Композиционное решение листа

 

Методические указания по выполнению лабораторной работы

 

 

Уфа 2015

Составитель: А.А. Почежерцев

УДК 667.1.016

 

 

Натюрморт. Черно-белая графика: композиционное решение листа Методические указания по выполнению лабораторной работы/ Уфимск. технол ин-т сервиса. Сост. А.А. Почежерцев. Уфа, 2000.12с.

 

Содержат общие требования по выполнению задания и способы их выполнения.

 

 

Предназначены для студентов дневного отделения специальности 2813 «Художественное проектирование изделий текстильной и легкой промышленности».

 

Библиогр.: 6 назв.

 

Рецензент: К.М. Мурадов

 

 


Графическое решение натюрморта - творческая работа, требующая размышления, поиска отношений черного и белого вместе орнаментальное™ плоскостей и определенной аккуратности, точности выполнения рисунка. Поэтому такое задание проводят после того, как студенты приобрели определенные навыки в рисунке. И именно к работе над этим заданием нужно отнестись наиболее внимательно и серьезно, т.к. в графике натюрморта заложены базовые знания о графическом и композиционном решении листа.

Рисунок натюрморта для дальнейшего его использования в графике несколько отличается в исполнении от рисунка натюрморта в карандаше. В этом случае сразу необходимо продумать черно-белое пятновое решение данной работы и затонировать штрихом черные пятна так, чтобы они не сливались с фоном, а хорошо читались на нем. В черно-белой пятновой графике черная краска и белая бумага служат изображениями света и тени: полутени и рефлексы отсутствуют.

Прежде чем выполнять графику в чистовом формате, рекомендуется на листах малого формата поискать варианты композиционного решения, по разному сочетая линию, пятно. Подобные предварительные, поиски называют форэскизами. По наиболее выразительному форэскизу выполняется чистовая графическая композиция. В случае тщательной проработки форэскиза его решение может, быть без изменений перенесено на чистовой лист. Но, как следует из опыта работы, такие случаи крайне редки. Как правило, найденное в форэскизе решение бывает достаточно схематично и обобщено, что собственно и является целью форэскиза. Поэтому найденное композиционное решение форэскиза при решении на большом формате происходит не точно (один в один), а дорабатывается, уточняется, вносятся детали, фактуры. Если же при выполнении чистовой графической композиции появляется дробность, излишний пересчет деталей, то следует объединить отдельные линии и пятна, достигая большего обобщения, лаконизма в решении листа.

Дня выполнения задания " на линию", хотелось бы отдельно рассказать о значении линии в графической работе, о задачах и возможностях.

Линии, как бы точны они не были, всегда условны, т.к. в при­роде линии не существует, а кажущиеся линии - это только границы тех или иных плоскостей или поверхности форм.

Условное линейное изображение предмета может быть очень выразительным и убедительным, но все же зритель, смотря на него, представляет его объем уже в своем воображении.

При линейном изображении предмета рисовальщик должен не обводить линиями внешний контур предмета, а стремиться к тому,

чтобы линейный рисунок давал условное изображение самой формы. "Живая", пульсирующая линия, рисующая предмет на плоскости листа, делает его в восприятии зрителя объемным, а плоскость листа превращается в пространство. Линии в графическом рисунке должны быть свободны и разнообразны: то сильные, активные, черные, то легкие, еле заметные. В декоративных работах. Где изображение связано плоскостью, линия жесткая, упругая. Слабого тона линия (без нажима) применяется для изображения освещенной части формы.

Для передачи движения формы в пространстве, выражения творческого замысла, линия в графике приобретает особенную пространственную выразительность и мелодичность. Линии, то как бы едва касаются бумаги и даже исчезают, то усиливаются в тоне и увеличиваются по толщине. Тонкие, едва заметные линии скользят по краю формы, 'обращенной к свету, когда она сливается со средой. Широкие линии указывают на затененные участки поверхности формы.

Можно сказать, что линии в черно-белой графике должны быть музыкальными: то звучать как басовые струны, рисуя большие объемы и пространства, то звенеть, как тонкий высокий звук, изображая детали И расставляя акценты. Тогда линейный рисунок вписы­вается в плоскость бумага, становится живым и трепетным.

Таким образом, различный характер линий способствует передаче пространства, объема, дает возможность лаконично решать пластические задачи.

Теперь хотелось бы подробнее остановиться на том, что представляет собой композиция в черно-белой графике.

Основные требования композиции графического листа это цельность частей произведения. Автор должен суметь так расположить и объединить между собой отдельные части композиции, чтобы они создавали единое, целостное впечатление. Для этого прежде всего следует обозначить центр композиции, тот отправной момент (уча­сток, элемент, деталь и т.п.), от которого автор строит всю свою дальнейшую работу.

Композиционный центр - это то главное в композиции, которое больше всего привлекает внимание зрителя. Не обязательно, чтобы он был самым значительным по величине, но необходимо, чтобы он привлекал к себе взгляд зрителя. Может быть тем, что он является самым темным (светлым) пятном в работе, или тем, что отличает его от окружающих его участков формой, линиями, фактурой и т.п. Задача автора композиции - по-своему оригинально, неповторимо, но при этом деликатно выделить главное в композиции. Основная же задача композиции - максимальное выявление идейного' замысла художника.

Величина, форма и расположение всех других частей рисунка во многом зависит от параметров и характера элемента, выбранного в качестве композиционного центра. Эта зависимость определяется ритмическим характером рисунка.

Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной по­следовательности. Ритм - это универсальное природное средство вы­разительности. Он присутствует во многих явлениях действительности (космические явления, вращение планет, смена дня и ночи, цикличность времен года и др.). Ритм всегда подразумевает движение, развитие.

Ритм в жизни и в искусстве - не одно и тоже. В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, его неравномерность, не математическая точность, как в технике, а живое разнообразие, находящее соответствующее пластическое решение.

Ритм в изобразительном искусстве подобен постоянно повторяющейся теме в музыкальном произведении. Эта тема может усиливаться, ослабевать, перетекать из одного сюжета в другой, но при этом остается сама собой, связывая, казалось бы, отдельные куски в единое целое, а единство рождает гармонию.

В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, можно различить активный, порывистый, дробный ритм или плав­ный, спокойный, замедленный.

Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени. В графике ритмика черного и белого. Можно использовать одинаковое чередование одинаковых элементов композиции. В результате ритм может строиться на контрастах пятен.

Ритм зависит от связи композиционного центра со всеми частями рисунка, а также от взаимной пластической и ритмической связи всех частей композиции друг с другом, что составляет смысл композиционного решения.

Композиционных решений может быть множество. Рассмотрим наиболее характерные. Если основные части композиции мысленно соединить прямыми линиями, то может получиться геометрическая фигура, например треугольник. Треугольники могут быть самыми разнообразными: прямоугольными, косыми, располагаться вершиной вверх или вниз. Композиция может строиться также на основе дру­гих геометрических форм (круг, овал, ромб, трапеция и т.д.), и даже на основе самых разнообразных линий.

Успех композиции во многом зависит от эмоциональной нагрузки. Композиции могут быть веселыми и сдержанными, радостными и строгими, беспокойными и уравновешенными, величавыми и про­стыми.

Такое разнообразие впечатлений зависит от темы, содержания изображаемого, тональных отношений и, главным образом, от ком­позиционного построения. В каждом построении все части композиции живут своей внутренней жизнью. В зависимости от того, какое положение занимают формы в композиции, они могут иметь на­правленность вверх или вниз, влево или вправо, устремляться к центру или в стороны, если большинство форм и линий в компози­ции имеет единое направление, то все построение в целом приобретает неспокойный, нерешительный характер. Такую композицию называют динамичной.

