Произведите расчёт суммы всех доходов семьи и суммы всех расходов

Теоретическая часть

 

Заработная плата — форма материального вознаграж­дения за труд (часть стоимости, созданной и реализован­ной продукции, услуг), поступающего наемным работникам предприятий и учреждений.

Размер заработной платы зависит от ряда факторов: сто­имости жизненных благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы; минимального уровня оплаты труда работни­ков, соответствующего прожиточному минимуму; уровня квалификации работников; развитости экономических и со­циальных условий жизни населения; спроса и предложения на рынке труда.

Прожиточный минимум — это такой уровень дохо­дов, который необходим работнику для приобретения коли­чества продуктов питания не ниже физиологических норм, а также для удовлетворения его потребностей (на самом необходимом уровне) в одежде, обуви, транспорте, оплате коммунальных услуг. Прожиточный минимум — это нижняя граница заработной платы.

 

Экономика потребителя

Производство органически связано с потреблением, оно осуществляется для потребления и определяет его структуру. В свою очередь потребитель, выбирая товары и услуги, актив­но воздействует на производство, стимулируя его развитие.

Потребитель — это тот, кто приобретает и исполь­зует товары, заказывает работы и услуги для личных бы­товых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Каждый из нас является потребителем, желая каким-либо способом удовлетворять свои потребности. Потребителем выступает фирма, организация и государство в целом.

Цель потребителя — извлечение максимальной полез­ности от потребления товаров и услуг.

Ограничения на пути достижения цели потребителя: се­мейный (потребительский) бюджет — баланс денежных доходов и расходов семьи; цены на товары и услуги; ассорти­мент предлагаемых товаров и услуг.

Поэтому потребитель, как и производитель, испытывает на себе влияние ограниченных возможностей. Перед ним то­же стоит проблема рационального выбора.

Рациональное поведение потребителя — это проду­манное поведение, предполагающее сопоставление результа­тов действий с затратами.

В странах с командной экономикой действия потребите­ля, как правило, регламентируются. В рыночной экономике свобода экономического поведения предопределяет суве­ренитет потребителя, т. е. право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием.

Доход потребителя — это сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и пред­назначаемых для приобретения благ и услуг на цели личного потребления.

При составлении бюджета семьи используется показатель номинального (денежного) дохода.

Основные источники номинального (денежного) дохода потребителя:

· заработная плата;

· социальные выплаты госу­дарства отдельным гражданам (пособия, пенсии, стипендии);

· доход от предпринимательской и иной деятельности;

· доход от собственности (плата, полученная за аренду квартиры, процент на денежный капитал, дивиденды по ценным бума­гам).

Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номинального дохода. Это обобщающий показатель уровня жизни населе­ния страны. Он зависит от объема конечных доходов (номи­нальный доход минус подоходный налог) и уровня цен на то­вары и услуги и исчисляется как частное от деления объема конечных доходов на индекс потребительских цен.

Во многих домашних хозяйствах полученный доход рас­падается на две части:

· первая используется для покупки това­ров и оплаты услуг,

· вторая образует сбережения.

Это деление не зависит от формы и источников дохода, од­нако зависит от его размера. Чем больший доход получает по­требитель, тем большую сумму денег он способен потратить на потребление. С ростом дохода растет и сумма сбережений. Экономисты установили и другие зависимости доходов и рас­ходов: чем больше доход семьи, тем меньше доля расходов на питание и больше на товары длительного пользования, а так­же больше удельный вес сбережений.

Уровень жизни — это уровень потребления материаль­ных благ (обеспеченность населения страны промышленны­ми товарами, продуктами питания, жилищем и т. п.).

Более сложным является показатель качества жизни, который включает в себя помимо уровня жизни также такие показатели, как условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие и др.

· Качество жизни

· Уровень жизни

Уровень жизни человека зависит не только от размера его заработной платы или сбережений, но и от того, насколько разумно он тратит деньги. Экономисты делят потребитель­ские расходы на обязательные и произвольные.

Обязатель­ные расходы можно рассматривать как минимально необхо­димые — это расходы на питание, одежду, транспорт, оплату коммунальных услуг и т. п. Если личные доходы потребителя не превышают обязательные расходы, то он, скорее всего, не сможет себе позволить произвольные расходы (на покупку книг, картин, машины и др.).

Чем богаче страна, тем меньшая часть личных доходов ее граждан идет на обязательные расходы. Немецкий исследова­тель-статистик Э. Энгель (1821—1896) установил связь меж­ду доходами населения и структурой потребления. Согласно «Закону Энгеля», чем выше уровень доходов семьи, тем мень­ше доля ее расходов на продовольственные товары. Соответ­ственно возрастает спрос на промышленные товары широкого потребления, а при дальнейшем повышении уровня доходов существенно увеличиваются затраты на высококачественные товары и услуги. Таким образом, структура расходов на по­требление изменяется в прямой зависимости от размера до­хода.

По доле расходов семьи на питание можно судить об уров­не благосостояния разных групп населения одной страны и сравнивать благосостояние граждан разных стран.

Задание 1

А1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения об экономической культуре потребителя?

А. Экономическая культура потребителя состоит в рачитель­ном и бережливом отношении к приобретаемым благам.

Б. Экономическая культура потребителя всегда должна опи­раться на принцип: «Чем больше товаров приобретается и по­требляется, тем лучше».

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Ответ: 1.

Задание 2. Закончить определение:

1. Номинальный доход – это ….

2. Реальный доход -– это ….

3. уровень потребления материаль­ных благ - это …

4. Уровень жизни человека зависит от ….

 

Задание 3. Составить схему «Две части полученного дохода в семейном бюджете»

1)

2)

 

Задание 4. Проанализировать бюджет какой-то предполагаемой семьи и сделать вывод, ответив на вопросы:

1. Какой состав семьи?

2. Все ли члены семьи приносят доходы?

3. Рационально ли члены семьи тратят деньги?

4. Какой тип бюджета в данной семье?

5. Что бы вы могли посоветовать данной семье?

 

Состав семьи Сумма и вид дохода Статьи расходов Сумма расходов
Мама з/плата 8000 руб. Питание 5000 руб.
Папа з/плата 10000 руб. Коммунальные услуги 1600 руб
Сын Пособие 100 руб. Хоз. нужды 700 руб.
Бабушка Пенсия 3200 руб. Услуги 2000 руб
    Одежда 6000 руб.
    Мобильная связь 800 руб
    Увлечения 3000 руб.
    Кредиты 3000 руб

 

Произведите расчёт суммы всех доходов семьи и суммы всех расходов.

2. Сделайте вывод в тетради:

а) Какой состав семьи?

б) Все ли члены семьи приносят доходы?

в) Рационально ли члены семьи тратят деньги?

г) Какой тип бюджета в данной семье?

д) Чтобы вы могли посоветовать данной семье?

 

Задание 5. Оценка бюджета вашей семьи

1) Заполнить таблицу. Виды доходов вашей семьи

 

Семейный статус Возраст Место работы, учебы Форма и размер дохода в рублях
         
         
         
         
         
         
         
         

Итого:

 

2)Заполнить таблицу. Виды расходов вашей семьи

 

Название статьи расходов Расход в рублях
1. Питание  
2. Одежда  
3.Коммунальные услуги (кварт. плата, свет, вода)  
4. Хозяйственные товары  
5. Товары личной гигиены, в том числе косметика и парфюмерия  
6. Сотовая связь  
7. Канцелярские товары  
8. Увлечения (DVD, компьютер, книги, кружки, секции, рукоделие, театр и т.п.)  
9. Услуги (транспорт, парикмахерская, химчистка, медицинские, образовательные и т.п.)  
10. Кредиты  

Итого:

 

Сделать вывод. О бюджете своей семьи

 

Средства обучения:

  • методические рекомендации к практической работе РМ к практической работе
  • Учебники Важенина, Баранова «Обществознание» и «Практикум по обществознанию»
  • Виды самостоятельной работы:
  • Установить соответствие между понятиями и терминами
  • Выполнить тестовые задания, в которых требуется из четырех предложен­ных вариантов ответа выбрать верный (уровень А)
  • Составление логических схем

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: