Типология словообразовательных отношений между словами. Словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо, словообразовательная парадигма. Словообразовательный тип

О термине «словообразование». Предмет и задачи словообразования. Словообразовательная мотивация.

Термин «словообразование» не однозначен. Словообразование — во-первых, это самостоятельный уровень внутренней структуры языка, во-вторых, раздел науки о языке, изучающий словообразовательную систему языка, и, в третьих, процесс появления нового слова. Словообразование как особый раздел науки о языке стало складываться в 40–50-е годы XX века, прежде всего благодаря трудам В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, А.И. Смирницкого.

Словообразование изучает слова, между которыми существует двойная связь — общность содержания и фонетического оформления. Словообразование современного русского языка устанавливает те связи и отношения, которые существуют между соответствующими словами именно в нынешний момент существования русского языка, и поэтому иногда называется синхронным словообразованием, в отличие от такого подхода к языковым фактам, который устанавливает динамику словообразовательных отношений и называется диахроническим, или историческим словообразованием.

Словообразовательная мотивация — это такое отношение между двумя однокоренными словами, при котором значение одного из них или определятся через значение другого (мяч – мячик, т.е. маленький мяч, чёрный – чернеть, т.е. становиться чёрным, чернее, учить – учитель, т.е. тот, кто учит), или тождественно значению другого во всех своих компонентах, кроме грамматического значения части речи (промывать – промывка, белый – белизна, упрямый – упрямо), или полностью тождественно значению другого при различии в стилистической окраске этих слов (табурет – разг. табуретка).

Одно из слов, связанных отношениями мотивации, является мотивирующим (производящим), а другое — мотивированным (производным). Для того, чтобы узнать, какое из двух слов является мотивирующим, а какое мотивированным, следует найти показателиотношений мотивированности.

Основные виды словообразовательной мотивации. Непосредственная и опосредованная мотивация. Единственные и неединственные мотивации.

Фразеологичность (идеоматичность) семантики мотивированного слова. Фразеологичность семантики мотивированного слова в разговорной речи.

Свойство мотивированного слова иметь значение, которое полностью не вытекает из суммы значений составляющих его частей – фразеологичность семантики мотивированного слова.

Например, петь → певец – певун

-ец- = -ун- (лицо, производящее действие), НО певец – тот, кто умеет петь, а певун – тот, кто много и охотно поёт.

Причины фразеологичности:

1) Значение мотивированного слова базируется на одном из значений многозначного мотивирующего, но установить на каком именно значении, зная лишь состав слова невозможно.

Например, проигрыватель – механизм для проигрывания пластинок, дисков. Это существительное базируется лишь на одном значении глагола «проигрывать». Т.е. проигрыватель – не тот, кто проигрывает в шахматы. Но у глагола «проигрывать» это значение есть.

2) Мотивированное слово образуется с помощью многозначного аффикса, но состав мотивированного слова не указывает, какое значение аффикса использовано.

Например, существительное + -тень- (тот, кто производит действие:

a) лицо, производитель действия;

b) предмет:

· инструмент: выключатель, распылитель;

· вещество;

· место: вытрезвитель, распределитель.

3) Мотивированное слово базируется на переносном, метафорическом значении мотивирующего.

Например, петушиться (горячиться, как петух; задиристо). Но «петух» в переносном значении – это задиристый человек.

4) Мотивация комплексным наименованием (т.е. словосочетанием). Это слово идиоматично, если его значение включает в себя все компоненты значения этого наименования, но не включает в себя свой состав основ всех слов, которые входят в это наименование.

Универбы образованы из словосочетаний + -к-. Одно слово из словосочетания является мотивирующим, а второе слово – подразумевается (Варшавка – Варшавское шоссе, Третьяковка – Третьяковская галерея).

Если же обе основы входят в состав мотивированного слова, то мотивация комплексным наименованием не создаёт идиоматичности слова (нефтепромышленность – нефтяная промышленность).

Мотивирующая часть и словообразовательный формант.

Любое мотивированное слово состоит из двух частей – словообразовательного форманта и мотивирующей части (основы).

Словообразовательный формант – это наименьшее в звуковом и семантическом отношении словообразовательное средство (средства) из числа тех, которыми мотивированное слово отличается от не мотивирующего.

Например, для слова мороженщик словообразовательным формантом является суффикс –щик, который имеет следующее значение «лицо по отношению к объекту своей действительности».

В качестве словообразовательного форманта в мотивированных словах могут выступать:

а) морфема (добр-от(а))

б) совокупность морфем (при-осан-и(ть)-ся)

в) закрепленный порядок следования компонентов и единое ударение (долго играющий -> долгоиграющий)

г) усечение части основы (преферанс – преф)

д) сокращение грамматической парадигмы мотивирующего слова (например, переход прилагательного рулевой в существительное связан с тем, что данное слово, приобретая грамматические признаки существительного, перестает изменяться по родам).

Мотивирующая часть (основа) – это та часть мотивированного слова, которая является общей с основой мотивирующего слова (эта общность не исключает морфонологических преобразований – чередований, наращений, усечений и т.п.).

Например, мотивирующая часть сущ. сынок полностью совпадает с основой мотивирующего существительного сын.

Мотивирующая часть слова скучища (скуч-) отличается от основы (скук-) одной фонемой <ч>.

Некоторые способы словообразования (сложение, сращение, аббревиация и т.п.) характеризуются сложной (комплексной) мотивирующей частью. Например, в слове соковыжималка мотивирующая часть состоит из основ двух мотивирующих слов – -сок и –выжима.

Типология словообразовательных отношений между словами. Словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо, словообразовательная парадигма. Словообразовательный тип.

В словообразовании изучаются как комплексные типы отношений, которые существуют между парами слов, непосредственно мотивирующим и мотивированным, так и целые ряды однокоренных слов, связанных отношениями последовательной мотивации. Ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивации, называется словообразовательной цепочкой. Начальным, исходным звеном цепочки является немотивированное слово. Чем дальше от исходного слова цепочки какое-нибудь входящее в нее мотивированное слово, тем выше ступень его мотивированности.

Например, величественность — слово III ступени мотивированности: оно входит в цепочку:

великий → величество → величественный → величественность

Слово второй, третьей и других ступеней мотивированности может мотивироваться не только ближайшим из предшествующих ему слов цепочки, но опосредованно может мотивироваться не только ближайшим из предшествующих ему слов цепочки, но опосредованно и другими предшествующими словами. например, слово истосковаться, входящее в цепочку тоска → тосковать → истосковаться, семантически мотивируется не только глаголом тосковать, но и существительным тоска. Очевидно, что цепочка как последовательность однокоренных слов, связанных непосредственной мотивацией, может ветвиться, образуя различные последовательности. Так, от слова тоска могут быть образованы и тосковать, и тоскливый, а от слова тосковать соответственно и затосковать, и истосковаться, и потосковать, и растосковаться, и протосковать и др. Совокупность словообразовательных цепочек, имеющих одно и то же исходное слово, называется словообразовательным гнездом.

Пример словообразовательного гнезда:

Как видно из примера, отношения между словами, входящими в словообразовательное гнездо, можно рассматривать не только по горизонтали, по линии словообразовательных цепочек, но и по вертикали. Совокупность мотивированных слов, имеющих одно и то же мотивирующее слово и находящихся на одной и той же (обычно первой) ступени словопроизводства, называется словообразовательной парадигмой. В приведенном словообразовательном гнезде парадигму образуют слова великоватый, величавый, велико, величие, величество, величина, великан, невеликий, превеликий, возвеличить.

Нетрудно заметить, что понятие «парадигма» в словообразовании принципиально отличается от понятия парадигмы в фонологии, где этим термином обозначаются варианты одной фонемы, а также не совпадает с понятием парадигмы в морфологии, где этим термином обозначаются изменения, которые претерпевает слово в процессе словоизменения (формообразования). В словообразовательной парадигме оснóвой является исключительно то новое, дополнительное словообразовательное значение, которое реализуется в соответствующем мотивированном слове. Рассмотрим в качестве примера словообразовательные парадигмы слов голубь, перепел, курица:

Некоторые слова, заполняющие клетки словообразовательной парадигмы, характеризуются фразеологичностью семантики. Это относится к словам, в качестве форманта которых выступают многозначные аффиксы. Например,

встретив вне контекста слова голубятник, перепелятник, курятник, мы не всегда можем понять, что именно означают эти существительные: помещение, лицо (служитель, любитель, охотник) или хищную птицу. При-ведём примеры употребления таких слов в текстах, когда их значение проясняется окружением: голубятник, перепелятник — помещение (Выстроен новый перепелятник. Этим летом будем старый голубятник надстраивать); голубятник— «любитель» (Он заядлый голубятник); курятник— любитель/служитель (Фо-мины – настоящие курятники: в их хозяйстве есть и ливенские, и юрловские голосистые, и леггорн (устн.); перепелятник — хищная птица (Это опасно: ястреб-перепелятник может быть по-близости (Сладков) и т.п.

Нетрудно заметить, что в парадигмах слов голубь, перепел, курица представлены мотивированные слова с одними и теми же значениями. Однако различия между этими парадигмами тоже существуют:

• Исходной единицей в последней парадигме является слово, обозначающее самку, а в двух первых — слово, обозначающее самца (в парадигме слова курица однокоренное существительное со значением «самец» отсутствует(ср. петух);

• В парадигме слова голубь уменьшительно-оценочное значение реализуется сразу несколькими мотивированными (голубок, голубчик, голубушка, голубонька), а в парадигме перепел образования с этими значениями не зафиксированы, это во многом объясняется отсутствием у исходного слова яркого переносного значения; слово же перепёлочка в парадигму слова перепел входить не может, так как находится на другой (второй) ступени словопроизводства: перепел → перепёл-к-а → перепёл-оч-к-а;

• Супплетивное словообразование не мешает появлению существительного со значением «детёныш» в парадигме слова курица (курчонок/курёнок/цыплёнок, интересно сравнить: корова – телёнок (и только!), собака – щенок), а слова голубь и перепел с супплетивными единицами не соотносятся вовсе и т.п. Разумеется, в словообразовательных парадигмах, принадлежащих другим словам, обозначающих птиц, животных, найдутся и иные отличия от рассмотренных парадигм, а словообразовательные парадигмы слов разных лексико-семантических групп и разных частей речи будут характеризоваться еще более глубокими различиями.

Словообразовательный тип

Мотивированные слова группируются в словообразовательные типы. Словообразовательный тип — это общий образец, по которому построен ряд мотивированных слов. Слова одного типа характеризуются:

1) общностью части речи непосредственно мотивирующих слов;

2) формантом, тождественным в материальном и семантическом отношении. То обобщенное значение, кото-рое отличает все слова определенного типа от их мотивирующих, называется словообразовательным значением слов данного типа; носителем словообразовательного значения является словообразовательный формант. например, прилагательные серебристый, перистый, бархатистый, хулиганистый (разг.), блондинистый (разг.) относятся к одному и тому же словообразовательному типу, поскольку они мотивируются существительными (серебро, перо, бархат, хулиган, блондин) и имеют один и тот же формант — суффикс -ист-, обозначающий характерное свойство. Прилагательные данного типа имеют словообразовательное значение «имеющий свойства, характерные для кого-чего-нибудь». Словообразовательный тип — основная ячейка словообразовательной системы языка, так как именно в его пределах по аналогии со словами того или иного типа и происходит преимущественно образование новых слов. Чтобы установить, к какому словообразовательному типу относится то или иное слово, необходимо убедиться в том, что данное слово является мотивированным. Для этого нужно соотнести анализируемое слово с мотивирующим, а затем установить два признака словообразовательного типа, о которых говорилось раньше. Например, глаголы отлететь, отбежать, отшуметь, отлюбить, отсоветовать, отучить, несмотря на формальное сходство словообразовательного средства — префикса от-, не могут быть отнесены к одному словообразовательному типу. Объясняется это тем, что приведенные глаголы характеризуются формантами, не тождественными в семантическом отношении. Среди этих глаголов выделяются три словообразовательных типа, каждый из которых характеризуется одинаковыми семантическими соотношениями мотивирующих и мотивированных слов: 1) лететь – отлететь, бежать – отбежать (удаление на некоторое расстояние от чего-нибудь); 2) шуметь – отшуметь, любить – отлюбить (окончание длившегося определенное время действия); 3) советовать – отсоветовать, учить – отучить (действие, противоположное действию, названному мотивирующим глаголом).

Другой пример: к одному словообразовательному типу нельзя отнести существительные работник, наследник, заступник, сапожник, взяточник, вестник, грибник, хотя все они имеют в своем составе суффикс –ник со значением лица. Эти существительные мотивируются разными частями речи и имеют разное словообразовательное значение: работать – работник, наследовать – наследник, заступаться – заступник (лицо — производитель действия, названного мотивирующим глаголом); сапог – сапожник, взятка – взяточник, весть – вестник, гриб – грибник (лицо по отношению к объекту своей деятельности/объект — мотивирующее существительное).

Выявляя словообразовательное значение типа, следует отвлекаться от конкретного лексического значения определенного слова и стремиться установить то общее, что свойственно ряду слов и что отражено в их структуре, т.е. связано с семантикой мотивирующей части (основы) и форманта. Ведь задачей словообразования является не изучение семантики каждого отдельного слова, а изучение семантики слова в связи с его строением. Именно поэтому словообразование изучает целые ряды одинаковым образом построенных слов. в семантике слова для словообразования важна не его конкретная лексическая индивидуальность, а то общее, что отражено в его строении. Это и есть словообразовательное значение.

По характеру отношений между значениями мотивированного и мотивирующего слов словообразовательные типы делятся на две группы: 1) типы, у которых эти отношения одинаковы во всех словах или в подавляющем большинстве слов (например, прыгнуть так относится по значению к прыгать, как свистнуть к свистеть, толкнуть к толкать, крикнуть к кричать, скользнуть к скользить и т.д.); 2) типы, у которых эти отношения не тождественны и число этих отношений принципиально не ограничено. Так, в тип существительных с суффиксом -ость, мотивированных прилагательными, входят такие существительные, как смелость, бледность, мягкость, облачность, имеющие значение «отвлеченный признак, названный мотивирующим прилагательным (смелый, бледный, мягкий, облачный)»; существительные выпуклость, помятость, имеющие значение «место, пространство как носитель признака, названного мотивирующим словом (выпуклый, помятый)»; наличность, юность – «совокупность однородных предметов, лиц как носитель признака, названного мотивирующим словом (наличный, юный)»; знаменитость, индивидуальность, бездарность — «отдельное лицо как носитель признака, названного мотивирующим словом (знаменитый, индивидуальный, бездарный)», и другие существительные, в том числе такие, которые находятся с мотивирующим прилагательным в отношениях, свойственных только этим существительным: древность — древняя вещь, пошлость — пошлое замечание, пошлый поступок, случайность — случайное обстоятельство, закономерность — закономерный факт и др. разные значения слов, относящихся к словообразовательным типам второй группы, сводятся к более общему значению; в существительных с суффиксом –ость это значение — «непроцессуальный признак, названный мотивирующим прилагательным» + вторичное значение — «носитель признака»

Значения типов второй группы, выводимые путем обобщения значений конкретных слов, входящих в эти типы, называются общими словообразовательными значениями. Значения, характерные для отдельных рядов слов в пределах таких типов, называются частными словообразовательными значениями. Они составляют семантические словообразовательные подтипы в рамках словообразовательного типа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: