Согласно [2] дорога расположена в V дорожно-климатической зоне. По характеру и степени увлажнения рассматриваемый участок относится к I типу местности. Испарение осадков происходит интенсивнее их выпадения. Свободный сток обеспечен естественным уклоном местности.
Почвы района строительства
Почвообразующие материнские породы – известняки, песчаники, мергели, сланцы, порфириты мезозойского периода. Широкое распространение карбонатных пород определяет развитие разновидностей карбонатных почв. В зоне предгорий черноземовидные почвы, под смешанными и хвойными лесами, развиты бурые лесные подзолы.
Почвенный слой закреплен хорошо, корневой системой травянистого покрова и кустарников.
В результате анализа пространственной изменчивости свойств грунтов, с учетом данных о геологическом строении площадки и литологических особенностях пород на участке строительства автомобильной дороги выделены 6 инженерно-геологических элементов:
1. ИГЭ №1 – почвенно-растительный слой;
2. ИГЭ №2 – Солончаки 1 и 2 группы;
3. ИГЭ№3 – Суглинки тяжёлые;
4. ИГЭ №4 – Тяжёлые суглинки с включениями гравия до 12%;
5. ИГЭ №5 – Алевролиты кварцевые и полеватошпатовые;
6. ИГЭ №6 – Глины алевритовые;
Растительность района строительства
Растительность ксерофитная и галофитная, часто - на песчаных грунтах. Равнинная часть представлена колючекустарниковой степью и лесными элементами. Здесь, наряду с дико-злаковым разнотравьем, широко распространены из кустарников – боярышник, шиповник, а древовидных – можевельник продолговатый.
Показатели, характеризующие густоту леса, приведены в таблицы 1.9
Таблица 1.8 – Характеристика густоты леса в районе строительства
Характеристика леса | Примерный выход древесины с 1 га, плотные м3 | ||||||
По крупности | Диаметр, см | По густоте | По числу деревьев на 1 га | Всего | В том числе | ||
Ствола | Пня | Деловой | Дровяной | ||||
Средней крупности | До 32 | До 34 | Редкий | 170 | 80 | 70 | 10 |
Мелкий | До 24 | До 26 | Густой | 960 | 170 | 145 | 25 |
ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА УЧАСТКА НОВОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ
Общие положения
Проект организации строительства автомобильной дороги «Южное-Восточное» от ПК 00+00 до ПК 156+00 в Республике Дагестан составлен в соответствии с нормативными документами [1, 3, 8]. Основные решения по схеме организации строительства и методы производства работ приняты из условия их максимально возможной индустриализации и механизации.
Природные условия для строительства участка дороги приведены в 1 разделе настоящего проекта.
Общая организационно-технологическая схема определяет оптимальную последовательность возведения временных и постоянных сооружений, этапы строительства и технологическую последовательность работ и включает в себя подготовительный и основной период.
Подготовка строительного производства включает в себя организационно-подготовительные мероприятия и внутриплощадочные подготовительные работы.
В организационно-подготовительные мероприятия включаются:
- заключение договоров на поставку конструкций, оборудования и строительных материалов;
- отвод земельных участков для строительства, в том числе для площадок временных мобильных зданий и сооружений:
- детальное ознакомление с условиями строительства.
В состав внутриплощадочных подготовительных работ входят:
- инженерная подготовка территории строительства, включающая геодезическую разбивку границ строительной площадки;
- работы по срезке и складированию грунта и вертикальной планировке территории;
- подготовка территории для размещения строительных и монтажных площадок;
- размещение складов материалов, металлических и ж/б конструкций;
- обеспечение строительства противопожарным водоснабжением и инвентарем;
- ограждение территории строительства и закрепление границ производства работ знаками.
Для производства и выполнения строительно-монтажных работ на автомобильной дороге «Южное-Восточное» от ПК 00+00 до ПК 156+00 проектом организации строительства предусмотрен вахтовый метод производства работ в виду значительного удаления места производства работ от постоянного места проживания некоторых работников (согласно Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ).
Целесообразность применения вахтового метода на объекте:
- необеспеченность трудовыми ресурсами в местах производства работ;
- высокие темпы работ и, как следствие, сокращение сроков строительства;
- значительное удаление объекта от места дислокации строительной организации и постоянного места проживания работников.
Доставка рабочих к месту работы производится служебным транспортом.
Комплектование подразделений для выполнения отдельных видов строительных работ производится исходя из объемов работ данного вида, их трудоемкости и специфики выполнения.
Потребность в строительных материалах и машинах для выполнения работ определена по ГЭСН и действующим типовым проектам. Механизация строительных, монтажных и специальных строительных работ должна быть комплексной и осуществляться комплектами строительных машин, оборудования, средств малой механизации, необходимой монтажной оснастки, инвентаря и приспособлений.
Ввиду того, что проектом надлежит устраивать насыпь, которая на всём своём протяжении выше 1,5 м и с ЦБ покрытием, которое в таком случае устраивается через год после возведения насыпи, а на строительство выделено 2 строительных сезона, то целесообразно разделить дорогу на 2 пусковых комплекса:
Протяжённость I пускового комплекса: ПК 0+00 — 80+00
Протяжённость II пускового комплекса: ПК 80+00 — 156+00
Перед началом работ необходимо учесть влияние температуры воздуха на производство работ [9], как показано в таблице 2.1 и 2.2.
Таблица 2.1. Влияние температуры воздуха на производство работ
Группа работ | Наименование работ | Минимальная средняя температура воздуха, °С | Допустимые даты начала и окончания работ | |
0 | Сосредоточенные земляные работы, устройство оснований из каменных материалов, обустройство и обстановка дороги, строительство искусственных сооружений из металла, сборных бетонных и ж/б конструкций. | Без ограничений | Круглогодично | |
I | линейные земляные работы, отделка и укрепление ЗП, строительство слоев дорожной одежды из каменных материалов, шлака и песка, устройство ограждений. | ≥0 | 04.03 | 26.12 |
II | устройство слоев ДО из минеральных материалов и грунтов, обработанных органическими вяжущими в установках, устройство оснований и покрытий из а/б, ц/б, ш/б, и грунтов, обработанных неорганическими вяжущими путем смешения на дороге. | Весной ≥ +5 Осенью ≥ +10 | 20.03 | 19.10 |
Продолжение таблицы 2.1
III | устройство оснований и покрытий из материалов, обработанных органическими вяжущими путем смешения на дороге | ≥ +10 | 14.04 | 28.10 |
IV | Устройство поверхностной обработки с применением органических вяжущих | ≥ +15 | 08.05 | 30.09 |
Рис. 2.1. Дорожно-климатический график г. Южно-Сухокумск
Таблица 2.2. Сроки основных работ
Субъект | Возведение земляного полотна, устройство дорожных оснований | Устройство цементобетонных покрытий | ||||||
Начало строительного сезона | Окончание строительного сезона | Календарная продолжительность строительного сезона | Количество нерабочих дней по метеорологическим условиям | Начало строительного сезона | Окончание строительного сезона | Календарная продолжительность строительного сезона | Количество нерабочих дней по метеорологическим условиям | |
Дагестан | 20.03 | 01.12 | 257 | 10 | 20.03 | 20.11 | 246 | 9 |
Началом строительного сезона принято 08.04.2021, а его окончание назначено на 30.09.2022. Плановая календарная продолжительность строительного сезона составит 503 дня. В данный период предусматривается 26 праздничных, 74 выходных, 20 нерабочих дня по метеорологическим условиям, 130 дня на простои по техническим причинам.