Белгородская земля уникальна. Недаром её называют святым Белогорьем. Земля Белогорья на протяжении столетий являлась духовным центром Православной России. В жизни каждого православного человека храм является местом священным, где происходит встреча верующей души с Богом во время Богослужений, при совершении церковных Таинств и даже в искренней личной молитве. Поэтому на протяжении более чем тысячелетий истории Святой Руси и Белгородчины в сознании народа храм всегда считался и считается «домом Божиим», средоточием духовной жизни, предметом особого благоговейного почитания и благоукрашения.
Белгород является крупным духовным центром России, насчитывает около 20 храмов. В Белгороде сохранились храмы и соборы, история которых весьма интересна не только ученым-историкам или краеведам, но и любому жителю нашего города. Все возрастающий год от года интерес к своей истории, культуре, религии не только со стороны простых людей, но и со стороны администрации области сыграл большую роль в возрождении этих храмов и соборов. И всех радует тот факт, что в Белгороде разворачивается и набирает силу обширная работа по восстановлению и охране российского духовного наследия вообще, и храмов в частности. Тема «Духовное наследие города Белгорода» позволяет более глубоко изучить духовную историю Белгородчины, опираясь на опыт прошлых поколений. Православные храмы являлись центром сосредоточения высших знаний и достижений в области культуры. В Белгородской епархии в ХVII веке было 542 храма, к 1764 г. только в Белгородском уезде было 79, игравших важную роль в воспитании как духовных, так и эстетических начал народа. Наличие в епархии такого количества храмов говорит о многом – каждый храм есть логически завершенный, со своей гармонией выразительных средств, центр религиозного искусства, способного вызвать резонанс в душах прихожан. Сами храмы, их внешний облик и внутреннее пространство были выстроены в стройную систему, в которой прихожанин испытывал наиболее сильное воздействие на свой внутренний мир.
|
|
Храмы Белгородской епархии строились по-разному, но в строгом соответствии с церковным вероучением. Наиболее характерны храмы в виде креста, означавшие, что крест Христов – основа Церкви и ковчег для спасения людей. Круглые храмы означали вечность Церкви и Царства Небесного, в виде восьмиугольной звезды знаменовали собой Вифлиемскую звезду и Церковь как путеводную звезду ко спасению, прямоугольный (кораблем) в плане храм - Ноев ковчег.
Объемно-планировочная символика православного храма очень важна для понимания глубины православного воздействия на чувства прихожанина. Все христианские храмы ориентированы алтарем на восток, что символизирует обращенность к Богу – Солнцу Правды. К рассматриваемому периоду к куполе храмов закрепилось изображение Христа – Пантократора (по – гречески значит Вседержитель). Вокруг Христа – сияние славы, в круге славы – силы небесные: архангелы, херувимы, серафимы, они предстоят пред Небесным Престолом, «поюще, вопиюще, взывающее и глаголющее: свят, свят, свят Господь Бог Саваоф» К этому периоду относилась Успенско-Николаевская Церковь. Далее, в барабане изображаются пророки. Это ветхозаветные избранники, слышавшие голос Божий и сообщавшие избранному народу его волю. Купол соединяется с четвериком при помощи парусов - конструктивных элементов полусферической формы, которые заполняют углы, образующиеся на стыке кубического тела храма и цилиндрического барабана. Паруса осмысливаются также символически, как соединение небесной и земной сфер, на них обычно располагают изображения евангелистов, которые также соединяли небо и землю, распространяя по миру Благую весть. Арки – как мосты между мирами, на них изображают обычно апостолов, которых послал Господь в мир проповедовать Евангелие всей твари. Арки и своды опираются на столбы. На них изображаются святые подвижники – мученики и воины, которых называют «столпами» Церкви, своим подвигом они держат Церковь, как столбы держат своды храма.
|
|
Преображенский кафедральный собор
Храм Преображения Господня был построен на средства прихожан на месте обветшавшего деревянного храма в 1813 году. Архитектор — Евгений Алексеевич Васильев. (По его проектам были возведены университетский храм и колокольня Успенского собора в г. Харькове). В сентябре 1991 года в Преображенский кафедральный собор были перенесены мощи святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца, которые сегодня являются главной святыней Белгородской и Старооскольской епархии. 17 сентября 1911 г., согласно Определению Святейшего Синода, одобренному императором Николаем II, состоялось прославление епископа Иоасафа в лике святых и обретение его чудотворных мощей. До декабря 1920 г. святые мощи покоились в Свято-Троицком соборе города Белгорода. В это время они были вскрыты большевиками и отправлены сначала на несколько месяцев в Курск, затем в Москву, в музей наркомзема.
Но нетленные мощи святителя Иоасафа Белгородского и в Москве оставлять становилось «опасно». К ним шли толпы паломников, чтобы приложиться. Мощи срочно вывезли в Ленинград, в Казанский собор. (Тогда в соборе располагался музей религии и атеизма). Вначале мощи пытались выставлять напоказ в северном приделе собора — напротив могилы. Но тогда в точности повторилась московская история. В 1970 году директор Ленинградского музея религии и атеизма получил указание имеющиеся мощи убрать из музея. Но мощи святителя Иоасафа решили перепрятать на чердаке Казанского собора работники музея Аркадий Васильевич Соколов и Владимир Иванович Прудников.
Этот факт они более двадцати лет хранили в строжайшей тайне. И только в 1991 году тайна была раскрыта Аркадием Васильевичем своей дочери. В том же году вновь обретенные мощи после проведенной идентификации привезли в Москву, где они до сентября находились в патриаршем Богоявленском соборе. Затем раку с нетленными мощами перевезли в Курск. И ровно через восемьдесят лет после канонизации Православной Церковью Белгородского святителя его мощи вернулись в его престольный град.
С середины 1990-х гг. в епархии установлена новая благочестивая традиция: ежегодно 19 августа, в праздник Преображения Господня, мощи святителя Иоасафа крестным ходом переносятся из Преображенского кафедрального собора в Николо-Иоасафовский собор, где пребывают до 16 сентября, когда после малой вечерни с акафистом переносятся крестным ходом в Преображенский кафедральный собор. Там совершается всенощное бдение. 17 сентября, в день прославления (1911 г.) и второго обретения мощей святителя, в соборе совершаются на трех престолах три Божественные Литургии (в 3 часа ночи, 6 часов утра и 9 часов утра — архиерейским служением) и молебен у мощей святителя. Всенощное бдение, три Божественные Литургии и молебен совершаются в кафедральном соборе также 23 декабря, в день преставления (1754 г.) святителя.
|
|
Особо почитаемой святыней Преображенского собора стала чудотворная икона Святителя Николая, именуемая «Николай Ратный», которой более 500 лет. По преданию, она защитила жителей шебекинского села Устинка от нападения монголо-татарских войск. Увидев неприятеля, насельники Николаевской пустыни, находившейся в селе, вышли навстречу ему с иконой Святителя Николая Чудотворца. Переправлявшиеся через реку татары, увидев крестный ход, остановились, начали тесниться и падать с плотины в воду. Остальное войско поворотило назад. О случае бескровной, беспримерной победы был рассказ в каждом дореволюционном выпуске книги-справочника «Православные святыни». В настоящее время ежегодно, в мае, с иконой «Николая Ратного» совершается крестный ход из Белгорода в село Устинка.
Еще одной святыней Преображенского собора является икона Божией Матери «Знамение». Эта икона была изготовлена в начале XX века. В качестве музейного экспоната икона была представлена на выставке, посвященной жизни и трудам святителя Иоасафа. В один из дней работы выставки сотрудники музея заметили, что лики Богоматери и Богомладенца просветляются. Руководством музея было принято решение — передать необычную икону в Преображенский собор. Случилось это в начале декабря 1998 года. Собор является памятником архитектуры, построенным в стиле русского классицизма. Один из двух сохранившихся в Белгороде пятиглавых храмов.
Домашнее задание: написать об одном из храмов Белгородчины.