В. случае противоположной направленности форм относительно друг друга, пропадает впечатление движения, композиция становится спокойной, статичной.

Усиление композиционной выразительности достигается за счет контраста форм и линий с основными массами.

Наибольшая выразительность композиции может быть достигнута только тогда, когда контрастирующие элементы по своей массе и объему не равны между собой. Контрастировать между собой могут разные формы. Например, округлые массивные формы хорошо компонуются со строгими, прямыми линиями. И наоборот, массивная прямоугольная форма с тонкими кривыми линиями или узкими и длинными формами неопределенной конфигурации.

Разрабатывая форэскизы, автор должен думать о том, как лучше расположить черные и белые пятна в пространстве - листа, ибо от этого, в конечном счете зависит композиционное единство.

Таким образом, располагая в композиции листа пятна и линии в разных тональных сочетаниях, можно достичь соответствующей эмоциональной нагрузки, раскрывающей содержание замысла.

Рассмотрим несколько примеров, раскрывающих характер композиции с помощью соотношений пятен по площадям:

- много черного и мало белого - композиция напряженная, тревожная

- мало черного и много белого - композиция легкая, воздушная

- равное соотношение черного и белого - композиция нарядная и светлая.

В условиях учебных заданий по графическому решению натюрморта студенты учатся создавать эскизы (по форме и по содержанию), разрабатывать определенную тему, овладевают базовыми знаниями и навыками решения черно-белой композиции, что в дальнейшем должно сказаться в работе над более сложными заданиями, в том числе созданием художественного образа че­ловека в костюме.

 

Лабораторная работа № 1

Тема: Натюрморт

Цель: Получить представление о черно-белой графике,композиционном решении листа, графических средствах

Задача: Разработать серию форэскизов графического решения натюрморта. Освоить графические средства: линия, пятно, точка и их совмещение: линия и пятно, линия, пятно и точка. Познакомиться и освоить композиционно- графические средства: ритм, силуэт, композиционный центр. Влияние расположения композиционного центра на характер композиции.

Продолжительность работы - 16 часов

Самостоятельная работа -16 часов

 

ЗАДАНИЕ № 1

Нарисовать натюрморт с трех различных положений.

 

ЗАДАНИЕ № 2

Провести сравнительный анализ рисунка относительно источника освещения, обращая внимание на:

- условность

- цельность

- выразительность предметов

- работу силуэта (светлое на темном и темное на светлом)

 

ЗАДАНИЕ № 3

Разработать 5-6 форэскизов натюрморта по следующим направлениям:

а) линия

б) пятно

в) линия и пятно

г) линия, пятно и точка

Особое внимание при разработке форэскизов на композиционное решение, цельность, лаконизм, а также читаемость предметов.

 

ЗАДАНИЕ № 4  

Выбрать по одному эскизу е каждого направления и выполнить в чистовом варианте.

Материалы: ватман, тушь, Перо, кисть, черна»-и белая гуашь.

 

Контрольные вопросы:

1. Отличие черно-белой графики от академического рисунка.

2. Какие графические средства применяются в черно-белой графике.

3. Особенности композиции в черно-белой графике.

4.Методика ведения графической работы.

5. Какое влияние на эмоциональное восприятие графической работы оказывает композиционный центр.

 


Список литературы

1. Звонцов В.М. Основы понимания графики. - М., 1963.

2. Демосфенова Г.М. Журнальная графика Дейнеки. - М., 1979.

3. Пармон ФМ., Кондратенко Т.Л. Специальная и художественная графика.- М.,1983.

4. Пармон Ф.М., Кондратенко ТЛ. Рисунок и графика костюма. - М.: Легпромбытиздат, 1987.

5. Западно-европейская графика ХV-ХХ веков. - Л: Искусство, Ленинградское отделение. 1985.

6. Кибрик Е.А. Работы и мысль художника. - М.: Искусство,.1984




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: