Внимание и профессия
На человека постоянно воздействует масса различных раздражителей. Наше сознание не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты. Что-то находится в поле ясного сознания, что-то осознается не вполне отчетливо, а многое вообще не замечается. Из массы окружающих объектов человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность требует выделения объекта и сосредоточенности на нем. Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, пока человек не заострит свое внимание на том, что воспринимает или делает.
Внимание – особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности. Это направленность и сосредоточенность нашего сознания (психики) на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. В зависимости от характера объекта, на который направленно внимание, различают внешнее и внутреннее внимание. Внешнее внимание – внимание, направленное на окружающие нас предметы и явления. Внутреннее внимание – внимание, направленное на внутренний мир самого человека, его мысли, чувства, переживания и т. д.
|
|
Различают два вида внимания: произвольное и непроизвольное. Произвольное внимание требует волевых усилий, чтобы удерживать в течение определенного времени в поле зрения определенный предмет, сосредоточивать на каком-либо объекте свое внимание. Непроизвольное внимание не связано с участием воли, предмет сам обеспечивает внимание, заставляя на себя смотреть, слушать и т. д. Для многих видов деятельности очень важно развитие произвольного внимания.
Различают пять основных свойств внимания: устойчивость, сосредоточенность (концентрация), объем, переключение, распределение.
Внимание, которое осуществляет функцию контроля деятельности, неотделимо от мышления и восприятия, является обязательным условием любой профессиональной деятельности. Внимание, соответствующее требованиям определенной профессии, называют профессиональным вниманием. Оно проявляется во внимании к порядку на своем рабочем месте, к чистоте эксплуатируемого оборудования и т. д. Профессиональное внимание развивается в процессе профессионально-технического обучения. Главный стимул этого развития – общий порядок и неукоснительное выполнение всех правил учебной или производственной деятельности. Профессионально значимые свойства внимания – интенсивность его концентрации, устойчивость, быстрота переключения, широта распределения – по-разному выступают в различных видах деятельности и в разных профессиях имеют разное значение.
|
|
Существуют профессии (сборщики, корректоры и др.), в которых требуется длительное и устойчивое внимание (и периодическая его концентрация) на одном или даже нескольких объектах в течение всего рабочего дня.
Большая группа профессий, связанная с управлением движущимися механизмами (автомашины, краны, электровозы и т. д.), называется в психологии труда водительскими. Для них важны такие качества внимания, как широкое распределение и быстрое переключение, определяющие успешность управления механизмами в условиях многопланового воздействия внешнего мира. Согласитесь, трудно представить себе рассеянного водителя автомобиля или летчика, испытывающего трудности в концентрации внимания.
Едва ли в какой-либо другой профессии умение владеть вниманием играет такую важную роль, как в авиации. Из всех ошибок, совершаемых летчиками, большинство происходит из-за несовершенства владения вниманием. Полет требует от человека способности охватывать вниманием в единицу времени большое количество объектов, т. е. способности очень быстро переключать внимание при обязательном условии достаточной интенсивности и времени сосредоточения внимания на каждом из объектов, необходимых для точного восприятия. Условно это называют объемом внимания.
Для некоторых профессий высокая интенсивность и большой объем внимания во время трудовой деятельности необходимы почти постоянно, а двигательные навыки имеют гораздо меньшее значение. Эти профессии относятся в психологии труда к так называемым наблюдательным. Это диспетчеры, операторы аппаратуры и т. д.
Большинство профессий не требует повышенного внимания. Однако с развитием техники в ряде современных профессий (например, в профессиях водителя и оператора) количество объектов, требующих обслуживания, увеличивается настолько, что один человек не в состоянии охватить их своим вниманием, и тогда наблюдение за некоторыми из них передается или другим людям, или специальным автоматам.
Как управлять своим вниманием? Можно ли научиться быть внимательным, научиться искусству сосредоточения?
Развитие устойчивости внимания тесно связано с выраженностью волевых качеств человека. В книге «Закон Мерфи» Артура Блоха сказано: «необходимости концентрированного внимания всегда сопутствует непреодолимое желание отвлечься». Воспитание волевого внимания по сути сводится к воспитанию чувства ответственности и тренировке волевого усилия.
Приучайте себя любую работу выполнять внимательно, даже если она привычна для вас и легка. Помните: выполняя работу без внимания, мы воспитываем в себе невнимательность. Необходимо заставлять себя быть внимательным, учиться концентрировать свое внимание, даже если этого совсем не хочется, учиться делать внимание послушным. Например, нужно приучать себя в первую очередь выполнять те дела, которые хочется отложить «на потом»; выполнять неинтересную, но необходимую работу.
Верный путь развития внимания – приучать себя работать в самых разнообразных условиях (к примеру, в шумной и отвлекающей обстановке), стараться не замечать того, что мешает занятиям, не реагировать на посторонние раздражители. Это «закаляет», тренирует внимание.
Чтобы развить внимание, нужно тренироваться. Суть тренировок в том, чтобы в течение ограниченного времени методично, не отвлекаясь, выполнять определенное задание. Тренируйтесь в переключении внимания: сознательно и осмысленно перемещайте внимание с одного предмета на другой. Упражняйтесь в одновременном наблюдении нескольких объектов.
Помните, если человек привыкает все делать внимательно, то внимание, становясь постоянной особенностью, перерастает во внимательность, которая, как черта личности, имеет большое значение в общем, психологическом и профессиональном облике человека. Тот, кто обладает этим качеством, отличается наблюдательностью, способностью лучше воспринимать окружающее. Внимательный человек реагирует на события быстрее и переживает их часто глубже, отличается большой способностью к обучению.
|
|
Внимательность связана с большим развитием свойств внимания: его объема, сосредоточенности, устойчивости, распределения. Обладая этим качеством, человек легко сосредотачивается, у него хорошо развито непроизвольное внимание. Даже при отсутствии интереса к работе внимательный человек может быстро мобилизовать произвольное внимание, заставить себя сосредоточиться на трудном и неинтересном занятии.
Внимательность – способность человека длительное время пребывать в состоянии психологической и зрительной (слуховой) концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте. Быть внимательным – значит следить за какими-то движениями; развивать внимательность – значит учиться различать скрытые движения в людях, природе, искусстве, науке, в любом аспекте жизни.
Невнимательность характеризуется легкой отвлекаемостью, рассеянностью при слабом произвольном внимании, абсолютной неустойчивостью внимания, при котором человек все внимание направляет на один конкретный объект, не замечая ничего другого.