Реализация комплекса мероприятий, направленных на обучение детей среднего дошкольного возраста описательным рассказам

Цель: повысить уровень сформированности умения детей среднего дошкольного возраста рассказывать.

Задачи:

1 Обогатить предметно-развивающую среду для организации комплекса мероприятий.

2 Разработать комплекс мероприятий совместной деятельности с детьми с реализацией речевых задач.

3 Реализовать комплекс мероприятий совместной деятельности, направленный на формирование умения детей среднего дошкольного возраста описательным рассказам в процессе обучения.

Для экспериментальной совместной деятельности предметно-развивающая среда была дополнена новым настольным деревянным конструктором, который расположен в коробках, мелкими игрушками для обыгрывания построек, картоном и цветной бумагой.

В решении второй задачи был разработан комплекс мероприятий совместной деятельности (Приложение 3, Таблица 4).

Затем был реализован комплекс мероприятий совместной деятельности, направленный на формирование умения детей среднего дошкольного возраста описательным рассказам в процессе обучения.

Проводилась совместная деятельность «Грузовые автомобили». Для выполнения деятельности была проведена беседы о грузовом транспорте с использованием иллюстраций.

Воспитатель предложила детям сконструировать машины, используя деревянный конструктор. В ходе совместной деятельности при конструировании машин, воспитатель задавала вопросы детям. Например, «Из каких деталей построены колеса и какого цвета?». Катя С. ответила: «Я построила колеса из желтых цилиндров».

Ребенок в связном высказывании употребил точные и образные слова и глагол. «Из каких деталей и какого цвета построил раму у машины?». Рома А. ответил: «Я построил раму машины из красной пластины». В этом связном высказывании есть согласование существительного и прилагательного, правильное звукопроизношение и употребление глагола.

«Из каких деталей и какого цвета построил кабину машины?». Ответы: «Кабину я построил из куба зеленого цвета».

В конце конструирования дети составляют небольшие описательные рассказы о предмете по плану: название игрушки, из каких деталей состоит, название ее признаков, как можно с нею поиграть.

По окончании совместной деятельности воспитатель хвалит детей и предлагает всем вместе поиграть с готовыми грузовыми автомобилями.

В совместной деятельности «Теремок для матрешки» была проведена предварительная работа: чтение сказки «Теремок» и её обсуждение, рассматривание иллюстрации к сказке, рассматривание иллюстраций с изображением домов. В ходе совместной деятельности были подобраны материалы: деревянный конструктор, матрешки на каждого ребенка и образец домика. Воспитатель познакомила детей с матрешкой, которая «пришла к ним в гости». При помощи стихотворения показывала, что внутри большой матрешки есть меньшие. В ходе беседы было выявлено, что у матрешки нет домика. Детям было предложено построить теремок, так как матрешка не одна. С помощью наглядного образца воспитатель рассказывала и показывала последовательность выполнения теремка и названия деталей.

Дети самостоятельно выполняли задание, воспитатель подходила и при помощи вопросно-ответного приема помогала детям конструировать.

Максим А. ответ: «Я построю для матрешки трехэтажный теремок из кирпичиков».

Ребенок использует объяснительную речь, правильно произносит слова, согласовывает существительные и прилагательные, повторяет слово «кирпичик». София Н. ответ: построит теремок с мебелью. Воспитатель спрашивала детей: «На какую фигуру похожа крыша?».

Дети отвечают, что крыша похожа на треугольник.

В заключительной части совместной деятельности воспитатель предложила поиграть в сказку «Теремок» с использованием игрушек-матрешек.

В следующей совместной деятельности «Группы для зверят», с детьми были рассмотрены иллюстрации с изображением домов, чтение сказок: «Кошкин дом», «Три поросенка», «Маша и медведь». В ходе совместной деятельности были подобраны материалы: крупный деревянный конструктор, схемы групповых комнат, игрушки лесных зверят с мамами.

Воспитатель предложила детям рассмотреть группу и задавала вопросы, как называются комнаты в группе. Дети отвечали, что есть игровая комната, спальня, раздевалка, умывальная комната. Воспитатель уточняла: «Сколько комнат в группе?». Дети отвечают: «Четыре комнаты». Воспитатель создала проблемную ситуацию для мотивированного участия детей:

«Ребята, посмотрите, к нам в гости пришли лесные звери и просят нас помочь построить больше групп для их детского сада. Поможем зверятам?». Дети соглашались. Воспитатель предложила по образцу группового помещения в детском саду группы, построить зону групп для зверят и для этого попросила посмотреть на схемы, которые лежали на столах и вспомнить из каких деталей будут конструировать группы для зверят. Дети перечисляют, что стены будут из кирпичиков, двери – из полукирпичиков, а окна – из призмы.

Далее воспитатель показала образец, как нужно правильно поставить на схему детали. При выполнении совместной деятельности воспитатель задавала вопросы: «Расскажите, какие детали и какого цвета будете использовать для возведения стен?». Света Б. отвечает: «Стены буду делать из кирпичиков желтого цвета». «Из каких деталей и какого цвета будут двери?». Вова Г. ответ: «Двери я сделаю из полукирпичиков коричневого цвета». «Из каких деталей и какого цвета будут окна?». Наташа З. ответила:

«Окна сделаю из призмы красного цвета».

Дети правильно отвечают на поставленные вопросы, четко произносили слова, согласовывали прилагательные и существительные, употребляли глаголы, правильно регулировали темп и силу голоса, закрепили новые слова «кирпичик», «полукирпичик», «призма», повторили цвета деталей. В конце деятельности воспитатель похвалила ребят и предложила объединить сконструированные зоны групп и поиграть в большой детский сад для зверей.

Совместная деятельность «Как грядки превратились в огород». В предварительной работе воспитатель провела беседу о том, что такое огород, загородка, грядки, лукошко, рассмотрели иллюстрации с изображением огорода и грядок с капустой, с использованием деревянного конструктора и салфеток зеленого цвета. Дети отгадывали предложенную загадку про зайчика. Воспитатель объяснила, что зайчик принес полную корзинку овощей разного цвета и предложила вспомнить их названия. Дети назвали овощи: оранжевая морковь, желтый лук, красный помидор, коричневый картофель, зеленая капуста. В ответах ребят в связной речи есть описание предметов, существительные согласованны с прилагательными. «Все эти овощи выращивают на грядках. Из каких деталей сделаем грядки?». Дети отвечали: «Грядки сделаем из кирпичиков и полукирпичиков». Воспитатель предложила: «Давайте на наших грядках выращивать капусту, которую мы сделаем из бумажных салфеток». Показала, как можно из бумажных салфеток сделать «вилки капусты». Дети катали шарики круговыми движениями рук и по образцу воспитателя выкладывали их на «грядку» из кирпичика.

На этом этапе ребята вспомнили название деталей, познакомились со словами: «грядки», «огород». Воспитатель попросила детей защитить грядки с капустой от козла. «Из каких деталей будем строить забор?». Егор Ф. ответил: «Я построю забор из брусков». Дети сделали забор и защитили грядки от козла. По окончании совместной деятельности воспитатель похвалила всех и предложила поиграть в огород с мелкими игрушками.

Совместная деятельность «Как мы построили мебель для трех медведей». В предварительной работе воспитатель прочитала сказку Л. Толстого «Три медведя», рассмотрела с детьми иллюстрацию к сказке и фотографии с изображением кроватей. Дети отгадывали предложенную загадку про медведей. Воспитатель предложила пройти в спальню и обратить внимание на кровати, а потом рассматривая фотографии, ответить из каких частей состоит кровать. Дети рассказали, что кровать состоит из двух стенок и одной пластины. Воспитатель задавала вопросы, побуждая детей отвечать в форме описательного рассказа: отличия медведей друг от друга размером, количество мебели в избушке, какую помощь нужно оказать Маше, чтобы медведи на нее не рассердились. Дети старались отвечать последовательно.

Воспитатель предложила приступить к постройке мебели из деревянного конструктора, взяв по три бруска разного размера и представить, что это медведи. Дети, согласно размерам брусков, конструировали мебель. Во время конструирования воспитатель подходила к каждому ребенку и задавала вопросы.

«Из каких деталей и какого цвета будем конструировать кроватки?». Василиса М. ответила: «У меня будут кроватки из желтых кирпичиков». «Из каких деталей будем конструировать спинки у кроваток?».

Аня С. ответила: «Я буду делать спинки у кроваток из красных полукирпичиков». В речи детей звучали повествовательные элементы описания деталей, произношение слов в определенном порядке, интонационно – выразительная речь, согласование существительных и прилагательных, закрепление понятий о величине, повторение названий используемых деталей. По окончании совместной деятельности воспитатель похвалила всех и предложила поиграть в сказку «Три медведя».

В следующей совместной деятельности «Мосты», была проведена предварительная работа, направленная на представление о назначении мостов, рассмотрение иллюстраций с разными мостами. Воспитатель познакомила детей с различными видами мостов, показов иллюстрации и объяснив их предназначение. Дети отгадывали предложенную загадку про мосты, беседовали о том, что мосты нужны для, машин и пешеходов, показывали, где находятся спуски и какой формы они бывают. Воспитатель представила образец как можно построить мост, используя деревянного конструктора.

Дети приступили к самостоятельной деятельности.

Воспитатель помогала детям советом, напоминала приемы правильной постройки, а также задавала вопросы о строительных деталях и их свойствах.

Дети в процессе деятельности отвечали на вопросы. «Какие детали вы взяли для спусков?». София Н. ответила: «Я взяла призмы для спусков». «Из каких деталей у вас столбики?» Максим А. ответил: «Столбики из цилиндров».

«Какие детали использовали для перекрытия?». Лев М. ответил: «Я использовал для перекрытия пластины». Дети в связной речи указывали названия предметов, слова произносили в определенном порядке, выраженными разными частями речи, познакомились с новыми словами: опора, спуск, призма, повторили ранее изученные слова: перекрытия, цилиндр, пластина. По окончании работы воспитатель с ребятами повторили названия деталей, из которых строили мост. Детям было предложено взять машинки и поиграть с готовыми мостами.

Потом проводилась совместная деятельность «Корабли». Воспитатель рассказывала, как из плоскостных геометрических фигур может получиться кораблик, обыграла инсценировку с участием мелких игрушек: человечка – капитана и игрушечных зверей, рассказывая историю, что у них случилось.

«У капитана есть старый корабль, но на нем нельзя плавать, поможем капитану отремонтировать или построить новый корабль?». Дети решили, что лучше построить новый. При рассмотрении разных конструкций, ребята изучали виды кораблей (военные, грузовые, пассажирские) и их форму (овальная).

Воспитатель предложила посмотреть на образец корабля, объяснила, как правильно его сконструировать, провела индивидуальную работу с детьми, закрепляя у них представления о деталях и их свойствах.

«Из каких деталей будет днище корабля?». Артем П. ответил: «Днище корабля я сделаю из картонной пластины». «Из каких деталей сделаем форму корабля?». Марк С. ответил: «Форму корабля я сделаю из кирпичиков и поставлю по краю пластины». Дети в совместной деятельности научились рассуждать, говорить разными голосами в инсценировках и с разной интонацией, ориентироваться на окончание слов, повторять наименования используемых деталей в конструировании. По окончании работы было предложено ребятам посмотреть друг у друга построенные корабли и оценить их. Воспитатель расположила человечка – капитана на новом корабле и всех зверей, чтобы они отправились в дальнее плавание. Детям было предложено поиграть со своими построенными кораблями.

В совместной деятельности «Полка превратилась в книжный шкаф» воспитатель показала в предварительной работе способ конструирования миниатюрных книжечек из листов белой и цветной бумаги с помощью степлера. Ребята сами делали разноцветные книжки. Также проводилась беседа на тему «Что такое библиотека и ее предназначение». Дети отгадывали предложенную загадку про книги и книжный шкаф. Далее воспитатель познакомила с полками и со шкафами для хранения книг, показала иллюстрации книжных полок, предложила сконструировать свой домик для миниатюрных книжечек. Дети конструировали полки из длинных пластин и полукирпичиков с опорой. Воспитатель задавала вопросы детям при конструировании. «Из каких деталей сделали полку для книг?». Дима К. ответил: «Я сделаю полку из длинной пластины и полукирпичиков». «А что нужно сделать, чтобы полки превратились в книжный шкаф?». Рита Е. отвечает: «Надо поставить друг на друга все сделанные полки». В ответах детей была связь между предложениями и между частями высказывания, употреблялись предлоги, глаголы и существительные, звучала интонационная выразительность, знакомство с новыми словами: библиотека, миниатюрные книжки, книжный шкаф, книжная полка, повторение наименование деталей: пластина, полукирпичик, опора.

Воспитатель похвалила детей за уютный книжный домик, предложила заселить его книжечками и поиграть в библиотеку.

Потом проводилась совместная деятельность «Как загородка превратилась в зоопарк». Воспитатель в предварительной работе прочитала рассказ, где обитают дикие животные с рассматриванием иллюстраций, затем провела беседу о зоопарке и задавала вопросы о животных, которые там живут.

Для совместной деятельности воспитатель занесла в группу игрушечный кораблик с экзотическими животными и предложила каждому ребенку выбрать любого из них, сказав название, также построить из деревянного конструктора загородки для своих животных, чтобы они не разбежались. Как образец было предложено рассмотреть иллюстрации зоопарка. Во время конструирования воспитатель задавала вопросы. «Из каких деталей и какого цвета будете делать загородки?». Алеша А. ответил: «Я сделаю загородку из кирпичиков желтого цвета». «Какого размера будут загородки?». Нэля Р. ответила: «У меня будет низкая загородка, потому что у меня маленький ежик». Рома А. ответил: «Я сделаю высокую загородку, потому что у меня большой слон». В ответах детей звучит описательная речь, умеренный темп речи, согласование существительных и прилагательных. В совместной деятельности дети познакомились с новыми словами: зоопарк, дикие экзотические животные, повторяют слова – кирпичик, низкий, высокий. Воспитатель рекомендовала объединить загородки, чтобы они примыкали одна к другой, для получения большого зоопарка. Дети обрадовались, что у них получился большой зоопарк.

В следующей совместной деятельности «Самолеты» воспитатель в предварительной работе призвала рассмотреть иллюстрации самолетов, отгадать загадки о воздушном транспорте, на примере игры, «Что находится в Волшебном мешочке». Дети отгадали, что это самолет. Воспитатель достала его из «Волшебного мешочка» и предложила детям сконструировать самолеты для участия в Параде Победы 9 мая. Перед началом совместной деятельности воспитатель показывала иллюстрацию самолета и птицы в небе и попросила детей задавать вопросы друг другу о сходстве и различии предметов, которые они видят. Дети самостоятельно задавали вопросы и отвечали на них. Лера Г. задает вопрос: «У птицы есть два крыла, а у самолета есть?». Вова отвечает: «Да, у самолета тоже два крыла». София Н. спрашивает: «У птицы есть хвост, а у самолета?». Рома А. отвечает: «У самолета тоже есть хвост». Маша Н. задает вопрос: «У птицы есть голова, а у самолета что?». Лев М. отвечает: «А у самолета есть кабина». Василиса М. задает вопрос: «У птицы есть клюв, а у самолета?». Ваня И. отвечает: «А у самолета есть нос». В ходе диалогов детей друг с другом звучит правильное произношение всех звуков речи, согласование существительных и прилагательных. Воспитатель похвалила ребят и обратила их внимание на иллюстрации, где были изображены разные виды воздушного транспорта.

Детям были заданы вопросы о предназначении самолетов. Дети ответили, для чего предназначен каждый, из увиденных самолетов. Воспитатель объяснила, из каких частей состоит самолет и предложила приступить к конструированию.

По окончании конструирования дети рассмотрели самолеты друг у друга, активно обсуждая результаты своих трудов.

Воспитатель подвела итог, что с такой эскадрильей самолетов можно принимать участие в Параде Победы 9 мая.

В совместной деятельности «Пригласительный билет» рассмотрены различные виды открыток, проведена беседа, как можно пригласить родителей на праздник. Для организации внимания детей было предложено посетить выставку открыток и рассказать, с каким праздником можно поздравить каждой из открыток. Дети правильно определяли назначение каждой открытки. Далее воспитатель напомнила о том, что скоро будет праздник – 23 февраля, предложила сделать пригласительные билеты для пап и дедушек на утренник в детском саду, из прямоугольного листа бумаги и декоративного украшения, показав последовательность изготовления. Дети изготовили самостоятельно пригласительные билеты.

Во время деятельности воспитатель помогала и задавала вопросы. «Какого цвета будет пригласительный билет?». Марк Л. Ответил: «Я сделаю пригласительный билет синего цвета с российским флагом». Юля Ж. ответила: «У меня пригласительный билет будет зеленого цвета и с красной звездой». Дети в связном высказывании употребляли точные и образные слова, регулировали темп речи, употребляли предлоги, согласовывали существительные и прилагательные. В совместной деятельности познакомились с новыми словами: поздравительные открытки, пригласительные билеты, декоративные элементы. По окончании выполнения работы ребятам было предложено взять пригласительные билеты домой и вручить их папам и дедушкам.

В совместной деятельности «Будка для собаки» была проведена предварительная беседа о различных домиках для животных и рассмотрены иллюстрации различных животных и их домиков, зачитаны загадки. Для организации внимания детей воспитатель занесла картонную будку с собачкой и напомнила детям, что она сделана из коробки. Также попросила вспомнить, из каких деталей состоит будка. Дети отвечали, что будка состоит из стен, крыши и лаза. Воспитатель рассказала историю о том, что на выходных у собачки родились щенки и ей стало тесно в этой будке: «Как можно помочь щенкам?». Дети решили, что необходимо сделать будки для щенков. Рассмотрев иллюстрации видов будок, сравнив их размеры, формы, ребята с помощью воспитателя изготовили модели будок из бумаги в определенной последовательности. В процессе моделирования воспитатель проводила индивидуальную работу с детьми, закрепляла у них представления о деталях, о цвете и их назначении. «Если собака маленькая, то какая будка должна быть?». Рома А. ответил: «Будка для собаки должна быть маленького размера». «А если собака большая?». Максим А. ответил: «То будка должна быть большого размера». «А кто расскажет, из каких деталей состоит будка?». Лера Г. рассказала: «Будка состоит из стен, крыши и есть лаз».При ответах дети сравнивали предметы и правильно называли их, используя умеренный темп речи, употребляли названия животных в единственном и множественном числе. Повторили слова: лаз, будка, большой, маленький. По окончании работы воспитатель похвалила детей и предложила поиграть с будками и щенками.

Таким образом, в ходе формирующего этапа был разработан и внедрен в образовательный процесс экспериментальной группы комплекс мероприятий совместной деятельности с использованием конструирования игрушек, который способствовал обучению рассказыванию детей среднего дошкольного возраста. Совместная деятельность по конструированию была направлена на составление описательных рассказов, используя объяснительную речь и рассуждение; на расширение словарного запаса слов; обучению детей правильно слышать и употреблять слова; регулировать темп и силу голоса; на правильность согласования существительных и прилагательных и связному высказыванию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: