Инструкция:
1. Внимательно прочитайте задание.
2. Выберите необходимое оборудование лаборатории и нормативно–справочную информацию для выполнения задания.
Последовательность и условия выполнения частей задания:
Вы можете воспользоваться: оборудованием, представленным в лаборатории, раздаточной нормативно – справочной информацией.
Максимальное время выполнения задания – 30 минут
Текст задания:
1. Охарактеризуйте особенности загрязняющего воздействия транспорта на биосферу
2. Охарактеризуйте предприятия по степени их экологической опасности
3. Задание 3. Определить категорию опасности предприятия, если известны следующие исходные данные:
1 | Сероуглерод | 2 | 0,05 | 2,84 |
2 | Алюминия нитрат | 4 | 0,006 | 2,5 |
1 Особенности загрязняющего воздействия транспорта на биосферу
Как было показано выше, при эксплуатации транспортных средств выделяются газообразные (оксиды серы, азота, угарный газ, различные углеводороды, продукты неполного сгорания и разложения топлива переменного состава), парообразные (тетраэтилсвинец и другие вещества), жидкие (сточные воды переменного состава) и твердые (золы) загрязняющие вещества.
|
|
Транспортные средства, работающие на карбюраторных двигателях, сильно загрязняют среду угарным газом, тетраэтилсвинцом (его в атмосферу поступает более 8 тыс. т ежегодно), оксидами азота и углеводородами.
Транспортные средства, работающие на дизельных двигателях, в меньшей степени загрязняют среду СО, но в большей — оксидами серы и азота.
За счет работы транспортных средств возникает фотохимический смог, связанный с поступлением в атмосферу оксидов азота, углеводородов, кислорода и паров воды. Под воздействием солнечной радиации образуются оксиданты, отравляющее воздействие которых очень велико и превышает таковое для других веществ, поступающих в атмосферу.
Продукты превращений различных загрязнителей, находящихся в атмосфере, попадают в почву и природные воды.
Уход за транспортными средствами требует большого расхода воды и сопровождается образованием сточных вод. Сточные воды станций техобслуживания содержат суспензии твердых веществ, эмульсии масел, а также растворы солей и моющих средств. Попадание таких вод в природные водоемы или в почву приводит к загрязнению последних.
И атмосфера, и гидросфера, и почвы загрязняются в результате нарушения правил перевозки грузов и различных аварий на транспорте. Большое количество нефти и нефтепродуктов, угля, различных солей попадают и в реки, и в моря, и в литосферу. Однако обнаружено, что нефть как загрязняющее вещество попадает в среду обитания (Мировой океан) преимущественно через сливные воды, образующиеся при отстое транспортируемой нефти.
|
|
Атмосфера является мощным загрязняющим фактором природных вод и литосферы, так как более 50% всех загрязнений, поступивших в нее, попадает в Мировой океан и на сушу. Поэтому автомобильный, наземный железнодорожный и другие виды наземного транспорта являются источником загрязнения и гидросферы, и литосферы.
Помимо того, что транспортные средства выделяют большое количество продуктов сгорания топлива, все виды транспорта являются источником теплового и шумового загрязнения, а также электромагнитного излучения.
2 Предприятия по степени потенциальной экологической опасности подразделяются на следующие группы (группы риска): 1) особо опасные (ООП); 2) опасные (ОП); 3) малоопасные (МП).
К особо опасным обычно относятся предприятия, аварии и катастрофы на которых могут привести к масштабным последствиям для региона, а кроме того вызвать трансрегиональное загрязнение окружающей среды. На данных объектах используется, производится и хранится большое количество высокотоксичных веществ, таких как хлор, акрилонитрил, аммиак, оксид этилена, цианистый водород и др. К этой группе следует отнести предприятия химической и нефтеперерабатывающей промышленности.
К опасным обычно относятся предприятия, экологические аварии на которых могут привести к последствиям средней тяжести для окружающей среды и других реципиентов. Эти объекты, как правило, содержат опасные химические вещества, объем которых недостаточно велик, либо невелика их токсичность. К этой группе можно отнести предприятия перевозки железной дороги, машиностроения, жилищно-коммунального хозяйства, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
К малоопасным относятся предприятия, аварии на которых не приводят к значительным последствиям для окружающей среды и третьих лиц, причем вероятность возникновения подобных аварий не велика. В эту группу следует включить предприятия легкой и пищевой промышленности.
4. Задание 3. Определить категорию опасности предприятия, если известны следующие исходные данные:
№ | Загрязняющее вещество | Класс опасности | ПДКс.с. | Выбросы загрязняющих веществ |
1 | сероуглерод | 2 | 0,05 | 2,84 |
2 | Алюминия нитрат | 4 | 0,006 | 2,5 |
Категории опасности предприятия (КОП) рассчитывается по формуле:
где: Мi – суммарная масса выброса i -того вещества по предприятию, т/год;
n – количество загрязняющих веществ, выбрасываемых предприятием;
ai - безразмерная константа, позполяющая соотнести степень вредности i -того вещества с вредностью сернистого газа, определяется по таблице 3.1;
ПДКі – средне суточное значение предельно допустимой концентрации і -того вещества.
Таблица 3.1 – Безразмерная константа
Таблица 1 – Безразмерная константа
Константа | Класс опасности | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
ai | 1,7 | 1,3 | 1,0 | 0,9 |
Таблица 2 – Граничные условия для деления предприятий на категории опасности
Категории опасности предприятия | Значение КЛП |
1 | КОП >1000000 |
2 | 1000000>КОП>10000 |
3 | 10000>КОП>1000 |
4 | КОП<1000 |
Cероуглерод
константа -
выбросы загрязняющих веществ
Алюминия нитрат
константа - - 0,9
выбросы загрязняющих веществ