Список основных понятий (тезаурус)
По дисциплине «Концепции современного естествознания»
Г.
Краткие предварительные пояснения
Этот список включает в себя требования, которые предъявляет Министерство к знаниям студентов. На основании этого списка понятий формируется действующая в Институте программа, материалы лекций, практических занятий, рефератов и контрольных работ. Соотношения времени занятий, отведенных на изучение этих вопросов, определяется той специальностью, которую изучает студент. В соответствии с этой специальностью в программу введены вопросы, которые ориентированы на учёт профессиональных требований. Студент должен ознакомиться с приводимой терминологией, Он должен понимать смысл каждого термина и уметь кратко объяснять его суть. Термины разнесены по группам, а затем разбиты на темы. Это позволяет понять полное содержание каждой изучаемой проблемы.
Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира
Тема: Научный метод познания
|
|
Методология
Свойства научного знания:
- объективность
- достоверность
- точность
- системность
Эмпирическое и теоретическое познание
Методы научного познания:
- наблюдение
- измерение
- индукция
- анализ
- синтез
- абстрагирование
- дедукция
- моделирование
- эксперимент
Гипотеза
Требования к научным гипотезам:
- соответствие эмпирическим фактам
- проверяемость (принципы верификации и фальсификации)
Научная теория
Область применимости теории
Принцип соответствия
Тема: Естественнонаучная и гуманитарная культуры
Естествознание как комплекс наук о природе (естественных наук)
Дифференциация наук
Интеграция наук
Гуманитарные науки
Гуманитарно-художественная культура, её основные отличия от научно-технической:
- субъективность знания
- нестрогий образный язык
- выделение индивидуальных свойств изучаемых предметов
- сложность (или невозможность) верификации и фальсификации
Математика как язык естествознания
Биоэтика, её основные проблемы: генная инженерия, клонирование, эвтаназия
Псевдонаука как имитация научной деятельности
Отличительные признаки псевдонауки:
- фрагментарность (несистемность)
- некритический подход к исходным данным
- невосприимчивость к критике
- отсутствие общих законов
- неверифицируемость и/или нефальсифицируемость псевдонаучных данных
Тема: Развитие научных исследовательских программ и картин (история естествознания, тенденции развития)
Научная (исследовательская) программа
Научная картина мира
Древняя Греция: появление программы рационального объяснения мира
|
|
Принцип причинности в первоначальной форме (каждое событие имеет естественную причину) и его позднейшее уточнение (причина должна предшествовать следствию)
Атомистическая исследовательская программа Левкиппа и Демокрита: всё состоит из дискретных атомов; всё сводится к перемещению атомов в пустоте
Континуальная исследовательская программа Аристотеля: всё формируется из непрерывной бесконечно делимой материи, не оставляющей места пустоте
Взаимодополнительность атомистической и континуальной исследовательских программ
Научная (или натурфилософская) картина мира как образно-философское обобщение достижений естественных наук
Фундаментальные вопросы, на которые отвечает научная (или натурфилософская) картина мира:
- о материи
- о движении
- о взаимодействии
- о пространстве и времени
- о причинности, закономерности и случайности
- о космологии (общем устройстве и происхождении мира)
Натурфилософская картина мира Аристотеля
Научные картины мира: механическая, электромагнитная, неклассическая (1-я половина XX в.), современная эволюционная
Тема: Развитие представлений о материи
Фалес: проблема поиска первоначала
Абстракция материи
Механическая картина мира: единственная форма материи – вещество, состоящее из дискретных корпускул
Материальная точка — основная абстракция классической механики
Атомно-молекулярное учение
Учение о составе — первый уровень научного химического знания
Учение о строении — второй уровень научного химического знания
Электромагнитная картина мира: две формы материи — вещество и непрерывное электромагнитное поле
Волна как распространяющееся возмущение физического поля
Длина волны
Спектр электромагнитных волн
Эффект Доплера: зависимость измеряемой длины волны от взаимного движения наблюдателя и источника волн
Современная научная картина мира: формы материи — вещество, физическое поле, физический вакуум
Тема: Развитие представлений о движении
Гераклит: идея безостановочной изменчивости вещей
Учение Аристотеля о движении как атрибуте материи и разнообразии форм движения
Механическая картина мира: единственная форма движения — механическое перемещение
Описание механического движения материальной точки: координаты, скорость, траектория
Система отсчёта, её основные элементы: тело отсчета, система координат («линейка»), часы
Первый закон Ньютона (закон инерции): сохранение скорости тела в отсутствие воздействий на него
Второй закон Ньютона: воздействие на тело вызывает изменение его скорости (ускорение)
Электромагнитная картина мира: движение — не только перемещение зарядов, но и изменение поля (распространение волн)
Волновые процессы: интерференция и дифракция
Понятие состояния системы как совокупности данных, позволяющих предсказать её дальнейшее поведение
Движение как изменение состояния
Химическая форма движения: химический процесс
Учение о закономерностях химических процессов — третий уровень научного химического знания
Биологическая форма движения: процессы жизнедеятельности, эволюция живой природы
Эволюционная химия — четвёртый уровень научного химического знания
Современная научная картина мира: эволюция как универсальная форма движения материи
Многообразие форм движения, их качественные различия и несводимость друг к другу
Тема: Развитие представлений о взаимодействии
Представления Аристотеля о взаимодействии: одностороннее воздействие движущего на движимое; первоначальная форма концепции близкодействия (передача воздействия только через посредников, при непосредственном контакте)
|
|
Механическая картина мира:
- возникновение концепции взаимодействия (третий закон Ньютона)
- открытие фундаментального взаимодействия (закон всемирного тяготения)
- принятие концепции дальнодействия (мгновенной передачи взаимодействия через пустоту на любые расстояния)
Электромагнитная картина мира:
- открытие второго фундаментального взаимодействия (электромагнитное)
- возврат к концепции близкодействия (взаимодействие передаётся только через материального посредника — физическое поле — с конечной скоростью)
- полевой механизм передачи взаимодействий (заряд создаёт соответствующее поле, которое действует на соответствующие заряды)
Современная научная картина мира:
- четыре фундаментальных взаимодействия (гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое)
- квантово-полевой механизм передачи взаимодействий (заряд испускает виртуальные частицы-переносчики соответствующего взаимодействия, поглощаемые другими аналогичными зарядами)
- частицы-переносчики фундаментальных взаимодействий (фотоны, гравитоны, глюоны, промежуточные векторные бозоны)
- характеристики фундаментальных взаимодействий определяются свойствами частиц-переносчиков: масштабы, в которых эффективно фундаментальное взаимодействие, определяются массой его частиц-переносчиков и способностью его зарядов взаимно компенсироваться
Фундаментальные взаимодействия, преобладающие между объектами:
- микромира (сильное, слабое и электромагнитное)
- макромира (электромагнитное)
- мегамира (гравитационное)
Примеры объектов, стабильность которых обеспечивается конкретным видом взаимодействия:
- атом, молекула, вещество - электромагнитное
- планетные системы, галактики - гравитационное
- ядра атомов - сильное
Пространство, время, симметрия