Продовольственная безопасность – важнейшая составляющая национальной безопасности

Стабильность в продовольственной сфере – глобальная проблема мирового сообщества. Она определяет приоритеты национальной политики всех без исключения государств мира. Не случайно ставка на развитый аграрный сектор как на один из приоритетов развития Беларуси была сделана еще на заре нашей независимости.

Сельскохозяйственное производство уже давно вышло за рамки его рассмотрения исключительно как части экономики. «Продовольствие – это политика, и внутренняя, и внешняя. От состояния дел в агропромышленном комплексе во многом зависят благосостояние и социально-политическая стабильность в стране» – неоднократно подчеркивал Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.

Продовольственная безопасность в Республике Беларусь достигнута: страна практически полностью обеспечивает свои потребности в продовольствии – импорт составляет менее 10% всего объема потребления.

По таким продуктам, как яйца, мясо, молоко, уровень самообеспечения в 1,3–2,3 раза превышает потребность. На сегодняшний день уровень самообеспечения по мясу и мясным продуктам – 135,2%, молокопродуктам – 235,1%.

Производство сельскохозяйственной продукции на душу населения в республике соответствует уровню развитых стран и по многим позициям (производство картофеля, свеклы сахарной, мяса, молока) превышает показатели, достигнутые в странах СНГ.

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, по валовому сбору (в стоимостном выражении) льноволокна Беларусь находится на 3-м месте в мире, ржи – на 5-м, клюквы – на 10-м, сахарной свеклы – 14-м, клубники – на 15-м месте.

По производству молока на душу населения республика занимает одну из лидирующих позиций в мире и опережает такие страны, как Российская Федерация, Украина, Казахстан. Причем по пахте, йогурту, кефиру занимает вторую строчку мирового рейтинга, по маслу сливочному – третью, по молоку и сливкам сгущенным и сухим – четвертую, по молочной сыворотке – шестую. Производство молока на душу населения в стране достигло 785 килограммов.

Также Беларусь входит в 10-ку стран – лидеров по экспорту мяса, при этом по мясу птицы занимает четвертую строчку мирового рейтинга, по говядине охлажденной – пятую и по говядине замороженной – шестую.

По производству мяса в убойном весе на душу населения (132 кг) наша страна, как и по молоку, опережает Российскую Федерацию, Украину, Казахстан. На одного жителя Республики Беларусь производится мяса вдвое больше, чем в указанных государствах.

В целом в 2019 году экспорт сельскохозяйственной продукции и продуктов питания в Беларуси составил более 5,5 млрд. долларов США.

Приоритетными направлениями развития АПК на 2021–2025 являются развитие конкурентоспособного и экологически безопасного сельского хозяйства, ориентированного на укрепление продовольственной безопасности Республики Беларусь, обеспечение полноценного питания и здорового образа жизни населения, сохранение и развитие сельской местности.

Развитие транспортной сферы – основа процветания Беларуси

Географическое положение Беларуси предопределило ее роль в качестве транзитной дорожной державы: территорию нашей страны пересекают 2 трансъевропейских транспортных коридора, определенных по международной классификации под номером II (Запад – Восток) и под номером IX (Север – Юг) с ответвлением IXВ.

Поддержанию в надлежащем состоянии важнейших международных транспортных магистралей уделяется самое серьезное внимание. Предприятия отрасли делают все возможное, чтобы проезд по международным магистралям был максимально безопасным, быстрым и более комфортным. Главные дороги республики – это визитная карточка страны, истинное достояние белорусского народа.

Практически все республиканские автомобильные дороги имеют усовершенствованное покрытие. Плотность дорожной сети общего пользования составляет 418 км на 1 тыс. км2 территории и является одной из самых высоких среди стран-участниц Содружества Независимых Государств (в России – 64 км/1000км2, Казахстане – 36 км/1000км, Азербайджане – 219 км/1000км2, Украине – 281 км/1000км2).

Развитие сферы услуг, в том числе придорожного сервиса, также является важным направлением повышения транзитного и туристического потенциала Беларуси.Все вводимые объекты сервиса отвечают современным требованиям по качеству предоставляемых услуг. Как отмечал Глава государства: «Мы транзитная страна и немало от этого имеем». Развитие транспортной инфраструктуры ведется не только в интересах Беларуси, но и играет большую роль в международном плане.

Белорусские международные автомобильные перевозчики ежегодно демонстрируют положительные тенденции по росту объемов перевозок грузов. Так, экспорт услуг по перевозкам грузов автомобильным транспортом за 2019 год составил порядка 1,4 млрд долл. США. При этом международные грузоперевозки автотранспортом занимают второе место в Беларуси в экспорте услуг, уступая лишь услугам в секторе IT.

Отдельной статьей экспорта может стать электромобилестроение. Это перспективное направление для дальнейшего развития нашей страны, учитывая, что БелАЭС станет собственным поставщиком электроэнергии. Развитие электротранспорта – прямое поручение Главы государства.

Справочно.

Глобальная работа по разработке электротранспорта в стране началась со знаменитой уже сегодня разработки электромобиля на базе кузова и шасси Geely SC7 (2017 год).

Сейчас МАЗ производит опытные образцы автобуса на электрической тяге модели 303 и готов наладить серийное производство такой техники. К маю 2021 г. планируется произвести 10 электробусов МАЗ и направить их на эксплуатацию в регионы страны.

Беларусь готова решать задачи любой сложности в области электротранспорта. Разработана концепция развития электротранспорта до 2030 года, организуется инфраструктура для исследований и испытаний компонентов силового электропривода. Сообщается о разработках легковых автомобилей, грузопассажирских, минивэнов, создан образец льдозаливочного комбайна с электроприводом, опытные образцы электровелосипедов, электроскутеров, электросамокатов. Организован экспериментальный участок по сборке литий-ионных аккумуляторных батарей для персональных электрических ТС.

По самым скромным подсчетам, к 2025 году по белорусским дорогам будут колесить 600 тысяч электромобилей. Помимо очевидного эффекта – развития технологий и экологичности, – электротранспорт заберет на себя часть энергии, полученной на БелАЭС.




double arrow
Сейчас читают про: