Памятники духовной культуры

Белгородская земля уникальна. Недаром её называют святым Белогорьем. Земля Белогорья на протяжении столетий являлась духовным центром Православной России. В жизни каждого православного человека храм является местом священным, где происходит встреча верующей души с Богом во время Богослужений, при совершении церковных Таинств и даже в искренней личной молитве. Поэтому на протяжении более чем тысячелетий истории Святой Руси и Белгородчины в сознании народа храм всегда считался и считается «домом Божиим», средоточием духовной жизни, предметом особого благоговейного почитания и благоукрашения.

Белгород является крупным духовным центром России, насчитывает около 20 храмов. В Белгороде сохранились храмы и соборы, история которых весьма интересна не только ученым-историкам или краеведам, но и любому жителю нашего города. Все возрастающий год от года интерес к своей истории, культуре, религии не только со стороны простых людей, но и со стороны администрации области сыграл большую роль в возрождении этих храмов и соборов. И всех  радует тот факт, что в Белгороде  разворачивается и набирает силу обширная работа по восстановлению и охране российского духовного наследия вообще, и храмов в частности. Тема «Духовное наследие города Белгорода» позволяет более глубоко изучить духовную историю Белгородчины, опираясь на опыт прошлых поколений. Православные храмы являлись центром сосредоточения высших знаний и достижений в области культуры. В Белгородской епархии в ХVII веке было 542 храма, к 1764 г. только в Белгородском уезде было 79, игравших важную роль в воспитании как духовных, так и эстетических начал народа. Наличие в епархии такого количества храмов говорит о многом – каждый храм есть логически завершенный, со своей гармонией выразительных средств, центр религиозного искусства, способного вызвать резонанс в душах прихожан. Сами храмы, их внешний облик и внутреннее пространство были выстроены в стройную систему, в которой прихожанин испытывал наиболее сильное воздействие на свой внутренний мир.

Храмы Белгородской епархии строились по-разному, но в строгом соответствии с церковным вероучением. Наиболее характерны храмы в виде креста, означавшие, что крест Христов – основа Церкви и ковчег для спасения людей. Круглые храмы означали вечность Церкви и Царства Небесного, в виде восьмиугольной звезды знаменовали собой Вифлиемскую звезду и Церковь как путеводную звезду ко спасению, прямоугольный (кораблем) в плане храм - Ноев ковчег.

Объемно-планировочная символика православного храма очень важна для понимания глубины православного воздействия на чувства прихожанина. Все христианские храмы ориентированы алтарем на восток, что символизирует обращенность к Богу – Солнцу Правды. К рассматриваемому периоду к куполе храмов закрепилось изображение Христа – Пантократора (по – гречески значит Вседержитель). Вокруг Христа – сияние славы, в круге славы – силы небесные: архангелы, херувимы, серафимы, они предстоят пред Небесным Престолом, «поюще, вопиюще, взывающее и глаголющее: свят, свят, свят Господь Бог Саваоф» К этому периоду относилась Успенско-Николаевская Церковь. Далее, в барабане изображаются пророки. Это ветхозаветные избранники, слышавшие голос Божий и сообщавшие избранному народу его волю. Купол соединяется с четвериком при помощи парусов - конструктивных элементов полусферической формы, которые заполняют углы, образующиеся на стыке кубического тела храма и цилиндрического барабана. Паруса осмысливаются также символически, как соединение небесной и земной сфер, на них обычно располагают изображения евангелистов, которые также соединяли небо и землю, распространяя по миру Благую весть. Арки – как мосты между мирами, на них изображают обычно апостолов, которых послал Господь в мир проповедовать Евангелие всей твари. Арки и своды опираются на столбы. На них изображаются святые подвижники – мученики и воины, которых называют «столпами» Церкви, своим подвигом они держат Церковь, как столбы держат своды храма.

Преображенский кафедральный собор

Храм Преображения Господня был построен на средства прихожан на месте обветшавшего деревянного храма в 1813 году. Архитектор — Евгений Алексеевич Васильев. (По его проектам были возведены университетский храм и колокольня Успенского собора в г. Харькове). В сентябре 1991 года в Преображенский кафедральный собор были перенесены мощи святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца, которые сегодня являются главной святыней Белгородской и Старооскольской епархии. 17 сентября 1911 г., согласно Определению Святейшего Синода, одобренному императором Николаем II, состоялось прославление епископа Иоасафа в лике святых и обретение его чудотворных мощей. До декабря 1920 г. святые мощи покоились в Свято-Троицком соборе города Белгорода. В это время они были вскрыты большевиками и отправлены сначала на несколько месяцев в Курск, затем в Москву, в музей наркомзема.

Но нетленные мощи святителя Иоасафа Белгородского и в Москве оставлять становилось «опасно». К ним шли толпы паломников, чтобы приложиться. Мощи срочно вывезли в Ленинград, в Казанский собор. (Тогда в соборе располагался музей религии и атеизма). Вначале мощи пытались выставлять напоказ в северном приделе собора — напротив могилы. Но тогда в точности повторилась московская история. В 1970 году директор Ленинградского музея религии и атеизма получил указание имеющиеся мощи убрать из музея. Но мощи святителя Иоасафа решили перепрятать на чердаке Казанского собора работники музея Аркадий Васильевич Соколов и Владимир Иванович Прудников.

Этот факт они более двадцати лет хранили в строжайшей тайне. И только в 1991 году тайна была раскрыта Аркадием Васильевичем своей дочери. В том же году вновь обретенные мощи после проведенной идентификации привезли в Москву, где они до сентября находились в патриаршем Богоявленском соборе. Затем раку с нетленными мощами перевезли в Курск. И ровно через восемьдесят лет после канонизации Православной Церковью Белгородского святителя его мощи вернулись в его престольный град.

С середины 1990-х гг. в епархии установлена новая благочестивая традиция: ежегодно 19 августа, в праздник Преображения Господня, мощи святителя Иоасафа крестным ходом переносятся из Преображенского кафедрального собора в Николо-Иоасафовский собор, где пребывают до 16 сентября, когда после малой вечерни с акафистом переносятся крестным ходом в Преображенский кафедральный собор.  Там совершается всенощное бдение. 17 сентября, в день прославления (1911 г.) и второго обретения мощей святителя, в соборе совершаются на трех престолах три Божественные Литургии (в 3 часа ночи, 6 часов утра и 9 часов утра — архиерейским служением) и молебен у мощей святителя. Всенощное бдение, три Божественные Литургии и молебен совершаются в кафедральном соборе также 23 декабря, в день преставления (1754 г.) святителя.

Особо почитаемой святыней Преображенского собора стала чудотворная икона Святителя Николая, именуемая «Николай Ратный», которой более 500 лет. По преданию, она защитила жителей шебекинского села Устинка от нападения монголо-татарских войск. Увидев неприятеля, насельники Николаевской пустыни, находившейся в селе, вышли навстречу ему с иконой Святителя Николая Чудотворца. Переправлявшиеся через реку татары, увидев крестный ход, остановились, начали тесниться и падать с плотины в воду. Остальное войско поворотило назад. О случае бескровной, беспримерной победы был рассказ в каждом дореволюционном выпуске книги-справочника «Православные святыни». В настоящее время ежегодно, в мае, с иконой «Николая Ратного» совершается крестный ход из Белгорода в село Устинка.

Еще одной святыней Преображенского собора является икона Божией Матери «Знамение». Эта икона была изготовлена в начале XX века. В качестве музейного экспоната икона была представлена на выставке, посвященной жизни и трудам святителя Иоасафа. В один из дней работы выставки сотрудники музея заметили, что лики Богоматери и Богомладенца просветляются. Руководством музея было принято решение — передать необычную икону в Преображенский собор. Случилось это в начале декабря 1998 года. Собор является памятником архитектуры, построенным в стиле русского классицизма. Один из двух сохранившихся в Белгороде пятиглавых храмов.

Домашнее задание: написать об одном из храмов Белгородчины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: