Приём 9. «Облака мыслей»

Описание: приём интерактивного обучения.Автор Ш.А.Амонашвили. Приём сродни технике «лавинного опроса», описанной М.В. Клариным. Учащиеся приводят первые пришедшие в голову признаки, не останавливаясь на них подробно. После того, как основные характеристики перечислены, они записываются на доске или листе бумаги и систематизируются в соответствии с заданными показателями.

Пример. На уроке литературы ученикам, пишущим сочинение, рекомендуется записывать «облака мыслей» – всё, что приходит в голову в связи с темой, а потом может быть утрачено из-за неорганизованного характера этой информации. В некотором смысле такие «облака» могут служить планом сочинения.

Приём 10. «Чего больше?»

Описание: ведущий (педагог, ученик, родитель) задает вопросы и каждый правильный ответ поощряет (фишкой и др.).

Пример. Чего больше: Растений или кустов? Домов или деревянных домов? Деревянных предметов или деревянных стульев? Лесных растений или лесных ягод?

Приём 11. Приём «Реклама»

Описание: учитель предлагает прорекламировать предмет, на подготовку 5- 10 мин. Работу можно организовать в группе.

Пример. Создайте рекламу Таблице умножения. Придумайте слоган таблице умножения.

Приём 12. «Живые вещи»

Описание: развиваем фантазию, воображение.

Пример. Подумайте и скажите, на какое животное похожа парта? Постарайтесь «вписать» ее в естественные формы животного (сколько ему лет, какой у него характер, что он любит, о чем мечтает?). А на что похож школьный ранец? А бант на голове первоклассницы 1 сентября?

Приём 13. «Рядом с художником «

Описание: упражнение на развитие зрительно-художественной образности.

Пример. Произнесите монологи от имени: главного героя, его мамы, старшей сестры, младшего брата (Ф. П. Решетников «Опять двойка»); мальчика (В.А.Серов «Дети») и т.д

Приём 14 «Групповая скульптура»

Описание: развиваем навыки организационно-деловой культуры, умения учащихся взаимодействовать друг с другом.

Пример. Каждый учащийся одновременно и скульптор, и глина. Он находит свое место в соответствии с общей атмосферой и содержанием композиции. Вся работа происходит в полном молчании. В центр комнаты выходит первый учащийся (это может быть любой желающий или назначенный ведущим человек) и принимает какую-то позу. Затем к нему присоединяется второй, третий… Выполняя это упражнение, необходимо следить, чтобы получающиеся композиции не были бессмысленной мозаикой изолированных друг от друга фигур. Вариант: «застывшая» скульптура может «ожить».

Приём 15. «увеличение — уменьшение»

Описание: Увеличивать и уменьшать можно практически все: геометрические размеры, вес, рост, громкость, богатство, расстояния, скорости.

Пример. Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить?

— Хотел бы уменьшить уроки по физической культуре? А увеличить мое свободное время? Хотела бы уменьшить домашние задания? Хотел бы увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом? Хотел бы увеличить капли дождя до размеров арбуза?

Приём 16. «СУПЕРМЕН»

Описание: Методика этого вида фантазирования похожа на метод фокальных объектов:

а) выбирают несколько произвольных объектов живой и/или неживой природы; б) формулируют их свойства, качества, особенности или черты характера. Можно придумывать и новые свойства «из головы»; в) сформулированными свойствами и качествами наделяют человека.

Пример. Например, в качестве объекта («донора свойств») выбрали орла. Качества орла: летает, прекрасное зрение, питается грызунами, живет в горах.

— Человек может летать, как орел. Можно дополнить: может летать в стратосфере, в ближнем и в дальнем космосе. — Человек имеет сверхострое орлиное зрение, например видит без микроскопа клетки живых тканей, кристаллические решетки металлов, даже атомы, видит без телескопа и лучше, чем в телескоп, поверхность звезд и планет. Видит сквозь стены, идет по улице и видит, что происходит в домах, и даже сам проникает сквозь стены, как рентгеновский луч. — Человек питается орлиной пищей — грызунами, птицами. — Человек покрыт перьями.

Продолжите фантазирование этим методом, взяв в качестве исходного объекта: электрическую лампочку, рыбу (вспомните человека-амфибию), часы, очки, спичку, анабиоз (резкое замедление жизненных процессов очень удобно: денег на еду нет или жить негде — впадаешь в анабиоз) или обратное анабиозу (резкое усиление жизненных процессов, человек не ведает усталости, с невероятной скоростью двигается, из такого человека получится замечательный иллюзионист, или бегун, или непобедимый борец).

Приём 17. «УЧИМСЯ СООБЩА»

Описание: Алгоритм действий: 1.Индивидуальная работа. Маркировка на полях (знаки «?», «+», «!» и т.д.).

2.Работа в парах: обсудить текст, попытаться снять «знаки вопроса».

3.Обсуждение в четверках: учащиеся разбираются в сложных вопросах с теми, кто сидит рядом в соседнем ряду, или с теми, кто сидит на следующей парте. Если на уроке предусмотрена групповая форма работы, то после индивидуального изучения текста все «знаки вопроса» обсуждаются в группе. 4.Оставшиеся вопросы, требующие разъяснения, выносятся на обсуждение класса.

5.Учитель вносит дополнительные разъяснения.

Пример. задание: составить письмо путешественника, который побывал в …. мире насекомых или в организме человека.

Ученики должны прочитать соответствующий отрывок в учебнике или же поработать на основе уже ранее изученного материала, а затем объяснить остальным, кого мог встретить или что мог увидеть путешественник.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: