Завышение закупочных цен

Методические рекомендации

 по мониторингу государственных закупок

Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи сотрудникам Антикоррупционной службы и представителям общественности, заинтересованных в проведении мониторинга и анализа коррупционных риков в сфере государственных закупок (далее - госзакупки).

Целью мониторинга госзакупок является выявление и пресечение коррупционных рисков, в том числе фактов завышения закупочных цен на приобретаемые товары, работы и услуги, а также других нарушений законодательства.

 

Мониторингом охватываются все стадии конкурсной процедуры госзакупок: планирование, опубликование объявления о проведении закупок, рассмотрение заявок (до объявления победителя конкурса, заключения договора и расходования бюджетных средств).

Мониторинг проводится посредством следующих интернет ресурсов:

ü «Портал государственных закупок» (goszakup.gov.kz);

ü «Портал «Единое окно закупок» (eoz.kz).

 

Предметом мониторинга являются следующие коррупционные риски:

ü незаконный выбор метода закупа из одного источника                (в нарушение п.3 ст.39 Закона «О государственных закупках» (далее - Закон), в том числе путем разделения «дробления» лотов;

ü завышение закупочных цен (превышение от рыночной стоимости);

ü ограничение конкуренции (установление необоснованных квалификационных требований и преднамеренное определение в характеристиках принадлежность приобретаемого товара, работы, услуги в пользу отдельного потенциального поставщика);

ü аффилированность поставщика с заказчиком;

ü незаконное применение расчета демпинговой цены (демпинговой ценой признается цена, предложенная участником конкурса, которая является ниже порогового значения, определяемого правилами осуществления госзакупок (п.1 ст.26 Закона).

*****

Незаконный выбор метода закупа из одного источника, в том числе путем разделения («дробления») лотов

Для проведения мониторинга необходимо изучить  объявления и указанные в них сведения.

Дроблением закупки называют искусственное разделение одного договора на несколько более дешевых таким образом, чтобы их можно было заключить без конкурентной процедуры, т.е. с одного источника (см.ст.39 Закона).

Например, вместо одного договора стоимостью 6 млн. тенге заказчик решает заключить 6 договоров по 1 млн. тыс. Каждый из договоров укладывается в рамки малой закупки и заключается напрямую с поставщиком.

С большой долей вероятности подозрение вызовут закупки малого объема, которые имеют такие признаки:

ü договоры заключены с одним поставщиком;

ü между датами их заключения прошло непродолжительное время;

ü все договоры предполагают поставку одного и того же объекта закупки.

К примеру, в 2019 году способом дробления совершены сделки Западно-Казахстанским филиалом РГП на ПХВ «Казводхоз» Комитета по водным ресурсам Министерства экологии, геологии и природных ресурсов с ТОО «Авуар Компани» по закупу услуги аренды экскаватора на объект в Казталовском районе.

Выделенная сумма средств в двух закупах одинаковая – по 1 414 000 тенге, при этом, в одном случае закуплена услуга аренды экскаватора с экипажем, а в другом – без экипажа.

Согласно данным портала госзакупок, далее эта же услуга закуплена сособом запроса ценовых предложений от поставщиков. С тем же ТОО «Авуар Компани», предложившим наименьшую сумму – 2 791 520 тенге и составлен договор о закупках.

Для выявления незаконного выбора метода закупа из одного источника к изучению подлежат протоколы конкурсов.

Согласно действующей редакции Закона заказчик обязан провести повторный конкурс с внесением изменений в конкурсную документацию или без таких изменений.

Только в том случае, если конкурс не состоялся дважды, заказчик имеет право осуществить закупку способом из одного источника, но только по двум основаниям.

Так, согласно п.3 ст.29 Закона в случае признания повторных госзакупок способом конкурса несостоявшимися заказчик вправе осуществить госзакупки способом из одного источника в случаях:

ü отсутствия представленных заявок на участие в конкурсе. При этом потенциальный поставщик, которому направляется приглашение на участие в госзакупках способом из одного источника, определяется заказчиком;

ü представления менее двух заявок на участие в конкурсе.

При этом приглашение на участие в госзакупках способом из одного источника направляется потенциальному поставщику, представившему заявку на участие в конкурсе.

Цена заключенного договора о госзакупках не должна превышать конкурсное ценовое предложение потенциального поставщика, указанное в заявке на участие в конкурсе».

Таким образом, заказчик вправе направить компании приглашение на участие из одного источника по несостоявшимся закупкам.

Для сведения: поставщики могут вступить в сговор, чтобы повлиять на цену или поделить рынок искусственным проигрышем: определенные поставщики специально повышают ценовое предложение, подают некорректные документы или вовсе не подают предложения для обеспечения выигрыша другого.

*****

 

Завышение закупочных цен

Для выявления данного коррупционного риска необходимо сверить их стоимость с ценовыми предложениями на рынке (интернет-магазины, магазины на территории населенного пункта), статистическими данными (stat.gov.kz), аналогичными закупками на портале госзакупок (goszakup.gov.kz).

Для определения стоимости товаров, работ и услуг также используются прайсы компаний, продающих аналогичной товар как отечественных, так и зарубежных производителей, строительные нормы и правила, сборники цен на работы и услуги и т.д.

Кроме того, изучению подлежат корректировки в годовом плане госзакупок.

К примеру, ЗКГУ имени М.Утемисова видеопроектор закуплен за 218 200 тенге, тогда как цена на аналогичный товар на интернет ресурсах казахстанских компаний указана в пределах 153 000 тенге.

      Аксайский колледж закупает капусту по 350 тенге за килограмм, тогда как Акжаикский, Бокейординский и колледж района Байтерек закупают по 250 тенге. Сумма кажется не значительной.

В то же время Аксайский колледж закупает 2 тонны за 700 000 тенге, т.е. по 350 тенге, если бы этот колледж закупил бы капусту по 250 тенге то разница составила бы 200 000 тенге, а по медианной цене в 105 тенге - 490 000 тенге.

*****

 

Ограничение конкуренции (установление необоснованных квалификационных требований и преднамеренное определение в характеристиках принадлежность приобретаемого товара, работы, услуги в пользу отдельного потенциального поставщика)

Для выявления данного коррупционного риска необходимо:

ü изучить техническую спецификацию лота на предмет установки необоснованных квалификационных требований, сжатых сроков поставки товаров, работ и услуг (в соответствии с Законом, минимальный срок поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг по договору о госзакупках не должен быть менее срока, затрачиваемого на поставку товара, в том числе его изготовление (производство), доставку, выполнение работы, оказание услуги, но не менее пятнадцати календарных дней), а также подведение «затачивания» заказчиками технической спецификации под определённых поставщиков (т.е. прописывание требований до мелочей, предоставить которые можно, только если о них знать заранее и т.п.);

ü изучить наименование объявления/лота на предмет применения иного шрифта (аффилированные поставщики заранее могут знать шрифт (латиница или кириллица) названия лота, это делается для отсеивания конкурентов), достаточности времени для подготовки предложений поставщиками (сроки принятия заявок и документов могут быть слишком короткими, в таких случаях неподготовленные поставщики априори не успеют подать документы);

ü сопоставить информацию о победителе и данные в протоколах (отклонение легитимных предложений и не отклонение «подозрительных», отказ от заключения договора) со сведениями в Реестре недобросовестных участников госзакупок (goszakup.gov.kz/ru/registry/rnu);

ü сопоставить количество договоров и поставщиков на предмет выявления фактов заключения заказчиком значительного количества договоров с одним поставщиком, а также заключения договоров с поставщиками, с которыми ранее никто не работал (эти сведения также могут свидетельствовать об аффилированности).

               К примеру, Западно-Казахстанская о бластная специализированная школа-интернат комплекс для одаренных детей в техничской спецификации указывает принадлежность приобретаемой фотокамеры к выпускающей фирме.

 

*****


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: