Конспект родительского собрания

 

Тема собрания: «Трудовое воспитание в семье»

Форма проведения: классическое

Вид родительского собрания: информационно – просветительское

Участники: родители, воспитатель.

Место проведения: музыкальный зал

Максимальная продолжительность – 1 – 1,5 часа

Оборудование и наглядность: компьютер, монитор, ручки и листы бумаги, чтобы они могли записать интересующую их информацию.

Предварительная работа

1. Определение вида, формы, этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.

2. Изучение воспитателями и другими организаторами собрания научно – методической литературы по рассматриваемой проблеме.

3. Разработка сценария собрания.

4. Разработка проекта решения собрания, рекомендаций, памяток родителям.

5. Организовать фотоотчетов «Труд детей в ДОУ».

6. Подготовить слайд-шоу о трудовой действиях детей в дошкольном учреждении.

Цель собрания: информировать родителей о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей в семье.

Задачи:

ü Разработать и показать родителям этапы приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи через трудовую деятельность;

ü Расширить представления родителей о возможности развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста;

ü Реализовать способы взаимодействия с семьями воспитанников.

Ход собрания

Вводная часть

Беседа

Нередко родители с огорчением рассказывают, что их дети не любят и не умеют трудиться, неохотно выполняют поручения старших, мало заботятся о том, чтобы самостоятельно по мере своих сил обслужить себя; они пытаются переложить любую работу на мать, отца, бабушку. Подчас такие дети не проявляют усидчивости, настойчивости и в учении.

В чём дело? От природы ленивы эти дети? Конечно, нет! Основная причина заключается в том, что родители не воспитывали у своих ребят с раннего возраста трудолюбия, интерес и уважение, как к физическому, так и умственному труду.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:

ü  приобщение к труду через самообслуживание;

ü  постепенный переход от самообслуживания к труду для других;

ü постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;

ü тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;

ü организация обучения выполнению трудовых операций;

ü формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;

ü учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;

ü поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;

Необходимо помочь ребенку ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость оттого, что его деятельность полезна окружающим.

Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.

Вы дали ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: «Ты все еще подметаешь? Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться» Ни в коем случае! Лучше всего дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: «Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?» Но если вы сумеете набрать терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.

Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины и прочие дела – не перечислить, как их много. Изо дня в день повторяется одно и тоже, никуда от этого не деться. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни.

Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а в месте с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: «Ты отдохни – я сам почищу картошку».

Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание, и не важно, кем станет ребенок, когда вырастет – летчиком, поваром, рабочим. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка.

Основная часть

Рассмотрим несколько ситуаций

Ситуация первая. Папа закрепляет полку на кухне. Приготовил инструменты, дрель. Ребёнок «крутится» около папы и пытается достать из ящика инструменты.

Реакция папы: «Не путайся под ногами. Мне твоя помощь не нужна! Пойди, посмотри телевизор. Нечего тебе на кухне делать».

Согласны ли Вы с папой?

Как бы Вы повели себя в такой ситуации?»

Ситуация вторая. Мама поручила шестилетнему Ване вычистить ковер, когда мальчик закончил работу, которую выполнил старательно, мама заметила на ковре оставшиеся соринки и, ничего не говоря сыну, взялась за чистку ковра сама. Огорченный Ваня ушел в комнату и просидел там до вечера.

Правильно ли поступила мама, взявшись демонстративно переделывать работу сына?

Как следовало верно, поступить в данной ситуации?

Ситуация третья. Лена 5 лет, капризничает, она хочет скорее идти гулять и не желает собирать игрушки.

– «Пусть бабушка убирает их одна!»- говорит Лена.

Бабушка пытается воздействовать на девочку разными способами, но ничего не помогает.

Как бы Вы поступили в такой ситуации?

Ответ. Бабушка взяла куклу и обратилась к девочке от её лица. Попросила помочь убрать игрушки. Лена согласилась, уборка была быстро закончена.

Дискуссия

1. «Какой труд в семье вы считаете посильным (необходимым) для своего ребенка?»

2. «Труд – необходимость или обязанность?»

Ответ:

Родительский пример, как метод воспитания, занимает важнейшее место в процессе формирования личности ребенка. Там, где нет положительного трудового примера родителей, дети без просьбы или принуждения не помогут ближнему, товарищу, постороннему человеку. Склонность к подражанию сохраняется в подростковом возрасте. В процессе повседневного общения со взрослыми подростки перенимают его отношение к труду, которое наблюдают в совместной трудовой деятельности с ними. Если дети являются свидетелями и активными участниками положительного трудового примера, то у них воспитывается трудолюбия. И наоборот. Плохо, если родители отрицательно отзываются о своей работе в присутствие детей. Слушая их, дети проникаются неуважением не только к специальности родителей, но и к труду вообще. Большое воспитательное значение имеет педагогический такт при оценке детского труда. Если родители не замечают старательности ребенка при выполнении трудовых поручений, то стечением времени она у него исчезает.

В семье, где правильно организовано хозяйство, в доме всегда чисто, каждой веще отведено место, для каждого вида работы есть необходимые орудия труда. Трудовые обязанности распределены так, что каждый член семьи загружен соответственно своим силам и возможностям. Тяжелые работы выполняются сообща, неприятные – поочередно. Дети обязательно участвуют в домашнем труде. По мере роста и приобретения трудового опыта усложняются их поручения и обязанности. Все члены семьи спокойно, в хорошем настроении, без нервозности и суетливости, добросовестно выполняют свои обязанности. У старших это привычка – у младших подчинение семейной традиции.

Уважаемые родители! Предлагаем Вам заполнить анкету. Правильно ли вы оцениваете результаты труда своих детей.

Анкета является анонимной

1. Имеет ли Ваш ребенок трудовые обязанности в семье?

2. Как он относится к выполнению своих обязанностей?

3. Поощряете ли Вы ребенка за выполнение ими своих обязанностей?

4. Наказываете ли Вы ребенка, если он не выполняет своих обязанностей?

5. Привлекаете ли Вы ребенка к совместной работе?

6. Есть ли в семье разногласия по поводу трудового воспитания?

7. Какой труд Вы считаете предпочтительным для вашего ребенка?

Педагогические рекомендации для родителей:

• Приобщать ребенка к трудовым делам семьи как можно раньше;

• Закрепить за дошкольником постоянные обязанности, за выполнение которых он несет ответственность;

• Не допускать отступлений от принятых взрослыми требований, иначе ребенок будет уклоняться от выполнения своих обязанностей;

• Не наказывать ребенка трудом: труд должен радовать, приносить удовлетворение;

• Учить ребенка трудиться, прививая ему элементарные навыки культуры трудовой деятельности: рациональные приемы работы, правильное использование орудий труда, планирование процесса труда, завершение труда;

• Не давать ребенку непосильных поручений, но поручать работу с достаточной нагрузкой;

• Не торопить, не подгонять ребенка, уметь ждать, пока он завершит работу сам;

• Не забывать благодарить ребенка за то, что требовало от него особых стараний;

• Сделанное своими руками ребенок ценит и бережет, поэтому необходимо привлекать его к общественно полезному труду. С этого начинается воспитание бережного отношения к общественному достоянию.

Решение собрания:

1. Определить детям постоянные трудовые обязанности, которые будут им по силам.

2. Не прибегать к наказанию трудом.

3. Приучать детей к бережливости, учить ценить свой и чужой труд.

4. Воспитывать у детей уважение к любому труду, необходимому людям.

5. Принимать активное участие в совместной воспитательной работе по трудовому воспитанию учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: