И ведение бухгалтерского учета активов организации
МДК 01.01. Практические основы бухгалтерского учета активов организации
Методические указания и задания контрольной работы
Для студентов-заочников
Средних профессиональных учебных заведений
По специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
(базовый уровень)
с. Сигаево
2019
Указания составлены в соответствии с ФГОС СПО и рабочей программой
ПМ.01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета активов организации
Рассмотрены на заседании ПЦК
преподавателей экономических дисциплин
Протокол от _____________________№ _____
Председатель ________________Т.К. Ямина
Автор: Т.К.Ямина, преподаватель БПОУ УР «Сарапульский политехнический колледж»
Рецензент: Тюрина О.Е., преподаватель БПОУ УР «Сарапульский политехнический колледж»
Пояснительная записка
Методические указания и задания для контрольной работы разработаны для студентов заочного отделения с целью подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и рабочей программой ПМ.01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета активов организации.
|
|
Профессиональный модуль ПМ 01 включает междисциплинарный курс МДК 01.01. «Практические основы бухгалтерского учета активов организации», учебную и производственную практику. Учебную практику студенты заочного отделения выполняют по заданиям колледжа, а производственную практику – проходят в организациях.
Необходимость составления методических указаний вызвано отсутствием методичек по выполнению контрольных работ.
Указания включают:
- пояснительную записку;
- тематический план;
- общие методические указания;
- список литературы;
- задания для контрольной работы.
Домашняя контрольная работа установлена учебным планом для студентов по заочной форме обучения.
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | По рабочему плану | |||
Всего аудиторных часов | В т.ч. | Самостоятельная работа студентов | |||
теорет. | л/практ. | ||||
МДК 01.01.Практические основы бухгалтерского учета активов организации | 50 | 30 | 20 | 176 | |
1 | Раздел 1. Документирование хозяйственных операций | 4 | 2 | 2 | 6 |
1.1 | Организация работы с документами | 4 | 2 | 2 | 2 |
1.2 | План счетов бухгалтерского учета | 4 | |||
2 | Раздел 2. Ведение бухгалтерского учета активов организации | 46 | 28 | 18 | 170 |
2.1 | Учет денежных средств в кассе | 2 | 2 | 4 | |
2.2 | Учет денежных средств на расчетных и специальных счетах в банке | 4 | 2 | 2 | 6 |
2.3 | Учет кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам в банке | 2 | |||
2.4 | Учет дебиторской и кредиторской задолженности | 8 | 4 | 4 | 14 |
2.5 | Учет долгосрочных инвестиций | 4 | 4 | 6 | |
2.6 | Учет основных средств | 6 | 4 | 2 | 12 |
2.7 | Учет нематериальных активов | 4 | |||
2.8 | Учет финансовых вложений | 4 | |||
2.9 | Учет материально-производственных запасов | 6 | 4 | 2 | 30 |
2.10 | Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости | 12 | 6 | 6 | 60 |
2.11 | Учет готовой продукции | 2 | 2 | 28 | |
Дифференцированный зачет | 2 | 2 | |||
Итого | 50 | 30 | 20 | 176 | |
Учебная практика | 36 | 36 | |||
Производственная практика (в организациях) | 36 | 36 |
|
|
Общие методические указания
Рабочая программа профессионального модуля является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета активов организации и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающихся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета активов организации;
уметь:
У1 принимать произвольные первичные бухгалтерские документы, рассматриваемые как письменное доказательство совершения хозяйственной операции или получение разрешения на ее проведение;
У2 принимать первичные бухгалтерские документы на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью;
У3 проверять наличие в произвольных первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов;
У4 проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку;
У5 проводить группировку первичных бухгалтерских документов по ряду признаков;
У6 проводить таксировку и контировку первичных бухгалтерских документов;
У7 организовывать документооборот;
У8 разбираться в номенклатуре дел;
У9 заносить данные по сгруппированным документам в регистры бухгалтерского учета;
У10 передавать первичные бухгалтерские документы в текущий бухгалтерский архив;
У11 передавать первичные бухгалтерские документы в постоянный архив по истечении установленного срока хранения;
У12 исправлять ошибки в первичных бухгалтерских документах;
У13 понимать и анализировать план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;
У14 обосновывать необходимость разработки рабочего плана счетов на основе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности;
У15 конструировать поэтапно рабочий план счетов бухгалтерского учета организации;
У16 проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
У17 проводить учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;
У18 учитывать особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;
|
|
У 19 оформлять денежные и кассовые документы;
У20 заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию;
У21 проводить учет основных средств;
У22 проводить учет нематериальных активов;
У23 проводить учет долгосрочных инвестиций;
У24 проводить учет финансовых вложений и ценных бумаг;
У25 проводить учет материально-производственных запасов;
У26 проводить учет затрат на производство и калькулирование себестоимости;
У27 проводить учет готовой продукции и ее реализации;
У28 проводить учет текущих операций и расчетов.
знать:
З1 общие требования к бухгалтерскому учету в части документирования всех хозяйственных действий и операций;
З2 понятие первичной бухгалтерской документации;
З3 определение первичных бухгалтерских документов;
З4 формы первичных бухгалтерских документов, содержащих обязательные реквизиты первичного учетного документа;
З5 порядок проведения проверки первичных бухгалтерских документов: формальной проверки документов, проверки по существу, арифметической проверки;
З6 принципы и признаки группировки первичных бухгалтерских документов;
З7 порядок проведения таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов;
З8 порядок составления регистров бухгалтерского учета;
З9 правила и сроки хранения первичной бухгалтерской документации;
З10 сущность плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;
З11 теоретические вопросы разработки и применения плана счетов бухгалтерского учета в финансово-хозяйственной деятельности организации;
З12 инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета;
З13 принципы и цели разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета организации;
З14 классификацию счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию, назначению и структуре;
З15 два подхода к проблеме оптимальной организации рабочего плана счетов - автономию финансового и управленческого учета и объединение финансового и управленческого учета;
З16 учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути;
|
|
З17 учет денежных средств на расчетных и специальных счетах;
З18 особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам;
З19 порядок оформления денежных и кассовых документов, заполнения кассовой книги;
З20 правила заполнения отчета кассира в бухгалтерию;
З21 понятие и классификацию основных средств;
З22 оценку и переоценку основных средств;
З23 учет поступления основных средств;
З24 учет выбытия и аренды основных средств;
З25 учет амортизации основных средств;
З26 особенности учета арендованных и сданных в аренду основных средств;
З27 понятие и классификацию нематериальных активов;
З28 учет поступления и выбытия нематериальных активов;
З29 амортизацию нематериальных активов;
З30 учет долгосрочных инвестиций;
З31 учет финансовых вложений и ценных бумаг;
З32 учет материально-производственных запасов;
З33 понятие, классификацию и оценку материально-производственных запасов;
З34 документальное оформление поступления и расхода материально-производственных запасов;
З35 учет материалов на складе и в бухгалтерии;
З36 синтетический учет движения материалов;
З37 учет транспортно-заготовительных расходов;
З38 учет затрат на производство и калькулирование себестоимости;
З39 систему учета производственных затрат и их классификацию;
З40 сводный учет затрат на производство, обслуживание производства и управление;
З41 особенности учета и распределения затрат вспомогательных производств;
З42 учет потерь и непроизводственных расходов;
З43 учет и оценку незавершенного производства;
З44 калькуляцию себестоимости продукции;
З45 характеристику готовой продукции, оценку и синтетический учет;
З46 технологию реализации готовой продукции (работ, услуг);
З47 учет выручки от реализации продукции (работ, услуг);
З48 учет расходов по реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг;
З49 учет дебиторской и кредиторской задолженности и формы расчетов;
З50 учет расчетов с работниками по прочим операциям и расчетов с подотчетными лицами.
ПМ 01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета активов организации» изучается на 2 курсе обучения студентами заочного отделения.
На 2 курсе студенты выполняют домашнюю контрольную работу.
В межсессионный период проходят учебную практику по заданиям колледжа и производственную практики в организациях по программе соответственно каждая по 36 часов. Представляют отчёты по практикам в колледж и сдают дифференцированный зачет по практикам на лабораторно-экзаменационной сессии в третьем семестре.
Итоговая форма контроля по МДК 01.01 – дифференцированный зачёт; ПМ 01- экзамен по модулю (3 семестр).
Основной формой учебной работы студента-заочника является самостоятельная работа над изучением материала в межсессионный период.
В ходе этой работы необходимо:
- подобрать необходимую литературу;
- составить краткий конспект;
- выполнить домашнюю контрольную работу.
Контрольная работа выполняется в рукописном варианте и включает в себя 4 теоретических вопроса и 4 задачи. Задачи № 1, №2, №3, № 4 выполняются на бланках бухгалтерских документов и учётных регистров.
Вариант контрольной работы студент выбирает по двум последним цифрам своего шифра, указанных в таблице.
Если вариант студента 13, то номера теоретических вопросов – 3, 13, 23, 55; номера задач – 3, 10, 12, 20.
При выполнении контрольной работы придерживайтесь следующих правил:
- на титульном листе укажите название Междисциплинарного курса (МДК), шифр, фамилию, имя, отчество (полностью), курс, почтовый адрес;
- контрольную работу выполняйте по своему варианту;
- запишите теоретические вопросы, выделите их, а затем пишите ответы;
- ответ пишите четко чернилами одного цвета через интервал, оставляйте поля для замечаний преподавателя;
- в конце работы укажите используемую литературу, поставьте подпись и дату выполнения.
Контрольная работа высылается в колледж. Зачтенная контрольная работа предоставляется на дифференцированный зачет по Междисциплинарному курсу (МДК 01.01) «Практические основы бухгалтерского учета активов организации».