? Этика    этикет   Читают на доске с экрана читают в словаре   соотносят Построение логической цепи рассуж дений Уме ние пользоваться информацией   Учатся помогать друг другу Выра батывают свою жизненную пози цию 5 мин
  Итог урока   Слайд 2 и  7 Какие жанры знаете? Как их определяете, по каким признакам? Как узнать, что этот рассказ юмористический? .Как называется писатель юморист?   А чему научились на уроке? Что полезного взял каждый для себя? Получили 5  - 4 -  остальным после проверки самостоятельной работы Оцените свою работу на листке ученика     Смешной поучительный рассказ   сатирик         2 мин
  Домашнее задание   Кроссворд для детей Кроссворд для учителя – для проверки Кратко передать содержание рассказа Разгадать кроссворд Читать другие рассказы М.Зощенко Листы самооценки сдать Встаньте, пожалуйста, кому на уроке быдо комфортно, хорошо. Вы молодцы Спасибо за урок             ИТОГО   2 мин     45 мин

 

 

Самоанализ урока

· Тема урока; работа по рассказу М.Зощенко «Золотые слова»

· используемые технологии; - я считаю, что на уроке закрепления, при работе над содержанием рассказа, была использована технология продуктивного чтения

· обоснование целесообразности использованных средств: учебник, интерактивная доска, презентация, кроссворды на дом., лист индивидуальной работы

- при работе с текстом рассказа без учебника не обойтись,

-презентация об авторе  рассказа (напомнить детям – каким он был, что написал, где работал)

-слайды на правильное объяснение слов - с доски удобнее, чем читать по словарю: работают все

· краткая характеристика класса. В классе по списку – 30 учащихся. Из них на индивидуальном заочном обучении – 3 человека. По факту – 27 учеников. 1 ученик - ЗПР. Есть ещё 2 ученика, родители которых  не поехали на медкомиссию с детьми, но небольшие улучшения в учёбе есть.  

. Есть отлично читающие дети: выше программных требований: громко, чётко, без ошибок, достаточно выразительно. Их - 13.

На уровне программных требований. – 10. 4 человека – постоянно под контролем учителя

· цель урока; работать над развитием навыка вдумчивого чтения, учить сравнивать, сопоставлять, делать выводы для себя, находить в тексте нужные слова

· анализ решения поставленных задач (планируемых результатов):

(Для достижения цели были поставлены следующие задачи:…)

- сформировать представление о специфике юмористических рассказов

совершенствовать умение осмысленно и выразительно читать, делать выводы, обобщать

    – учить выделять главную мысль в произведении,

       - вырабатывать стремление к тактичности при разговоре со сверстниками 

Взрослыми людьми -

 

· на каких этапах (, на протяжении всего урока) решалась задача*;

вдумчивого чтения,

· какие приемы и методы использовались при решении поставленной задачи; - метод наглядности, словесный, обобщения

· объем материала; - достаточный

· уровень активности и самостоятельности обучающихся при решении поставленной задачи; - я считаю, что активность детей на уроке хорошая, самостоятельной работы в течение урока достаточно (не считая карточек листа ученика) Дети пытались строить речевые высказывания, находить главную мысль, сравнивать, обобщать и делать выводы

· результативность и анализ затруднений и ошибок при решении поставленной задачи.

Получили оценку «5 за индивидуальную работу по карточкам  - 3 ученика (выполнили по 3 карточки и работали дальше с классом),

На уроке работали активно, «палочки –выручалочки» -  и получают оценку «5» - 7 учеников, за чтение вслух, выборочное чтение, чтение выразительное

Итого отметок за урок – 10 (5)

Главную мысль рассказа – сами определили. Определили жанр рассказа. Получили новые понятия: писатель- сатирик На все вопросы ответили

Поставленные задачи –решены..Дети читали, доказывали

* дается анализ каждой из поставленных на данный урок задач, в т.ч. и направленных на формирование метапредметных и личностных УУД.

Познавательные УУД: решались задачи –

Анализировали, предполагали (предвосхищали), правила вежливости вспоминали, соотносили слово и определение, учились рассуждать, выражать свои мысли. Находили информацию в тексте. Подвели значение слова - под понятия Обсуждали, находили нужные правила и слова. Учились строить логическую цепь рассуждений.

Регулятивные УУД – Обсуждают Управляют своей деятельностью,

уточняют, объясняют значение новых слов, учатся включать в свой словарный запас,

Контролируют свои мысли и высказывания других детей. Самостоятельность

развивается Дают оценку высказываниям. Учатся исследовать сюжет произведения.. Учатся пользоваться информацией текста.

Коммуникативные УУД - участвуют в обсуждении вопросов, высказывают свои мысли

Строят высказывания, слушают. Учатся доказывать. Учатся работать, помогать друг другу, слушать других и вести диалог. Учатся оценивать поступки Формируют навыки сотрудничества. Учатся работать дружно

Личностные УУД – пополняют свои знания, для себя лично каждый что-то берёт,

Соотносят со своим поведением – правило поведения за столом, правило разговора со взрослыми. Запоминают эти правила. Вырабатывают свою жизненную позицию

 

  • Вывод:
  • общий результат урока: - хороший
  •  цель урока -достигнута
  • уровень выполнения поставленных задач (выполнены в полном объеме,)
  • оценка:

психологической комфортности на уроке; - детям на уроке спокойно, все работают, стараются, настрой хороший

соответствия требованиям Сан Пин –динамической паузы не было; разрядка с просмотром фильма на 24 минуте, но это позволило подойти к выводу, что у М. Зощенко юмористические произведения не только рассказы, но и стихи...

 

Задание на дом 

Михаил Зощенко «Золотые слова» Кроссворды

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

 

Найдите в тексте предложения. Вставьте пропущенные слова.

1. Лёля стала …. в разговоры.

2. Во-вторых, взрослые всякий раз рассказывали … факты из жизни.

3. Они мне буквально пикнуть не дают – всё время … глупыми замечаниями.

4. На этот раз мы сидим тихо и …..

5. Но тут моё … неожиданно соскользнуло с ножа и упало прямо в чай.

6. Всё надо делать с … изменившейся обстановки.

7. Ну, а за …. наказывать не полагается.

 

М. Зощенко «Золотые слова»

1.

2.

з

а

б

а

в

н

ы

е

м

3.

п

е

р

е

б

и

в

а

ю

т

ш

4.

м

о

л

ч

а

л

и

в

о

в

5.

м

а

с

л

о

6.

у

ч

ё

т

о

м

ь

7.

г

л

у

п

о

с

т

ь

я

 

8. Лёля стала …. в разговоры.

9. Во-вторых, взрослые всякий раз рассказывали … факты из жизни.

10. Они мне буквально пикнуть не дают – всё время … глупыми замечаниями.

11. На этот раз мы сидим тихо и …..

12. Но тут моё … неожиданно соскользнуло с ножа и упало прямо в чай.

13. Всё надо делать с … изменившейся обстановки.

Ну, а за …. наказывать не полагается

 

 

 

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: