Памятка ЕГЭ по русскому языку

1. В ответе ищем главную информацию из предложения 1, 2, 3 – чтобы было всё в одном.

 

2. Сочинительный союз – и, а, но, тоже…

Подчинительный союз – что, чтобы, потому что, если, так что, хотя (уступит)…

Относительное местоимение (союзное слово) – который…

Указательное местоимение – этот…

Частица – даже, только, именно…

Вводное слово – например, кроме того, значит…

Наречие – так, поэтому, почти…

Производный предлог – несмотря на, в отличие от, в течение…

Это не все слова, а только примеры!

3. Обязательно смотрим на примеры! (написаны курсивом после значения слова)

4. Женский род глаголов и причастий: принялА, начатА (кроме клАла, крАла, слАла)

На –ить: звонИть, звонИшь (кроме опОшлить, освЕдомить, озлОбить, закУпорить)

С похожими словами делаем по аналогии: начА вш ий, поднЯ в, новорожд Ённ ый, газопро вОд

на приставку: изОгнутый, зАгнутый, сОгнутый, дОверху, дОсуха, зАгодя, зАтемно

ударение на одну и ту же букву во всех формах: аэропОрты, бАнты, бухгАлтеров, Иксы, крАны, лЕкторы, мЕстностей, тОрты, шАрфы

балОванный (ударение всегда после корня бал)

вероисповЕдание, обеспЕчение – от слов исповЕдать, обеспЕчить

слова из других языков – на последний слог: дефИс, диспансЕр, жалюзИ, каталОг, квартАл

запомнить: дешевИзна, корЫсть, кремЕнь, недУг, свЁкла, столЯр, щавЕль, мозаИчный, оптОвый, прозорлИва, молЯщий, кормЯщий, добелА, донЕльзя, завИдно, тОтчас, красИвее

 

5. Н адеваем о дежду, – что?

О деваем Н адежду. – кого?

Не веж а – не веж ливый, не вежд а – тот, кто не вед ает, не знает (не вежд ает, необразованный)

Читаем предложения полностью, смотрим на контекст и сочетание слов!

 

6. Исключив лишнее слово – ищем масло масляное, например, свой автопортрет, высокомерная спесь

Заменив неверное слово – ищем устойчивое сочетание, например, предпринял приложил усилия, не уделяет придаёт значения

 

7. Мн. ч. на : бухгалтеры, договоры, инженеры, полисы, прожекторы, снайперы, тракторы

Мн. ч. на : директора, доктора, профессора, фельдшера, хутора, якоря

Род. п. делаем по аналогии (основное правило – в первом столбце):

нет   мандаринов, томатов,                     но яблок

нет   мокасин, погон, чулок,                    но бриджей, джинсов, носков

нет   болгар, грузин, турок                       но монголов, таджиков, якутов

нет   блюдец, полотенец, щупалец,        но болотцев, деревцев, оконцев

нет   гусар, кадет, партизан, солдат,        но сапёров

нет   оладий, печений, побережий,                        но верховьев, кореньев, лохмотьев, низовьев, устьев

нет   ружей, ладей,                                           но копий

нет   ампер, аршин, вольт,                            но граммов, гектаров

нет   гантелей, дядей, тётей, чукчей,      но кочерёг, кухонь, макарон, серёг, яблонь

нет   бронхов, консервов

запомнить: сумерек, кофеен, черешен

шампунь, тюль – это мальчики (муж. род)

тапка, туфля, кроссовка – это девочки (жен. род)

в степенях сравнения выбираем что-то одно: либо более/менее/самый, либо суффиксы ее, е, ейш/айш

числительные, которые имеют всего две формы: им, вин. падеж          остальные падежи

сорок                             сорок а

девяносто                    девяност а

сто                                   ст а

полтора                        пол у тор а

полтораста                  пол у тораст а

Остальные числительные делим на два слова, вместо корня сот используем для проверки слово нота

У порядковых числительных меняется только последнее слово, его проверяем по вопросу какой?

Собирательные числительные – только в подобных сочетаниях: трое братьев, детей, людей, ребят, лиц, семеро козлят, двое суток, ножниц, нас было пятеро. С женским полом и взрослыми животными нельзя!

           Ехать – по езжайте, махать – машите, высыпать – высып и те, прополоскать – прополощите

           По стричься, по скользнуться, на смехаться, под черкнуть, но по черк

           Сохнуть – сох, окрепнуть – окреп

Здесь приведены не все правила!

 

8. Причастный оборот –           1) окончание причастия по вопросу какой? от главного слова

2) не стоит ли главное слово «в луже», т.е. внутри оборота

Деепричастный оборот – проверяем подлежащее (оно должно действовать деепричастием)

Несогласованное приложение – встаёт в нужный падеж что-то одно: либо родовое поняние (повесть, фильм), либо название в кавычках (только если нет родового понятия).

Видо-временная соотнесённость глагольных форм – проверяем вид (соверш/несоверш) и время сказуемых, которые относятся к одному подлежащему

Связь между подлежащим и сказуемым – проверяем стыки все, кто / те, кто (кто требует ед.ч., муж.р.), а также собирательные слова типа молодёжь (требует ед.ч.) и далёкие друг от друга подлежащие и сказуемые.

Построение сложного предложения – проверяем союзы на стыках простых предложений, убираем лишние «то».

Предложения с однородными членами – 1) двойные союзы не только… но и, как… так и

2) а те ли слова будут в кружочках? (должны относиться к одному и тому же слову, стоять в одной и той же форме, быть одной части речи, управлять после себя одним и тем же падежом)

Употребление падежной формы существительного с предлогом – 1) по окончан ии, по приезд е

2) благодаря, согласно, вопреки, подобно, наперекор, наперерез КОМУ? ЧЕМУ?

Косвенная речь (сказал, обещал, попросил и другие глаголы говорения) – проверить личные и притяжательные местоимения, можно ли выкинуть «что» и просто поставить кавычки, как при прямой речи

 

9. Мы сортируем корни в три корзины: чередующиеся, проверяемые, непроверяемые.

Корни с чередованием:

лаг – лож (полагать)                              бер – бир (собирать)

скак – скоч (скакать)                              пер – пир (запирать)

раст – ращ – рос (расти)                       дер – дир (раздирать)

гар – гор (гореть)                                    тер – тир (стирать)

зар – зор (заря)                                        мер – мир (отмирать)

клан – клон (поклониться)                 блест – блист (блестеть)

твар – твор (творить)                            жег – жиг (обжигать)

кас – кос (касаться)                                 стел – стил (стелить)

мак – мок (промокнуть)                      чет – чит (вычитать)

равн – ровн (выровнять)                         

           плав – плов – плыв (плавать)            а/я – им/ин (сж а ть – сж им ать, сн я ть – сн им ать, нач а ть – нач ин ать)

 

10. Приставки:

1) раз/рас, из/ис, вз/вс и подобные – глухой в корне + глухой С, звонкий в корне + звонкий З

приставка С неизменяемая (приставки З не бывает)

2) пре/при   пре = очень, пере

                          при = приближение, присоединение, неполнота действия

3) ы/и             Ы – после русских приставок на согласный, кроме меж, сверх

4) ъ/ь              Ъ – после всех приставок (и русских, и иноязычных) на согласный перед е, ё, ю, я, а также после двухъ-, трёхъ-, четырёхъ-

Ь – в корне

               

11. Суффиксы:

Глаголы         1) если ва ударный – выкидываем ва (искл. застревать, затмевать, продлевать)

                          2) если ва неударный, подставляем Я (ночую).

Суффикс выпадает – ова/ева,           не выпадает – ыва/ива.

Следим за тем, чтобы вид (сов/несов) при проверке совпадал!

Прилагательные      1) ив/ев – без ударения ев, искл. милостивый, юродивый

                                          2) неизменяемые – лив, чив, ист, чат, еват/оват, еньк/оньк

3) к/ск – краткое прилагательное возможно – значит, К

(плюс после букв К, Ц, Ч - немец к ий),

краткое прилагательное невозможно – значит, СК

                Существительные   1) инк/енк, ичк/ечк – пишем И, если в предыдущем слове было ИН А, ИЦ А

                                                          2) неизменяемые – изн, ин

                                                          3) ец/иц – ЕЦ с муж.родом, ИЦ с жен.родом, ср. род

                                                          Если средний род – по аналогии с письмЕЦ о, креслИЦ е

                                                          4) ек/ик – И сильный гласный, не выпадает (ключик – ключика)

                                                          Е слабый гласный, выпадает (замочек – замочка)

Наречия        ИЗ ДО ма С бежал – и кричит ААА (то есть пишем суффикс А)

О/Ё после шипящих если слово связано с глаголом – в суффиксе пишем Ё

                                          если слово с глаголом никак не связано – пишем О

                                          исключение – суффикс ЁР у сущ (ухажёр, дирижёр)

 

12. Причастия:   1) что делаю щ ий – ущ/ющ, ащ/ящ – от спряжения

2) что дела вш ий – от инфинитива

3) что делае м ый – ем/им – от спряжения (искл. движимый)

4) что сдела нн ый – ать =анн, ять =янн, еть и ить = енн – от инфинитива

Деепричастия:          что делая, что сделав – от инфинитива

Глагол:           1) наст, буд. время – от спряжения

                                          2) прош. время (суффикс Л) – от инфинитива

           Определяем спряжение:    ить (кроме брить, стелить) – II спряжение

                                                                         все остальные еть, ать, оть, уть и др. (кроме 11 исключений) – I спряжение

                                                                         11 глаголов-исключений:    Гнать, держать, смотреть и видеть,

                                                                                                                                        Дышать, слышать, ненавидеть,

                                                                                                                                        И зависеть, и терпеть,

                                                                                                                                        И обидеть, и вертеть.

 

           Подставляем букву, характерную для спряжения: I спр. – Е, у/ю

                                                                                                                        II спр. – И, а/я

 

13. НЕ всегда раздельно:            с глаголами (кроме приставки недо – проверяем выкидыванием НЕ)

с деепричастиями (кроме приставки недо)

с числительными

со словами, которые пишутся через дефис

со сравнительной степенью (не выше)

с краткими причастиями (не помыта)

если есть противопоставление с союзом А

если есть слова далеко не, вовсе не, ничуть не

НЕ всегда слитно:                     если без НЕ не употребляется

если сущ, прил, наречие на о/е можно заменить синонимом

Причастия:                                  смотрим на зависимые слова

Местоимения:                                          никто – ни к кому

 

14. Всегда раздельно:                  в течение, в продолжение, в заключение, на протяжении

иметь в виду, в виде (чего), в связи с, как будто, вряд ли

так же… как, то же… что, то же самое, одно и то же, точно так же… как, всё так же, всё то же, в то же время

           Всегда слитно:                           вполголоса, вполоборота

                                                                         пол г орода

           Всегда через дефис:               из-за, из-под, по-над, по-за

                                                                         наречия по + ому/ему/и (одет по-весеннему)

во-первых, во-вторых и т.д.

кое- / -то, -либо, -нибудь

пришёл-таки, опять-таки, всё-таки

пол- л имона, пол- а рбуза, пол-Москвы

Проверяем по контексту:    вследствие                                  в следствии (уголовном)

                                                          навстречу                                    на встречу (с) – сущ «встреча»

                                                          ввиду (из-за)                              иметь в виду

                                                          насчёт                                            на счёт (банковский)

                                                          наподобие                                  на подобие (треугольников)

                                                          вслед за                                        след в след

                                                          несмотря на                               не смотря на (глазами)

                                                          чтобы (цель)                              что бы (ни говорили), во что бы то ни было

                                                          тоже=также=и                                          то же (что то?), так же (как так?)

                                                          зато                                                 за то (за что?)

                                                          причём, притом                       при чём (ни при чём), при том (при каком?)

                                                          итак (вывод)                               и так (как так?)

                                                          оттого=потому (причина)   от того (от чего именно?)

 

15. Прилагат. от существительных:       ин, ан/ян (кроме стеклянный, оловянный, деревянный)

онн, енн (кроме ветреный)

НН на стыке корня и суффикса (кроме юный, свиной,

Прилагат. отглагол. и причастия:    НН, если есть 1) приставка (кроме НЕ)

                                                                                                         2) зависимые слова

                                                                                                         3) ова/ёва (кроме кованый, жёваный)

                                                                                                         4) у глагола был соверш. вид (кроме раненый)

Краткие причастия:                                всегда одна Н

Краткие прил, сущ, нареч:             смотрим, от какого прилагат. образовано – Н или НН сохраняется

 

16. 1) Ищем грамматические основы.

Это родители, а второстепенные члены предложения – дети, они подчиняются. Семья может состоять только из мамы или только из папы. Между семьями делаем перегородки-запятые, даже перед союзом И. Исключение (запятая не ставится) – если есть общий второстепенный член предложения.

2) Рисуем схемы с кружочками – однородными ЧП.

          Они относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос, чаще всего это одна и та же часть речи.

3) Перепроверяем, а что тут соединяет союз И, ИЛИ – особенно если их несколько.

 

17. Причастия:   что делающий           – выделяются запятыми, если стоят ПОСЛЕ главного слова

что сделавший                          – перед главным словом выделяются только если оно лич.мест.

что делаемый

что сделанный

Деепричастия:                          что делая                     – всегда выделяются запятыми

                                          что сделав

определяем границы оборотов!

если оборот однородный (кружочек И кружочек) – запятая перед И не ставится

 

18. Обращение – называние того, к кому обращена речь + все зависимые слова (оно в им.п, не является подлежащим, ты и вы не могут быть).

Вводные слова – не связаны с предложением, нельзя задать к ним вопрос, можно выкинуть без потери смысла. Если можно задать вопрос как? (исключительно, только) – это обычное наречие, не выделяется запятыми.

Без запятых –            однако = но

наконец = в конце концов

значит = означает, это

действительно – в середине или в конце предложения

большей частью, будто, как будто, вряд ли, по крайней мере, между тем, тем не менее, исключительно, только

 

19. 1) Ищем грамматические основы                                  2) определяем границы простых предложений

 

20. 1) Ищем грамматические основы                                  2) определяем границы простых предложений

3) Стык союзов проверяем с последней запятой.

Выкидываем последний союз вместе с простым предложением. Выкидывается – значит, запятая нужна.

Затем проверяем, а что соединяет первый союз?

 

21. Двоеточие: 1) прямая речь

2) обобщающее слово при однородных ЧП

3) БСП (бессоюзное сложное предложение)

           Тире:               1) прямая речь

                                          2) обобщающее слово при однородных ЧП

                                          3) БСП

                                          4) между подлежащим и сказуемым

                                          5) приложение (сущ поясняет другое сущ или местоим, можно поставить а именно)

                                          6) при вводных конструкциях

                                     7) неполное предложение (пропущено слово, которое легко подставить по смыслу)

           Запятая:         1) однородные ЧП

                                          2) ССП (сложносочинённое предложение, и, а, но)

                                          3) СПП (сложноподчинённое предложение, чтобы, потому что)

                                          4) БСП

                                          5) приложение

                                          6) вводные слова

                                          7) причастный оборот

                                          8) деепричастный оборот

                                          9) сравнительный оборот (как, будто)

                                          10) уточнение (где именно? когда именно?)

 

22. Внимательно читаем задание: соответствуют или НЕ соответствуют содержанию?

Главное - опираемся на смысл.

 

23. Описание – один кадр (портрет, помещение, пейзаж)

Повествование – много кадров (глаголы-действия, смотрим фильм)

Рассуждение – ни одного кадра (мысли)

 

24. Синонимы – значит, эти слова в любом тексте будут синонимами

Контекстные синонимы – значит, в отрыве от данного текста слова не будут синонимами

Фразеологизмы в узком значении – переносный смысл – бить баклуши, сесть в калошу

Фразеологизмы в широком значении – просто устойчивое сочетание – то и дело, лицом к лицу, пропал без вести, большей частью.

На ЕГЭ – в широком значении!

 

25. Разряды местоимений – см. задание 2

Сочинительные союзы:       1) соединительные и, да=и, ни – ни, тоже, также

                                                         2) разделительные или, либо, то – то, не то – не то, то ли – то ли

                                                         3) противительные а, но, да=но, однако, зато, же

Подчинительные союзы:    1) временные            когда, пока, в то время как, как только, едва

                                                         2) условные                если, коли, ежели, раз

                                                         3) причинные             ибо, так как, потому что, поскольку, оттого что

                                                         4) уступительные     хотя, несмотря на, пускай

                                                         5) следствия                так что

                                                         6) цели                                          чтобы, дабы, для того чтобы

                                                         7) сравнительные    как, будто, как будто, словно, точно

                                                         8) изъяснительные  что, чтобы, как

           Наречия:                                      так, поэтому, там, туда, здесь, оттуда, оттого, потому, затем, тут, тогда

           В ответ пишем цифру второго предложения из пары, где была найдена связь!

           Ответов может быть несколько, как и в любом другом задании!

 

26. Лексика (связано со значением слова) – фразеологизм, синонимы, разговорная лексика…

Тропы (переносное значение) – эпитет, олицетворение, сравнение, метафора, метонимия…

Синтаксис (построение предложения) – антитеза, инверсия, парцелляция, анафора, лекс.повтор…

Если в задании просто слово «приём» или «средство» - это синтаксис!

           Эпитет – какой?

Олицетворение – появилось лицо

Метафора – сущ+сущ или сущ+глаг в переносном значении (щёки горят, купол неба)

Метонимия – я съел тарелку, я прочитал Тургенева, ликует Рим, шлемы крикнули

Синекдоха – ед.ч. вместо мн.ч. или наоборот (ликовал француз, береги копейку)

Гипербола – гипер, значит, преувеличение

Литота – little (маленький), значит, преуменьшение

Антитеза – анти, значит, противопоставление

Инверсия – обратный порядок слов (прямой порядок слов проверяем по правилам англ.языка:

подлеж + сказ, прил + сущ)

парцелляция – дробление одного предложения на несколько

анафора – А в начале алфавита, значит, одинаковое начало

эпифора – Э в конце алфавита, значит, одинаковое завершение

фразеологизм в широком значении – просто устойчивое сочетание –то и дело, лицом к лицу, пропал без вести, большей частью

 

ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАЕМ ФОРМУЛИРОВКУ ЗАДАНИЯ.

В ЛЮБОЙ НЕПОНЯТНОЙ СИТУАЦИИ ОПРЕДЕЛЯЕМ ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ.

ВЫПОЛНЯЕМ ВСЕ ЗАДАНИЯ, ДАЖЕ ЕСЛИ НИЧЕГО НЕ ПОМНИМ.

ПРОСТО МЫСЛИМ ЛОГИЧЕСКИ И ДОВЕРЯЕМ СЕБЕ. НО ПРОВЕРЯЕМ.

КАЖДЫЕ 5-10 МИНУТ СМОТРИМ НА ЧАСЫ.

Разбивка по времени:           1,5 часа на тест

                                                          1,5 часа на сочинение (один час пишем черновик, полчаса – на чистовик)

                                                          0,5 часа в запасе на сочинение и проверку работы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: