Цель: оцените деятельность, заполнив следующую тестовую карту оценки стиля коммуникативной деятельности
Профессиональные качества | Баллы | Профессиональные качества |
Доброжелательность | 5 4 3 2 1 | Недоброжелательность |
Заинтересованность в качестве занятий | 5 4 3 2 1 | Безразличие |
Поощрение инициативы учащихся | 5 4 3 2 1 | Подавление инициативы учащихся |
Открытость в общении (свободно выражает свои чувства) | 5 4 3 2 1 | Закрытость (стремится не выходить за рамки социальной роли, беспокоится за свой престиж) |
Активность в общении | 5 4 3 2 1 | Пассивность (пускает общение на самотек) |
Гибкость в разрешении возникающих конфликтов и проблем | 5 4 3 2 1 | Жестокость (не видит проблем, игнорирует конфликт) |
Учет индивидуальных особенностей учащихся в общении | 5 4 3 2 1 | Отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся в общении |
Требовательность в пределах разумного | 5 4 3 2 1 | Завышенная, ничем не оправданная требовательность и категоричность в суждениях |
Ключ:
|
|
40-30 баллов. Это модель активного взаимодействия. Педагог достиг вершин своего мастерства, свободно владеет аудиторией, постоянно находится в диалоге с обучаемыми, поощряет их инициативу, чувствует изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на него. Демократический стиль общения, стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.
29-20 баллов. Педагог владеет приемами общения вполне удовлетворительно. Его коммуникативная деятельность довольно свободна по форме, он легко входит в контакт с обучаемыми. При этом в общении ориентируется в основном на наиболее активную часть коллектива. Занятия проходят оживленно, но не всегда достигают поставленной цели. Имеют место безупречная логика изложения и аргументация фактов, отшлифованы мимика и жесты, но педагог не владеет чувством постоянно меняющейся ситуации общения. Как следствие – низкий эффект педагогического взаимодействия. Это модель дифференцированного внимания и негибкого реагирования. Демократически-либеральный стиль общения.
19-11 баллов. Авторитарная модель поведения педагога. Низкая оценка коммуникативной деятельности. Имеет место односторонняя направленность учебно-воспитательного воздействия со стороны педагога. Незримые барьеры общения препятствуют живым контактом сторон. Аудитория пассивна, инициатива подавляется доминирующим положением педагога.Его стиль уподобляется авторитарной или неконтактной модели общения.
|
|
10-5 баллов. Всякое взаимодействие с учащимися отсутствуют. Общение развивается по моделям диктаторского или гипорефлексивного стиля. Оно обезличено, по психологическим содержанию анонимно. Педагогические функции ограничиваются лишь информационной стороной. Стороны процесса общения существуют изолированно друг от друга.