02.04.2020
Урок № 52-53 «Ориентирование на местности»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: уметь ориентироваться на местности и применять свои знания в жизненных ситуациях
Ход урока
-Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадки.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад, и стар,
Что она – большущий шар. (Планета Земля)
- Приведите доказательства того, что Земля имеет форму шара. (Снимки из космоса, кругосветные путешествия, исчезновение удаляющихся предметов, например кораблей, за линией горизонта.)
Блиц – опрос:
· Как называется земная поверхность, которую мы видим вокруг? (горизонт)
· Как называется граница, где небо как бы сходится с земной поверхностью? (линия горизонта)
· Назовите названия основных сторон горизонта (север, юг, запад, восток).
· Как называется прибор для определения сторон горизонта? (Компас)
· Как люди находят дорогу в знакомой местности? (по знакомым ориентирам)
· Что такое ориентиры?
· Где пригодятся нам эти знания?
|
|
Рюкзак. – Кому может принадлежать эта вещь? Почему? Что там может находиться?
Давайте посмотрим, что там лежит.
Фонарик, карта, спички в пакете, свечка, газета в пакете, бинт,…..а что еще, разгадайте кроссворд
1) Сторона восхода Солнца.
2) Вся местность, которую мы видим вокруг себя.
3) Это водное пространство с солёной водой больше озера, но меньше океана.
4) Противоположная сторона востоку.
5) Юг — это … горизонта.
6) Направление полуденной тени.
— Прочитайте получившееся слово. (КОМПАС)
Компас — одно из величайших изобретений китайцев. Без этого прибора просто не обойтись лётчикам, морякам и путешественникам, хотя в повседневной жизни используется очень редко. Прежде всего компас — это устройство, которое помогает ориентироваться на местности, указывает направления движения.
Из истории возникновения компаса
Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Его придумали в Китае. Древние мастера называли его «ведающий югом», так как вначале стрелка компаса показывала на юг. На колесницах китайских богачей устанавливали железные фигурки с вытянутой рукой, которая указывала направление на юг. Первый компас был очень громоздок и не был похож на сегодняшний. И выглядел так: железная стрелка, конец которой намагничивался, укреплялся на пробке, плававшей в сосуде с водой. Первоначально в компасе было только четыре стороны горизонта. Потом добавились промежуточные. Компас поместили в круглую коробку, очень удобную для переноски в любых условиях. (Видео: Фиксики о компасе:
https://www.youtube.com/watch?time_continue=27&v=UGFSlc0EJ-4&feature=emb_logo)
|
|
-Для чего нужна каждая вещь в рюкзаке?
-Достаточно ли знаний для пользования компасом?
-Как им пользоваться?
-Какие знания из раздела «Путешествия» у вас уже имеются? (стороны горизонта, горизонт, линия горизонта)
- Достаточно ли нам знаний, которыми мы уже владеем, чтобы не заблудиться в лесу?
- Сформулируйте тему урока. (“Ориентирование на местности”).
Работаем с учебником-с.74-75.
Просмотр видеоматериала: https://www.youtube.com/watch?time_continue=118&v=dPB7-wuELIc&feature=emb_logo
Физминутка для глаз.
Бабочка присела на цветок (кончик носа).
Полетела на запад – восток – север – юг – север – запад – восток –юг. Села на новый цветок.
Учитель. Знаете ли вы что… В мире животных есть хорошие ориентиры: Бабочки, сев отдохнуть, складывают крылышки так, что к Солнцу они повернуты ребром. Даже если солнца не видно, они его чувствуют (такое положение крыльев создает наименьшую тень, и бабочка малозаметна для врагов).
- Дети пошли за грибами в лес, расположенный к востоку от своего дома. В каком направлении они должны возвращаться домой?
- В каком направлении вы будете возвращаться домой, если из дома вы шли в северном направлении?
- Представим, что во время сбора грибов вы заблудились, однако, помните, что нужно идти на север. На пути встретили муравейник. Не подскажет ли он, как найти направление на север?
- Мох растёт с … стороны?
Игра «Верно-неверно
Загадки
Годовые кольца шире
С южной стороны берёз.
Это знают во всем мире —
Говорю я вам всерьёз.
(Верно.)
Удалой молодец на тропинке стоит,
Но куда же пойти, он никак не решит.
Посредине тропы серый камень лежит,
Ты его рассмотри, с юга мхом он покрыт.
(Неверно.)
Рядом с камнем дубы на поляне шумят,
И прохожим они свою речь говорят:
«Наши ветви, ребята, укажут вам путь,
Вы гуляйте, не бойтесь, пусть покинет вас грусть.
С юга много ветвей, и длинней, и пышней,
В ту сторонку иди, будь смелей и умней».
(Верно.)
Полдень летний, полдень жаркий,
Солнце светит за спиной.
Лето дарит нам подарки,
Справа — запад, юг — за мной.
(Неверно, слева — запад.)
Рефлексия.
· Никогда не сдавайся и не опускай руки! Какими бы ни были обстоятельства, выход всегда есть и иногда очень неожиданный.
· Побеждает тот, кто не сдается.
· Ты способен на большее, чем думаешь!
· Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Человек не должен сдаваться. В экстремальных ситуациях многие вспоминают, Что когда-то знали и это спасает им жизнь
Домашнее задание
-Выполнить любой вариант теста (см. ниже), распечатать и принести в пятницу, можно прислать фото выполненного задания.
По желанию можно подготовить сообщение (в любом виде: рисунок, реферат, презентация) об ориентировании на местности по природным признакам. За этот вид работы, как всегда, выставляется дополнительная оценка.
Тесты по теме:
Тема: «Ориентирование на местности»
1 вариант
1.Выбери правильный ответ. Как называется прибор для определения сторон горизонта?
а) компас;
б) барометр;
в) термометр.
2.Из каких частей состоит компас?
а) корпус, гайка, магнитная стрелка;
б) корпус, магнитная стрелка, батарейка;
в) корпус, магнитная стрелка, предохранитель.
3.Если вы потеряли компас, как еще можно ориентироваться на местности?
а) по животным;
б) по птицам;
в) по солнцу.
4.В какую сторону нужно возвращаться, если вы шли на юг?
а) на восток;
б) на север;
в) на запад.
5.Укажите основные стороны горизонта.
а) север, юг, запад, юго-восток;
б) север, юг, запад, восток;
в) север, юго-запад; юг, восток.
6.Какое утверждение верно?
а) на южных склонах прогалин и окраинах полян трава растет гуще;
б) роса дольше остается на траве, растущей к югу от деревьев;
в) растительность с восточной стороны дольше сохраняет свежий вид.
|
|
7.С какой стороны сначала краснеют ягоды?
а) восточной;
б) северной;
в) южной.
8.Какое культурное растение поможет вам в солнечный день в степи определить стороны горизонта?
а) пшеница;
б) кукуруза;
в) подсолнух.
2 вариант
1.Укажите правильный ответ. Что определяют с помощью компаса?
а) температуру воды;
б) расстояние;
в) стороны горизонта.
2.Какой конец стрелки должен совпадать с буквой С?
а) красный;
б) синий;
в) черный.
3.Где бывает солнце утром (в 7 часов)?
а) на юге;
б) на востоке;
в) на севере.
4.Какое утверждение верно?
а) снег тает быстрее на южных склонах;
б) мхи и лишайники лучше растут на восточной стороне;
в) у березы кора с северной стороны белее и чище.
5.В какую сторону надо выходить из леса, если заходил в него, двигаясь на запад?
а) на юг;
б) на восток;
в) на север.
6.Какую сторону горизонта для роста предпочитают грибы?
а) северную;
б) южную;
в) восточную.
7.Какой полевой сорняк называют «степным компасом»?
а) латук;
б) подорожник;
в) лопух.
8.Выбери правильный ответ. Чтобы определить стороны горизонта, надо в полдень встать к солнцу:
а) лицом;
б) спиной);
в) левым боком.