Философия России в послеоктябрьский период

Развитие философской мысли в России после Октябрьской революции 1917 г. претерпело кардинальные изменения. Многие представители религиозно-философских течений, господствовавших в конце XIX – начале XX в., были высланы или эмигрировали из страны. Разработку идей всеединства, персонализма, интуитивизма, экзистенциализма они продолжали в зарубежных странах. Благоприятные возможности для своего развития получила материалистическая философия. Ее сторонники объявили идеалистические школы «буржуазными». Однако, сложившиеся еще в дооктябрьский период философские течения (неокантианство, неогегельянство, гуссерлианство, позитивизм и др.) продолжали развиваться не только в русской эмигрантской среде, но и в первые годы существования советской России, до конца 20-х тт. Но эти направления вытеснялись из философской жизни советского общества.

Марксистское мировоззрение получило широкую государственную поддержку. Были созданы учреждения, в задачу которых входили пропаганда марксизма, подготовка научных и преподавательских кадров. Важной предпосылкой становления советской философии явилось издание и переиздание основных произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, А. Бебеля, Г. В. Плеханова и В. И. Ленина.

В конце XIX в. Г. В. Плеханов выступил как первый теоретик и пропагандист марксизма в России. Широкую известность получили его работы «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895) и «Очерки по истории материализма» (1893). Составными частями марксистской философии Плеханов считал диалектику как метод и универсальную теорию развития, философию природы и философию истории. Опираясь на принцип единства субъекта и объекта в духе материалистического монизма, он в основном интересовался воздействием объекта на субъект, недооценивая вопрос об активной роли познающего субъекта. В теории познания Плеханов фактически не принял принцип отражения, противопоставляя ему теорию иероглифов. Объяснение истории он искал в степени развития производительных сил, отдавая дань экономическому материализму, «стихийному ходу вещей». Он критиковал Ленина за «философский субъективизм».

Отношение В. И. Ленина к марксистской теории и философии, эволюционировало. В первых работах он считал, что марксизм – это наука об обществе, социология, а в межреволюционный период (1905—1917) выступал в защиту философского своеобразия марксизма и органической целостности его трех составных частей: философии, политэкономии, учения о социализме. В этот период Ленин написал собственно философские труды: «Материализм и эмпириокритицизм» (1909, 2-е изд. 1920) и «Философские тетради» (рукопись 1914—1916 гг., целиком опубликованы в 1929—1930 гг.). В первом труде он делает акцент на материализм и объективность познания как отражения действительности. Критикуя попытки эмпириокритицизма идеалистически интерпретировать новейшие открытия в физике (радиоактивности, электрона, факта изменчивости его массы и др.) как некоего «исчезновения материи», Ленин провел разграничение между философской категорией материи («объективная реальность, данная нам в ощущениях») и нефилософским ее пониманием, т. е. свойствами, отраженными в конкретно-научных представлениях о ней, которые меняются по мере развития науки. Во втором из названных трудов содержатся конспективные записи ряда философских работ и фрагментарные попытки материалистически истолковать некоторые положения гегелевской диалектики. При этом Ленин выдвинул положение о единстве диалектики, логики и теории познания и необходимости разработки диалектической логики. Позже эта тематика стала одной из приоритетных в советских философских исследованиях.

С 20-х гг. началось формирование диалектико-материалистической проблематики в качестве отдельной философской дисциплины, самостоятельного предмета изучения и преподавания. В результате сложилась советская версия философии диалектического и исторического материализма, называемая также марксистско-ленинской философией. Вследствие многочисленных идеологических кампаний был установлен жесткий партийный контроль за философскими исследованиями. В 20-х гг. развернулась дискуссия по вопросам соотношения философского мировоззрения и естествознания, всеобщего философского метода и частных методов познания. Лидерами спорящих сторон были И. И. Скворцов-Степанов и А. М. Деборин. Сторонников первого стали называть «механистами», а второго – «диалектиками». И хотя в ходе дискуссии происходило постепенное сближение дискутирующих сторон, все же победили «диалектики». Одна из причин этого заключалась в том, что «диалектики» фактически ориентировали философию на «управление» науками, «командование» ими. Эта ориентация шла в русле сложившегося во второй половине 20-х гг. понимания особой роли философии, согласно которой на нее стали возлагать задачу по теоретическому обоснованию практически-политической линии партии, по руководству всеми сферами науки и культуры. Однако со временем оказалось, что и «деборинцы» перестали устраивать сталинское политическое руководство. В 30-х гг. спорящим сторонам стали навешивать политические ярлыки: «механистам» – «правый политический уклон», а «диалектикам» – «меньшевиствующие идеалисты».

Хотя из страны была выслана значительная группа философов и ученых-немарксистов, все же некоторая часть их осталась. Г. И. Челпанов в работах по психологии придерживался дуалистического принципа параллелизма души и тела, противопоставляя этот принцип как материализму, так и спиритуализму. Г. Г. Шпет исследовал проблемы герменевтики, философии языка, эстетики, этнической психологии. М. М. Бахтин стремился применить диалектический (полифонический) метод в литературоведении, языкознании и культурологии. В философии языка он рассматривал слово как посредника социального общения, осуждал идеологизированный подход к явлениям культуры.

Отличались энциклопедизмом опубликованные в 20-х гг. работы А. Ф. Лосева. Для познания целостности («всеединства») универсума он опирался на многообразие его проявлений в философии, религии, мифологии, филологии, эстетике, математике, музыке. Лосев отрицал правомерность противопоставления идеализма и материализма, выступал за единство духа и материи, за диалектический подход к вопросу о соотношении бытия и сознания.

С конца 80-х годов начинается процесс возвращения эмигрантского философского наследия, открывается возможность восстановления утраченного единства национальной культуры.

 

Задачи для самостоятельной работы по учебным вопросам:

 

1. Объясните сущность онтологии, гносеологии, эстетики Н. Г. Чернышевского. В чем смысл такого утверждения о нем: Чернышевский стал «крестным отцом» материализма в русском мировоззрении. Используйте для этого собственные суждения мыслителя:

«…отвлеченной истины нет; истина конкретна».

«Практика - этот непреложный пробный камень всякой теории - должна быть руководительницею нашей и здесь».

2. Объясните, почему учение Л. Толстого о смысле жизни, нравственном совершенствовании и ненасилии оказало существенное влияние на мировую культуру. В чем противоречивость и ограниченность толстовской модели общества будущего?

3. Поясните философско-гносеологический смысл учения Ф. Достоевского о человеке. Прокомментируйте его тезис: «Человек … образуется всею исторической жизнью страны. Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека. Свобода не в том, чтобы сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой».

4. Дайте краткий анализ основных идей религиозно-мистического учения В. Соловьева. Объясните содержание таких идеалов автора как «свободная вселенская теократия», «вселенская церковь», идеи «оправдания добра» и «всеединства». В чем суть его тезиса о необходимости «универсального синтеза науки, философии и религии»? Что такое, по его мнению, «целевое знание» в духе теософии?

5. Назовите основные философские произведения Н. Бердяева. Почему его философское учение можно отнести к персоналистской философии, а тип философствования - к экзистенциально-филолософскому мышлению? Как он рассматривает проблему личности и ее место в обществе? Какая религиозная идея положена им в основание социальной концепции?

6. В чем утопичность проекта «регуляции природы» Ф. Федорова, его идеи воскрешения, которое должно стать основой всеобщего братства людей?

7. В чем суть русского космизма? В чем отличие и единство идей П. Флоренского и В. Вернадского о единстве человека и космоса? Какой смысл вкладывает Вернадский в понятие «ноосфера»? Прокомментируйте его тезис и актуальность:

«Человек… должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государства или их союзов, но и в планетном аспекте».

8. Чем характеризовался советский период развития русской философии? Какие функции выполняла «официальная» философия? Какое влияние на отечественную философию оказал сталинизм? Назовите имена советских философов, которые занимались историко-философскими исследованиями и проблемами.

9. Как соотносятся понятия - «свобода», «справедливость», «добро»? Что означает формула: «от отчуждения - к свободе» в применении к процессу обновления философского сознания и создания условий для формирования философской культуры мышления в современных условиях? Объясните нравственный смысл высказывания:

«…Свобода производит только свободу. И ничего другого. Ее нельзя показать в виде предмета, и уж тем более - нельзя положить в карман» (М. Л. Мамардашвили).

10. Прокомментируйте следующие суждения А. Лосева:

«История философии относится к числу тех областей знания, из которых должна складываться теория познания. Ведь только с помощью истории философии люди смогли понять, как вырабатывались формы и категории теоретического мышления, методы освоения мыслью действительности, методологическая культура».

«Должное, полноценное знание истории философии уберегает от поверхностных оценок, от ошибок и заблуждений».

Интересные факты:

· Как и Достоевский, Толстой был заядлым картежником (сегодня мы назвали бы его игроманом). И играл в карты настолько отчаянно, что однажды проиграл соседу свою «малую родину» - усадьбу в Ясной Поляне. Поскольку речь шла не о земле, а именно о доме, сосед разобрал строение по бревнышку и вывез.

· Одна из дочерей Льва Николаевича – Агриппина – не просто жила в его имении, а работала там: занималась корректурой текстов отца. Однажды, поссорившись с батюшкой, она решила ему отомстить и «вернула на прежнее место» опечатки, обнаруженные в романе «Воскресение». Первые три издания вышли со всеми «ляпсусами».

· Толстой считал главным богатством человека его возможность трудиться и всегда следовал собственным принципам, не упуская возможности подсобить ближнему. Однажды на вокзале к нему обратилась знатная дама, которая стояла с большой кладью. Писатель, не узнанный ею и принятый за носильщика, перенес вещи в нужное место, с благодарностью взял причитающуюся ему денежку и удалился. Какового же было удивление женщины, когда через год, на одном из благотворительных мероприятий, она увидела «носильщика», читающего с кафедры лекцию по-французски! Застыдившись, дама подошла к писателю с извинениями. Но Лев Николаевич утешил ее, сказав, что всё было в лучшем виде: тогда он честно заработал и получил за это вознаграждение. Толстой был истинным вегетарианцем и считал, что поедание мяса животных так же недопустимо и безнравственно, как людоедство. Он мечтал, что когда-нибудь всё человечество начнет придерживаться такой же точки зрения и перейдет на растительную пищу.

· Лев Толстой, сам имея превосходное образование, считал систему российского образования неправильно выстроенной. Особенно душа писателя болела за образование детей крестьян. Толстой даже учредил школу для крестьянских детей и стал автором педагогического журнала и нескольких учебников для детей. «Азбука», например, была изначально адресована крестьянским детям, но стала настольной и для множества дворянских ребятишек. Например, по ней учила буквы Анна Ахматова. Сам Толстой свободно владел английским, немецким и французским языками, а также знал и изучал греческий, церковно славянский, латынь, украинский, татарский, древнееврейский, болгарский, турецкий, голландский и некоторые другие языки.
Высказывания Льва Толстого

ü Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

ü …чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку.

ü Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя.

ü Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это и потому всегда будет бороться против просвещения. Пора нам понять это

ü Все приходит к тому, кто умеет ждать.

ü Сильные люди всегда просты.

ü Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся.

ü Телесный труд не только не исключает возможность умственной деятельности, не только улучшает ее достоинство, но и поощряет ее.

ü …пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь.

ü Человек, который поставит себе за правило делать то, что ему хочется, недолго будет хотеть делать то, что делает.

ü Счастье есть удовольствие без раскаяния.

ü Что бы ни случилось, не теряй бодрости…

ü Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью.

ü Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых сами они не стоят.

ü Избегай всех расходов, которые делаешь из тщеславия.

ü Одно из самых удивительных заблуждений - заблуждение о том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.

ü И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.

ü Знание - орудие, а не цель.

ü Плохие книги не только бесполезны, но и вредны.

ü Уметь любить - значит уметь все.

ü Смех рождает свежесть.

ü Доброго и умного человека можно узнать по тому, что такой человек считает других людей и лучше, и умней себя.

ü Если жизнь – благо, то благо и смерть, составляющая необходимое условие жизни.

ü Страх смерти обратно пропорционален хорошей жизни.

ü Мы не любим людей не потому, что они злы, а мы считаем их злыми потому, что не любим их.

· Достоевский, в прошлом состоявший в революционной организации Петрашевского, в романе «Бесы» описывает членов этой организации. Подразумевая под бесами революционеров, Фёдор Михайлович прямо пишет о своих бывших подельниках – это было «…противоестественное и противогосударственное общество человек в тринадцать», говорит о них, как о «…скотском сладострастном обществе» и что это «…не социалисты, а мошенники…». За правдивую прямоту о революционерах В.И.Ленин обзывал Ф.М.Достоевского «архискверный Достоевский».

· В 1873 Достоевский начал редактировать газету-журнал «Гражданин», где не ограничился редакторской работой, решив печатать собственные публицистические, мемуарные, литературно-критические очерки, фельетоны, рассказы. Эта пестрота «искупалась» единством интонации и взглядов автора, ведущего постоянный диалог с читателем. Так начал создаваться «Дневник писателя», которому Достоевский посвятил в последние годы много сил, превратив его в отчет о впечатлениях от важнейших явлений общественной и политической жизни и изложив на его страницах свои политические, религиозные, эстетические убеждения.

· «Дневник писателя» имел огромный успех и побудил многих людей вступить в переписку с его автором. По сути это был первый живой журнал.

· Циолковский построил на чердаке своего дома примитивную аэродинамическую трубу, на которой производил опыты с деревянными моделями. Накопленный им материал был положен в основу проекта управляемого аэростата. Так ученый назвал дирижабль, поскольку само это слово в то время еще не придумали. Циолковский не только первым предложил идею цельнометаллического дирижабля, но и построил его работающую модель. При этом ученый создал и оригинальный прибор для автоматического управления полетом дирижабля, а также оригинальную схему регулирования его подъемной силы. Однако чиновники из Русского технического общества отвергли проект Циолковского из-за того, что одновременно с ним с аналогичным предложением выступил австрийский изобретатель Шварц. Тем не менее Циолковскому удалось опубликовать описание своего проекта в журнале «Научное обозрение» и таким образом закрепить за собой приоритет на это изобретение.

· Не имея практически никаких приборов, К.Циолковский рассчитал оптимальную высоту для полета вокруг Земли – это промежуток от трехсот до восьмисот километров над Землей. Именно на этих высотах и происходят современные космические полеты.

· Вдохновленный идеями Циолковского, А. Беляев написал роман в научно-фантастическом жанре под названием «Звезда КЭЦ».

· Чижевского называли «Леонардо ХХ века» за ряд фундаментальных открытий в биофизике, электрофизиологии, медицине, которые признаны во всем мире. Он стал пионером новой науки – космической биологии. Он был выдвинут на Нобелевскую премию, но под давлением советских властей отказался от ее получения «по этическим мотивам». В Сорбонне – крупнейшем университете Европы среди барельефов великих мыслителей человечества находится и барельеф Александра Чижевского.

· К знаменитому лозунгу Ленина «Советская власть плюс электрификация всей страны» Чижевский прибавил «и плюс аэроионизация всей страны» - не меньше!

· Клиническую лабораторию при лагерном госпитале Чижевский превратил в научное учреждение. Он изучал структуру крови и механизм ее движения по сосудам, их связь с электричеством организма и окружающей средой. Когда кончился срок ссылки, он обратился к начальству с просьбой разрешить ему остаться, чтобы закончить начатые эксперименты.

· Стихотворение Чижевского «Галилей»:

И вновь, и вновь взошли на Солнце пятна,
И омрачились трезвые умы.
И пал престол, и были неотвратны
Голодный мор и ужасы чумы.
И вал морской вскипел от колебаний,
И норд сверкал, и двигались смерчи,
И родились на ниве состязаний
Фанатики, герои, палачи!

· Бердяев одним из первых осознал главную опасность современной научно-технической цивилизации: подавление, деформацию, упрощение личности, снижение интеллекта, угасание творческих порывов. «Человек, - писал он, - перестает жить, прислоненным к земле, окруженным растениями и животными. Он живет в новой металлической действительности, дышит иным, отравленным воздухом. Машина убийственно действует на душу, поражает прежде всего эмоциональную жизнь, разлагает целостные человеческие чувства… Современные коллективы не органические, а механические. Современные массы могут быть организованы лишь технически; власть техники соответствует демократическому веку. «Иногда представляется такая страшная утопия, настанет время, когда будут усовершенствованы машины, которыми человек мог бы управлять миром, но человека больше не будет. Машины сами будут действовать в совершенстве и достигать максимальных результатов. Последние люди сами превратятся в машины, но затем и они исчезнут за ненадобностью и невозможностью для них органического дыхания и кровообращения… Природа будет покорна технике. Новая действительность, созданная техникой, останется в космической жизни. Но человека не будет».

· Мысль Бердяева о России: «Перед Россией стоит роковая дилемма. Приходится делать выбор между величием, великой миссией, великими делами и совершенным ничтожеством, историческим отступничеством, небытием. Среднего, «скромного» пути для России нет».

 

Тесты:

 

1. ПЕРВЫЙ ИСТОРИК РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

1) Амвросий, архиепископ Московский

2) Гавриил, архимандрит (В. Н. Воскресенский)

3) Радищев

4) Чаадаев

2. ХАРАКТЕРИСТИКА, ПРИСУЩАЯ СКОРЕЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ, ЧЕМ ЗАПАДНОЙ

1) движение мысли от абстрактного к конкретному

2) приоритет правды перед истиной

3) стремление к построению систем

4) требование строгой логичности

3. АВТОР «ФИЛОСОФИЧЕСКИХ ПИСЕМ» (1829-1831)

1) Белинский

2) Герцен

3) Одоевский

4) Чаадаев

4. ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СЛАВЯНОФИЛЬСТВА

1) Белинский

2) Герцен

3) Грановский

4) Хомяков

5. ПОНЯТИЕ, ВЫРАЖАЮЩЕЕ СПЕЦИФИКУ ВОЗЗРЕНИЙ А. С. ХОМЯКОВА

1) гражданственность

2) индивидуализм

3)коллективизм

4) соборность

6. ОДИН ИЗ ВИДНЕЙШИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЗАПАДНИЧЕСТВА

1) Герцен

2) Самарин

3) Хомяков

4) Черкасский

7. В. И. ЛЕНИН НАПИСАЛ, ЧТО ОН «ВПЛОТНУЮ ПОДОШЕЛ К ДИАЛЕКТИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛИЗМУ И ОСТАНОВИЛСЯ ПЕРЕД – ИСТОРИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛИЗМОМ»

1) Белинский

2) Герцен

3) Писарев

4) Чернышевский

8. ЕГО ФИЛОСОФИЮ А. И. ГЕРЦЕН ОХАРАКТЕРИЗОВАЛ КАК «АЛГЕБРУ РЕВОЛЮЦИИ»

1) Бакунина

2) Белинского

3) Гегеля

4) Маркса

9. ПО МНЕНИЮ А. И. ГЕРЦЕНА, ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ИДЕЯ «ЗАПАДНИКОВ», ПРЕВРАТНО ИСТОЛКОВАННАЯ И ОТВЕРГНУТАЯ «СЛАВЯНОФИЛАМИ»

1) идея космополитизма

2) идея ликвидации сельской общины

3) идея правильности западного пути развития

4) идея свободы личности

10. ФИЛОСОФСКАЯ ПОЗИЦИЯ В. Г. БЕЛИНСКОГО, ВЫРАЖЕННАЯ ЕГО СЛОВАМИ: «ФАКТЫ ДОЛЖНО ОБЪЯСНЯТЬ МЫСЛИЮ, А НЕ МЫСЛИ ВЫВОДИТЬ ИЗ ФАКТОВ»

1) агностицизм

2) рационализм

3) релятивизм

4)эмпиризм

12. ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО, ОСНОВА ПРОГРЕССА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ЭТО

1) развитие государственности

2) развитие знаний

3) развитие нравственности

4) развитие производительных сил

13. ПО МНЕНИЮ Н. Я. ДАНИЛЕВСКОГО КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП ПО СРАВНЕНИЮ С ОСТАЛЬНЫМИ НАИВЫСШЕГО РАЗВИТИЯ

1) греческий

2)европейский

3) никакой

4)славянский

14. ИСХОДНЫЙ ПУНКТ ИЛИ ЯДРО «ФИЛОСОФИИ ОБЩЕГО ДЕЛА» Н. Ф. ФЕДОРОВА

1) понятие бесконечности

2) понятие небытия

3) самосознание

4) чувство родства

15. ПОНЯТИЕ, ИГРАЮЩЕЕ ОСНОВОПОЛАГАЮЩУЮ РОЛЬ В ФИЛОСОФИИ В. С. СОЛОВЬЕВА

1) абсолют

2) бытие

3) всеединство

4) идеал

16. ОТНОШЕНИЕ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО К ВОПРОСУ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

1) вопрос о смысла жизни вообще бессмыслен и ответ тоже

2) вопрос пока неразрешим, но может быть решен позже

3) нет смысла жизни

4) смысл жизни состоит в прогрессе разума

 

 










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: