Применение в проектной деятельности

Рекомендации по использованию видеоматериалов

«Открытый клуб», 2-4 класс, мультипликационный фильм

Место в тематическом плане занятий

Видеоматериал иллюстрирует тему занятия 9-10 «Откуда в семье деньги» (С. Федин «Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2-3 классы общеобразовательных организаций, 2 часть») [1]

Видеоматериал иллюстрирует тему занятия 9 «Откуда в семье берутся деньги» Модуля 2 «Из чего складываются доходы в семье» учебной программы (Ю. Корлюгова, Е. Гоппе «Финансовая грамотность: учебная программа. 4 класс»), которое соответствует занятию 9 «Откуда в семье берутся деньги» Модуля 2 «Из чего складываются доходы в семье» Г. Гловели, Е. Гоппе «Финансовая грамотность: Материалы для учащихся. 4 класс».

Образовательная цель демонстрации видеоматериала

В соответствии с учебной программой (Ю. Корлюгова, Е. Гоппе «Финансовая грамотность: учебная программа. 4 класс») занятие предназначено для выработки у учащихся личностных установок и предметных результатов, указанных на стр. 14 этой учебной программы.

В сфере личностных установок видеоматериал позволяет сформировать понимание, что деньги зарабатываются   трудом человека.

В сфере предметных результатов данный видеоматериал поможет в формировании умений:

1. правильно использовать термины: доходы семьи, расходы семьи, потребности, благо, семейный бюджет, сбережения;

2. объяснять и сравнивать основные источники доходов семьи;

3. умение приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;

4. умение считать общую сумму доходов семьи на условных примерах.

Использование видеоматериала будет способствовать формированию умений сравнивать разные источники доходов семьи, умения объяснять на примерах, от чего зависит величина доходов семьи.

Краткое описание

Лосяш, Совунья и Пин состоят в клубе путешественников. Крош узнает об этом и тоже хочет записаться в клуб, но его предупреждают, что членство в клубе предполагает немаленькие ежегодные взносы.

Крош готов потратить на взнос все свои сбережения. Друзья рекомендуют ему сохранить накопления для непредвиденного случая, а на постоянные расходы деньги лучше зарабатывать.

Но способ заработать у каждого свой. Совунья вяжет на продажу носки. Но она честно признается, что носки стоят дешево, поэтому, чтобы покрыть взнос, вязать надо непрерывно. Крошу такой способ заработка не нравится. Он идет к Лосяшу узнать, чем тот зарабатывает. Лосяш читает книжку, и Крошу кажется, что он бездельничает. Но Лосяш готовит статью по заказу научного журнала. Гонорар за одну статью покроет весь годовой взнос. Писать статью недолго, но предварительно нужно много прочесть, а, чтобы разбираться в теме, нужно долго и усердно учиться.

Крош проникается уважением к интеллектуальному заработку Лосяша. Понимает, что для того, чтобы так «бездельничать», надо иметь знания и способности, каких он сам не имеет. Он идет к Пину спросить про его способ заработка. Пин собирает механизмы. Крошу это подходит, и он хочет попробовать. Пин предлагает Крошу изготовить деталь. Крош пробует пилить железяку, но у него получается неловко и медленно. Спрашивает, сколько ему придется пилить, чтобы заработать нужную сумму. Пин уверяет, что многое зависит от навыков. Со временем он научится работать быстрее и лучше и будет зарабатывать больше.

Крош трудится и вскоре преуспевает. Вступает в клуб, наслаждается путешествием с друзьями и знает, каким образом и за какое время будет зарабатывать на ежегодные взносы.

Варианты использования в учебном процессе

При проведении уроков по учебному пособию Г. Гловели, Е. Гоппе «Финансовая грамотность: Материалы для учащихся. 4 класс» учитель пользуется пособием Ю. Корлюговой, Е. Гоппе «Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 4 класс». Это пособие содержит сценарии занятия 9 «Откуда в семье берутся деньги» в части определения видов источников дохода, их категорий.

С учетом содержания видеоматериала, целесообразно на этапе 2 «Постановка учебных целей» продемонстрировать видеоматериал целиком.

При проведении уроков по учебному пособию С. Федина для 2-3 классов учитель использует видеоматериал для иллюстрации темы «Откуда в семье деньги», используя его в качестве закрепляющего материала, для акцента, что труд — один из основных источников доходов человека.

Комментарии педагога после просмотра, обсуждение в классе, вопросы обучающимся

При проведении уроков по учебному пособию Г. Гловели, Е. Гоппе учителю необходимо прокомментировать видеоматериал по завершению просмотра с целью более точного понимания учащимися разницы между постоянными и разовыми (эпизодическими) доходами, факторов, влияющих на величину дохода (затраченное время и силы, знания, умения и опыт).

Рекомендуемые вопросы к обсуждению:

n «Что такое доход? Что такое заработная плата?»;

n «Какие бывают источники дохода?»;

n «Почему у Кроша при работе вместе с Пином в начале не получалось изготовить деталь?» (тут педагогу уместно вспомнить пословицу «Терпение и труд все перетрут»);

n Чем отличается способ зарабатывания денег Совуньей, Лосяшем и Пином?

n Кто их героев тратит больше времени на зарабатывание необходимой суммы членского взноса?

n Можно ли сказать, что Лосяшу легче зарабатывать деньги, чем Совунье?

При проведении уроков по учебному пособию С. Федина особых комментариев не требуется, так как видеоматериал предлагается на завершающем этапе занятия. Однако, в качестве домашнего задания следует дать возможность ребятам подумать о том, кем бы они хотели стать и чем заниматься в жизни и дать возможность уже дома ответить на перечисленные выше вопросы в этом блоке (см. вопросы к обучающимся 4 кл.)

Применение в проектной деятельности

Учитель также может рекомендовать видеоматериал для использования при подготовке индивидуальных или групповых проектов по следующим темам:

n «Современные профессии»;

n «Кем я хочу стать?»;

n «Трудовая деятельность в регионе проживания. Наиболее востребованные профессии».

Обратите внимание!

Видеоматериал можно использовать и для формирования понимания учащихся что именно труд является основным источником доходов человека. Дети должны понимать, что, как правило, трудиться непросто и, соответственно, деньги достаются не легко. Для получения достойной заработной платы необходимо много учиться и овладеть выбранной профессией. Заработанные деньги нужно использовать бережно.

Для развития указанных установок учитель может использовать дополнительные материалы, что также сделает урок более ярким, запоминающимся для детей.

Например, прочитать или включить запись стихотворение В.В. Маяковского «Кем быть?», с помощью которого учитель может показать важность всех профессий.

При проведении занятий по теме «Доходы» педагог может использовать другие видеоматериалы из серии «Азбука финансовой грамотности со Смешариками», в частности:

1) «Лимонадный Крош» (о важности регулярных источников доходов, о труде как наиболее надежном способе получения денег).

2) «Лучший из лучших» (о соизмерении желаний и возможностей, необходимости сбережений, отличии разовых и регулярных доходов).

 


[1] Данная сноска носит технический характер и будет отсутствовать в окончательной версии Методических рекомендаций. Учебная программа и методические рекомендации для учителей (входящие в состав УМК С. Федина) были изданы в 2014 году, а материалы для учащихся, на которые приведена ссылка, — в 2016 году. Авторы Методических рекомендаций на данный момент опираются именно на содержание материалов для учащихся 2016 года издания.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: