Роль физкультуры и спорта в формировании личности

Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок.

Спорт - это школа воспитания мужества, характера, воли. Спортивная деятельность позволяет юному спортсмену стойко переносить трудности, нередко возникающие у ребенка в школе, в семье, в других жизненных ситуациях.

Особое значение имеет состояние здоровья. Здоровье человека обусловлено как биологическими, так и социальными факторами и имеет, можно сказать «двойную детерминацию». Физическая культура и массовый спорт способствуют профилактике и снижению целого ряда заболеваний.

Общекультурные связи возникают в результате его многосторонних связей с другими общественными явлениями. Основной целью и важным фактором вовлечения населения (особенно молодёжи) к регулярным занятиям физической культурой и спортом является всестороннее и гармоничное развитие личности. Физическая культура и спорт используется как средство охраны и укрепления здоровья человека от самого раннего детства до преклонного возраста. Использование средств физической культуры и спорта в процессе жизнедеятельности способствует профилактике самых различных заболеваний. Особое значение в оздоровлении населения имеет поддержание здорового образа жизни.

Спорт представляет возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Оздоровительно-рекреативная функция спорта положительно влияет на функциональные возможности организма человека, особенно это ярко выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоценимо.

Большую роль отводится современному спорту и в работе с взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-технического прогресса с характерным для него резким уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту. Спорт является одной из популярных форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно это проявляется в массовом спорте, где не ставится цель достижения высоких спортивных результатов. Функция социальной интеграции и социализации личности в спорте является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщая к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений.

Спортивное движение как массовое социальное течение приобрело немалое значение и в качестве одного из факторов социальной интеграции, т. е. сближения людей и объединения их в группы, организации, союзы, клубы на основе общих интересов и деятельности по их удовлетворению. Спорт давно уже занял одно из ведущих мест в международном общении. Неудивительно, что международные спортивные связи выросли в нашу эпоху до глобальных размеров, а такие формы спортивного движения, как «спорт для всех» и Олимпийское движение, стали широчайшими интернациональными течениями современности.

 

Диалектика и метафизика.

Диалектика представляет собой систему философского знания о развитии.

Метафизика – философское учение, которое рассматривает явления вне их взаимных связей и вне развития.

Противоположность диалектики и метафизики как подходов к развитию рассматривалась в марксизме. К. Маркс использовал диалектику как метод для исследования политико-экономических процессов. Он ввел в диалектику субъективизм и возможность исторической оценки экономических и политических событий.

Понятие диалектики

Диалектика – это:

· специфический метод философского аргументирования, некоторый способ и форма теоретического мышления, оперирующего и исследующего противоречия, детерминирующие мысленное содержание данного мышления;

· философский концепт об изменчивости бытия, вечном его становлении;

· процесс «кристаллизации» истины, который осуществляется посредством формулирования множества вопросов и ответов на них;

· наука, в рамках которой протекают процессы дифференциации и связывания понятий (противоположностей) в целях получения сверхчувственной сущности вещей (по Платону);

· учение о корреляции противоположностей;

· механизм нивелирования иллюзий человеческого разума, который запутывается в противоречиях в процессе своего естественного стремления к формированию цельного и абсолютного знания (трактовка предложена Кантом);

· целостный метод познания противоречий, которые обнаруживаются в качестве внутренних движущих механизмов развития бытия, духа, истории.

Древнегреческая диалектика

Диалектика как вид философского мышления появилась в древнегреческой философии.

Элеаты (Элейская школа) считали, что только объяснимое действительно. Ничто не может быть действительным без рационального объяснения.

Гераклит утверждал, что в мире все пребывает в движении, все течет и меняется, все существует и в то же время не существует, находится в неизменном процессе появления и исчезновения.

В отличие от Гераклита, заложившего базы беспристрастной диалектики, т.е. диалектики наружного, вещественного мира, Сократ считается основоположником субъективной диалектики, т.е. диалектики идей, понятий, составляющих суть человеческою мышления. Сократ указывал, что познание истины всегда достигается преодолением противоречий. Диалектический метод Сократа – это учение о преодолении противоречия (или круга противоречий), отрицании противоречия и недопущении противоречия.

Платон считал диалектику чистым, изнутри развивающимся мышлением.

Аристотель сделал попытку обобщений труднейших противоречий как базисной категории диалектики в целом.

Диалектика И.Канта

Диалектика И. Канта основывается на чувстве, рассудке и человеческом разуме. По утверждению Канта, все в этом мире подчинено рассудку, потому что через него происходит познание всего окружающего мира. Диалектика Канта призвана отражать противоречия не самих вещей, а лишь противоречия мыслительной деятельности, направленной на познание этих вещей, тем самым становится очевидна субъективность кантовской диалектики. Именно потому, что в ней происходит противопоставление содержания знаний и их логической формы, предметом диалектики становятся сами эти формы.

Диалектика Г.Гегеля

Первое действительное применение диалектики как мыслительного процесса, выводящего целую систему определений из одного общего понятия, можно отметить у Гегеля. Он отождествляет имманентную диалектику нашего мышления с трансцендентным логосом всего сущего. Диалектическое мышление есть собственное сознание сущего или его сознание о себе самом, причем вне этого сознания сущего нет.

Диалектика Г. Гегеля конструирует подвижную, динамическую систему понятия средством которой реализуются такие важные принципы диалектики, как принцип всеобщей, универсальной связи и принцип развития. В качестве внутреннего источника развития Г. Гегель рассматривал противоречие.

Гегель утверждает, что развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: есть определенный тезис, к которому всегда находится антитезис – его полная противоположность. При взаимодействии двух противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, которое так же становится тезисом, но на другом уровне развития. Данный процесс повторяется постоянно, а каждый новообразованный тезис имеет всё более высокий уровень развития. Согласно теории Гегеля, движущей основной прогресса являются противоречия.

Положительная диалектика В. Соловьева утверждает, что логическое содержание нашего чистого мышления тождественно с логическим содержанием сущего. Соловьев указывал, что поскольку наш разум есть отраженное проявление сущего в его общих логических определениях, постольку мы можем иметь и соответствующие, адекватные этим определениям мысли или понятия.

Метафизика

Метафизика как противоположность отрицает истинность того, в чем обнаруживается противоречивость.
В Средние века метафизика выступала как форма оптимального познания, соотносимого со сверхразумным познанием. Вопрос о сущем преобразовался в вопрос «Что есть Бог?».
В Новое время метафизика отделилась от других наук и рассматривалась в качестве методологии.
У Канта – метафизика понимается как априорное познание, у Гегеля – она связана с рассудком (в то время как разум связан с диалектикой).

Диалектика «исправляет» недочеты метафизики, которая не может совладать с противоречиями. Как разновидность метафизики рассматривается догматизм – отрицание принципа развития и отказ связывать правду с условием, временем, местом. Мышление человека диалектично.

Однако в процессе развития философского знания диалектика и метафизика взаимодействуют между собой.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: