Теоретическая часть
Заработная плата — форма материального вознаграждения за труд (часть стоимости, созданной и реализованной продукции, услуг), поступающего наемным работникам предприятий и учреждений.
Размер заработной платы зависит от ряда факторов: стоимости жизненных благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы; минимального уровня оплаты труда работников, соответствующего прожиточному минимуму; уровня квалификации работников; развитости экономических и социальных условий жизни населения; спроса и предложения на рынке труда.
Прожиточный минимум — это такой уровень доходов, который необходим работнику для приобретения количества продуктов питания не ниже физиологических норм, а также для удовлетворения его потребностей (на самом необходимом уровне) в одежде, обуви, транспорте, оплате коммунальных услуг. Прожиточный минимум — это нижняя граница заработной платы.
Экономика потребителя
Производство органически связано с потреблением, оно осуществляется для потребления и определяет его структуру. В свою очередь потребитель, выбирая товары и услуги, активно воздействует на производство, стимулируя его развитие.
|
|
Потребитель — это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Каждый из нас является потребителем, желая каким-либо способом удовлетворять свои потребности. Потребителем выступает фирма, организация и государство в целом.
Цель потребителя — извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг.
Ограничения на пути достижения цели потребителя: семейный (потребительский) бюджет — баланс денежных доходов и расходов семьи; цены на товары и услуги; ассортимент предлагаемых товаров и услуг.
Поэтому потребитель, как и производитель, испытывает на себе влияние ограниченных возможностей. Перед ним тоже стоит проблема рационального выбора.
Рациональное поведение потребителя — это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действий с затратами.
В странах с командной экономикой действия потребителя, как правило, регламентируются. В рыночной экономике свобода экономического поведения предопределяет суверенитет потребителя, т. е. право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием.
Доход потребителя — это сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг на цели личного потребления.
|
|
При составлении бюджета семьи используется показатель номинального (денежного) дохода.
Основные источники номинального (денежного) дохода потребителя:
· заработная плата;
· социальные выплаты государства отдельным гражданам (пособия, пенсии, стипендии);
· доход от предпринимательской и иной деятельности;
· доход от собственности (плата, полученная за аренду квартиры, процент на денежный капитал, дивиденды по ценным бумагам).
Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номинального дохода. Это обобщающий показатель уровня жизни населения страны. Он зависит от объема конечных доходов (номинальный доход минус подоходный налог) и уровня цен на товары и услуги и исчисляется как частное от деления объема конечных доходов на индекс потребительских цен.
Во многих домашних хозяйствах полученный доход распадается на две части:
· первая используется для покупки товаров и оплаты услуг,
· вторая образует сбережения.
Это деление не зависит от формы и источников дохода, однако зависит от его размера. Чем больший доход получает потребитель, тем большую сумму денег он способен потратить на потребление. С ростом дохода растет и сумма сбережений. Экономисты установили и другие зависимости доходов и расходов: чем больше доход семьи, тем меньше доля расходов на питание и больше на товары длительного пользования, а также больше удельный вес сбережений.
Уровень жизни — это уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения страны промышленными товарами, продуктами питания, жилищем и т. п.).
Более сложным является показатель качества жизни, который включает в себя помимо уровня жизни также такие показатели, как условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие и др.
· Качество жизни
· Уровень жизни
Уровень жизни человека зависит не только от размера его заработной платы или сбережений, но и от того, насколько разумно он тратит деньги. Экономисты делят потребительские расходы на обязательные и произвольные.
Обязательные расходы можно рассматривать как минимально необходимые — это расходы на питание, одежду, транспорт, оплату коммунальных услуг и т. п. Если личные доходы потребителя не превышают обязательные расходы, то он, скорее всего, не сможет себе позволить произвольные расходы (на покупку книг, картин, машины и др.).
Чем богаче страна, тем меньшая часть личных доходов ее граждан идет на обязательные расходы. Немецкий исследователь-статистик Э. Энгель (1821—1896) установил связь между доходами населения и структурой потребления. Согласно «Закону Энгеля», чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля ее расходов на продовольственные товары. Соответственно возрастает спрос на промышленные товары широкого потребления, а при дальнейшем повышении уровня доходов существенно увеличиваются затраты на высококачественные товары и услуги. Таким образом, структура расходов на потребление изменяется в прямой зависимости от размера дохода.
По доле расходов семьи на питание можно судить об уровне благосостояния разных групп населения одной страны и сравнивать благосостояние граждан разных стран.
Задание 1
А1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения об экономической культуре потребителя?
А. Экономическая культура потребителя состоит в рачительном и бережливом отношении к приобретаемым благам.
Б. Экономическая культура потребителя всегда должна опираться на принцип: «Чем больше товаров приобретается и потребляется, тем лучше».
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Ответ: 1.
Задание 2. Закончить определение:
|
|
1. Номинальный доход – это ….
2. Реальный доход -– это ….
3. уровень потребления материальных благ - это …
4. Уровень жизни человека зависит от ….
Задание 3. Составить схему «Две части полученного дохода в семейном бюджете»
1)
2)
Задание 4. Проанализировать бюджет какой-то предполагаемой семьи и сделать вывод, ответив на вопросы:
1. Какой состав семьи?
2. Все ли члены семьи приносят доходы?
3. Рационально ли члены семьи тратят деньги?
4. Какой тип бюджета в данной семье?
5. Что бы вы могли посоветовать данной семье?
Состав семьи | Сумма и вид дохода | Статьи расходов | Сумма расходов |
Мама | з/плата 8000 руб. | Питание | 5000 руб. |
Папа | з/плата 10000 руб. | Коммунальные услуги | 1600 руб |
Сын | Пособие 100 руб. | Хоз. нужды | 700 руб. |
Бабушка | Пенсия 3200 руб. | Услуги | 2000 руб |
Одежда | 6000 руб. | ||
Мобильная связь | 800 руб | ||
Увлечения | 3000 руб. | ||
Кредиты | 3000 руб |
Произведите расчёт суммы всех доходов семьи и суммы всех расходов.
2. Сделайте вывод в тетради:
а) Какой состав семьи?
б) Все ли члены семьи приносят доходы?
в) Рационально ли члены семьи тратят деньги?
г) Какой тип бюджета в данной семье?
д) Чтобы вы могли посоветовать данной семье?
Задание 5. Оценка бюджета вашей семьи
1) Заполнить таблицу. Виды доходов вашей семьи
№ | Семейный статус | Возраст | Место работы, учебы | Форма и размер дохода в рублях |
Итого:
2)Заполнить таблицу. Виды расходов вашей семьи
Название статьи расходов | Расход в рублях |
1. Питание | |
2. Одежда | |
3.Коммунальные услуги (кварт. плата, свет, вода) | |
4. Хозяйственные товары | |
5. Товары личной гигиены, в том числе косметика и парфюмерия | |
6. Сотовая связь | |
7. Канцелярские товары | |
8. Увлечения (DVD, компьютер, книги, кружки, секции, рукоделие, театр и т.п.) | |
9. Услуги (транспорт, парикмахерская, химчистка, медицинские, образовательные и т.п.) | |
10. Кредиты |
Итого:
|
|
Сделать вывод. О бюджете своей семьи
Средства обучения:
- методические рекомендации к практической работе РМ к практической работе
- Учебники Важенина, Баранова «Обществознание» и «Практикум по обществознанию»
- Виды самостоятельной работы:
- Установить соответствие между понятиями и терминами
- Выполнить тестовые задания, в которых требуется из четырех предложенных вариантов ответа выбрать верный (уровень А)
- Составление логических схем