Из истории возникновения компаса

02.04.2020

Урок № 52-53 «Ориентирование на местности»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: уметь ориентироваться на местности и применять свои знания в жизненных ситуациях

Ход урока

-Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадки.

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад, и стар,

Что она – большущий шар. (Планета Земля)

- Приведите доказательства того, что Земля имеет форму шара. (Снимки из космоса, кругосветные путешествия, исчезновение удаляющихся предметов, например кораблей, за линией горизонта.)

Блиц – опрос:

· Как называется земная поверхность, которую мы видим вокруг? (горизонт)

· Как называется граница, где небо как бы сходится с земной поверхностью? (линия горизонта)

· Назовите названия основных сторон горизонта (север, юг, запад, восток).

· Как называется прибор для определения сторон горизонта? (Компас)

· Как люди находят дорогу в знакомой местности? (по знакомым ориентирам)

· Что такое ориентиры?

· Где пригодятся нам эти знания?

Рюкзак. – Кому может принадлежать эта вещь? Почему? Что там может находиться?

Давайте посмотрим, что там лежит.

Фонарик, карта, спички в пакете, свечка, газета в пакете, бинт,…..а что еще, разгадайте кроссворд

1) Сторона восхода Солнца.
2) Вся местность, которую мы видим вокруг себя.
3) Это водное пространство с солёной водой больше озера, но меньше океана.
4) Противоположная сторона востоку.
5) Юг — это … горизонта.
6) Направление полуденной тени.

— Прочитайте получившееся слово. (КОМПАС)

Компас — одно из величайших изобретений китайцев. Без этого прибора просто не обойтись лётчикам, морякам и путешественникам, хотя в повседневной жизни используется очень редко. Прежде всего компас — это устройство, которое помогает ориентироваться на местности, указывает направления движения.






Из истории возникновения компаса

Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Его придумали в Китае. Древние мастера называли его «ведающий югом», так как вначале стрелка компаса показывала на юг. На колесницах китайских богачей устанавливали железные фигурки с вытянутой рукой, которая указывала направление на юг. Первый компас был очень громоздок и не был похож на сегодняшний. И выглядел так: железная стрелка, конец которой намагничивался, укреплялся на пробке, плававшей в сосуде с водой. Первоначально в компасе было только четыре стороны горизонта. Потом добавились промежуточные. Компас поместили в круглую коробку, очень удобную для переноски в любых условиях. (Видео: Фиксики о компасе:

https://www.youtube.com/watch?time_continue=27&v=UGFSlc0EJ-4&feature=emb_logo)

 -Для чего нужна каждая вещь в рюкзаке?

-Достаточно ли знаний для пользования компасом?

-Как им пользоваться?

-Какие знания из раздела «Путешествия» у вас уже имеются? (стороны горизонта, горизонт, линия горизонта)

- Достаточно ли нам знаний, которыми мы уже владеем, чтобы не заблудиться в лесу?

- Сформулируйте тему урока. (“Ориентирование на местности”).

Работаем с учебником-с.74-75.

Просмотр видеоматериала: https://www.youtube.com/watch?time_continue=118&v=dPB7-wuELIc&feature=emb_logo

Физминутка для глаз.

Бабочка присела на цветок (кончик носа).

Полетела на запад – восток – север – юг – север – запад – восток –юг. Села на новый цветок.

 

Учитель. Знаете ли вы что… В мире животных есть хорошие ориентиры: Бабочки, сев отдохнуть, складывают крылышки так, что к Солнцу они повернуты ребром. Даже если солнца не видно, они его чувствуют (такое положение крыльев создает наименьшую тень, и бабочка малозаметна для врагов).

- Дети пошли за грибами в лес, расположенный к востоку от своего дома. В каком направлении они должны возвращаться домой?

- В каком направлении вы будете возвращаться домой, если из дома вы шли в северном направлении?

- Представим, что во время сбора грибов вы заблудились, однако, помните, что нужно идти на север. На пути встретили муравейник. Не подскажет ли он, как найти направление на север?

- Мох растёт с … стороны?

 

Игра «Верно-неверно

Загадки

Годовые кольца шире

С южной стороны берёз.

Это знают во всем мире —

Говорю я вам всерьёз.

(Верно.)

Удалой молодец на тропинке стоит,

Но куда же пойти, он никак не решит.

Посредине тропы серый камень лежит,

Ты его рассмотри, с юга мхом он покрыт.

(Неверно.)

Рядом с камнем дубы на поляне шумят,

И прохожим они свою речь говорят:

«Наши ветви, ребята, укажут вам путь,

Вы гуляйте, не бойтесь, пусть покинет вас грусть.

С юга много ветвей, и длинней, и пышней,

В ту сторонку иди, будь смелей и умней».

(Верно.)

Полдень летний, полдень жаркий,

Солнце светит за спиной.

Лето дарит нам подарки,

Справа — запад, юг — за мной.

(Неверно, слева — запад.)

 Рефлексия.

· Никогда не сдавайся и не опускай руки! Какими бы ни были обстоятельства, выход всегда есть и иногда очень неожиданный.

· Побеждает тот, кто не сдается.

· Ты способен на большее, чем думаешь!

· Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Человек не должен сдаваться. В экстремальных ситуациях многие вспоминают, Что когда-то знали и это спасает им жизнь

Домашнее задание

-Выполнить любой вариант теста (см. ниже), распечатать и принести в пятницу, можно прислать фото выполненного задания.

По желанию можно подготовить сообщение (в любом виде: рисунок, реферат, презентация) об ориентировании на местности по природным признакам. За этот вид работы, как всегда, выставляется дополнительная оценка.

 

 


 

 

Тесты по теме:


Тема: «Ориентирование на местности»

1 вариант

1.Выбери правильный ответ. Как называется прибор для определения сторон горизонта?

а) компас;

б) барометр;

в) термометр.

2.Из каких частей состоит компас?

а) корпус, гайка, магнитная стрелка;

б) корпус, магнитная стрелка, батарейка;

в) корпус, магнитная стрелка, предохранитель.

3.Если вы потеряли компас, как еще можно ориентироваться на местности?

а) по животным;

б) по птицам;

в) по солнцу.

4.В какую сторону нужно возвращаться, если вы шли на юг?

а) на восток;

б) на север;

в) на запад.

5.Укажите основные стороны горизонта.

а) север, юг, запад, юго-восток;

б) север, юг, запад, восток;

в) север, юго-запад; юг, восток.

6.Какое утверждение верно?

а) на южных склонах прогалин и окраинах полян трава растет гуще;

б) роса дольше остается на траве, растущей к югу от деревьев;

в) растительность с восточной стороны дольше сохраняет свежий вид.

7.С какой стороны сначала краснеют ягоды?

а) восточной;

б) северной;

в) южной.

8.Какое культурное растение поможет вам в солнечный день в степи определить стороны горизонта?

а) пшеница;

б) кукуруза;

в) подсолнух.

 

 

2 вариант

1.Укажите правильный ответ. Что определяют с помощью компаса?

а) температуру воды;

б) расстояние;

в) стороны горизонта.

2.Какой конец стрелки должен совпадать с буквой С?

а) красный;

б) синий;

в) черный.

3.Где бывает солнце утром (в 7 часов)?

а) на юге;

б) на востоке;

в) на севере.

4.Какое утверждение верно?

а) снег тает быстрее на южных склонах;

б) мхи и лишайники лучше растут на восточной стороне;

в) у березы кора с северной стороны белее и чище.

5.В какую сторону надо выходить из леса, если заходил в него, двигаясь на запад?

а) на юг;

б) на восток;

в) на север.

6.Какую сторону горизонта для роста предпочитают грибы?

а) северную;

б) южную;

в) восточную.

7.Какой полевой сорняк называют «степным компасом»?

а) латук;

б) подорожник;

в) лопух.

8.Выбери правильный ответ. Чтобы определить стороны горизонта, надо в полдень встать к солнцу:

а) лицом;

б) спиной);

в) левым боком.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: