Ознакомление со словом. Ознакомление с предложением. Ознакомление со словесным составом предложения. Ознакомление со слоговым строением слова. Подготовка к обучению письму

При формировании представлений о слове можно выделить два основных момента: вычленение слова из потока речи раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы. В старшей и подготовительной группах проводится специальная работа по ознакомлению детей с понятием «слово» (хотя по некоторым рекомендациям проводят и со второй половины года в средней группе).

Можно использовать стихи Е. Серовой из книги «Подскажи словечко» (М., 1972):

Гладко, плавно лился стих, От кого, мои друзья,

Вдруг споткнулся и притих, Убежать никак нельзя?

Ждёт он и вздыхает: Неотвязно в жаркий день

Слова не хватает! Рядом с нами бродит (тень)

Чтобы снова в добрый путь Говорю я брату: «Ох!

Стих потёк, как речка, С неба сыплется горох!»

Помоги ему чуть-чуть, «Вот чудак, – смеётся брат, –

Подскажи словечко. Твой горох ведь это (град).

 

Эти стихи можно использовать и на занятиях по развитию речи. Из книги А Шибаева «Точка, точка, запятая» (М.,1970) можно использовать стихотворения, помещённые в разделе «Волшебные слова»:

Есть волшебные слова Зверёк, зверёк, куда бежишь?

Скажешь слово – Как звать тебя, малышка?

Слышишь два. Бегу в камыш, камыш, камыш,

– У меня, – промолвил дед, – Я – мышка, мышка, мышка.

Ни забот, ни горя нет,

Захочу – отдохну,

Есть моложе руки:

Чуть кивну, кивну, кивну,

Мчатся внуки, внуки!

 

Читая такие стихи, двойные слова произносим без пауз, несколько раз подчёркивая слоги, особенно ударный (ка-мыш, ка-мыш и т.д.). После прочтения стихотворения, необходимо спросить детей: «Какие два похожих по звучанию слова вы слышали?» Эти задания полезны тем, что учат вслушиваться в слова. Педагог даёт ребятам задания, выполняя которые, они сами вспоминают и произносят разные слова. Подобные упражнения способствуют тому, что дошкольники усваивают значение слова «слово». Педагог просит детей объяснить значение любого слова (мяч – это игрушка, он прыгает и т.д.), дети не могут дать точное определение, но они, таким образом, учатся понимать слова. Педагог должен это желание, узнавать значения слов поддерживать в детях. Далее следует объяснить, что не все слова имеют значение, и объяснить, что это даже не слова, а только наборы звуков, в которых нет смысла: пы, Ра, мо, Затем можно прочитать стихотворение И.Токмаковой:

Ложка – это ложка, Ложкой суп едят,

Кошка – это кошка, У кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка, Тряпкой вытру стол.

Шапка – это шапка. Оделся и пошёл.

А я придумал слово, Смешное слово – плим.

Я повторяю снова – плим, плим, плим…

Вот прыгает и скачет – плим, плим, плим,

И ничего не значит плим, плим, плим.

Далее ведётся работа по осмыслению значений слов значит, смысл, значение. Это необходимо для того, чтобы воспитатель продолжал включать такие слова в формулировки заданий, и дети понимали, о чём идёт речь. Работая над смысловой стороной, включаем задания на употребление синонимов и антонимов (Подберите слова близкие по смыслу к слову Бежать; подберите слова с противоположным значением к слову лёгкий,) а также с многозначными словами (Земля). В подготовительной группе можно познакомить детей с омонимами (коса, бор, мир) и паронимами (соседний, соседский, одеть, надеть). Познакомить со словообразованием (заяц-зайчик- зайчонок-зайчишка;бежать-прибежать-убежать-добежать и т.д.).

С понятием «слово» знакомим детей и используя художественную литературу. Г.А. Тумакова советует использовать сказку бр. Гримм «Горшок каши», рус. нар. ск. «По щучьему веленью», К. Чуковского «Айболит», «Жил на свете человек» и т.д.

С этой же целью используем игры: «Чёрное и бело», «Телефон», «Эхо», «Скажи наоборот».

Таким образом, у детей воспитывается внимание к слову, практическим путём усваивается значение слова «слово», дети начинают воспринимать его как самостоятельную единицу речи и верно используют в своих высказываниях.

 

4. Ознакомление с предложением.

Работа над предложением начинается с выделением предложений из речи. С этой целью воспитатель может составить небольшой рассказ или рассказ по картине, этот принцип занятия разработан Р.И. Жуковской и Л.А. Пеньевской.

Затем дети на этом занятии и на следующих составляют предложения по игрушкам или картинкам. А воспитатель помогает им установить, о ком или о чём составлено предложение, что в нём говорится, т.е. вычленить смысловую сторону предложения. Необходимо так же показать, что одну и ту же мысль можно выразить по-разному. (Белка прыгает по деревьям. Белка ловко прыгает с дерева на дерево).

Можно показать детям, как графически изображается предложение:

 
   

 

 

(Начало показываем уголком, а потом сплошная черта, в конце ставим точку).

В дальнейшем дети упражняются в определении количества предложений в тексте. Текст произносим с паузами, а дети изображают предложения в схемах. Затем проверяется правильность выполнения заданий.

Необходимо также поработать с набором слов. Предлагаем детям определить предложение это или нет (Бабушка, внучка, любит). (Да это не предложение, это просто отдельные слова, чтобы получилось предложение, необходимо правильно произнести слова, Давайте попробуем). Составьте предложение про бабушку, а теперь про внучку (спрашиваем детей по очереди).

Для закрепления представлений о предложении используются такие приёмы, как придумывание предложений с заданным словом; придумывание предложений, которые начинались бы с заданного слова; составление предложений по 2-ум картинкам; придумывание названия к картине; сочинение короткой сказки о лисе и др.

Всё это подводит детей к пониманию того, что наша речь состоит из предложений, и о каждом предмете или явлении можно сказать предложением, но не каждый набор слов мы можем назвать предложением, а только такой, в котором слова связаны между собой по смыслу. Овладение словом «предложение» подготавливает детей к анализу словесного состава предложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: