По функциональному назначению-

По роли в процессе воспроизводства-

- затраты, связанные с финансированием материального производства

-затраты, связанные с содержанием не производственной сферы

По функциональному назначению-

-финансирование народного хозяйства

-фин-ие соц-культ-ых мероприятий

-фин-ие обороны страны

-содержание аппарата управления

-правоохранительная деятельность

-расходы на обслуживание гос долга

Каждая группа расходов функционального назначения делится по ведомственному признаку.

Все расходы бюджета состоят из текущих расходов и затрат капитального характера.

Текущие расходы включают закупки товаров и услуг, оплату труда государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др.

Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт.

В условиях рынка резко сокращаются бюджетные ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на централизованные капитальные вложения.

Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного финансирования, основными принципами которого являются:

·достижение максимального эффекта при минимуме затрат;

·целевой характер использования бюджетных ассигнований;

·предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;

·безвозвратность бюджетных ассигнований.

В области расходов бюджета имеют место серьезные недостатки. Поэтому основными задачами в области государственных расходов можно считать следующее:

·сокращение числа федеральных целевых программ для обеспечения концентрации бюджетных средств на наиболее эффективных и социально-значимых проектах;

·снижение расходов на содержание госаппарата;

·продолжение децентрализации инвестиционного процесса с расширением практики государственно-коммерческого финансирования проектов;

·повышение эффективности использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс;

·снижение дотаций отдельным отраслям;

·усиление контроля за использованием бюджетных средств;

·приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицину, образование.

25. Резервный фонд в государственном бюджете, его необходимость и назначение.

Государственный резервный накопительный фонд — специальный денежный фонд, который используется для стабилизации государственного бюджета в периоды снижения государственных доходов и/или для государственных нужд в долгосрочной перспективе.

Резервные фонды создаются в тех государствах, бюджет которых сильно зависит от конъюнктурных факторов, как правило, мировых цен на сырьевые товары. Кроме того, некоторые страны накапливают средства в таких фондах на тот период, когда недра будут истощены. Резервный фонд выполняет две функции. Во-первых, его средства могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета в момент неблагоприятной конъюнктуры. Во-вторых, в период высоких цен на сырьё фонд позволяет аккумулировать избыточные экспортные поступления и предотвращать развитие голландской болезни экономики.

Помимо чисто экономических задач резервный фонд выполняет политическую задачу предотвращения быстрого роста государственных расходов. Госрасходы, как правило, невозможно оперативно уменьшить вслед за падением доходов. В результате в периоды неблагоприятной конъюнктуры это может приводить к крупным дефицитам госбюджета, невыполнению обещанных социальных обязательств и дефолту по государственным долгам. Подобные последствия гораздо более разрушительны для экономики, чем колебания объёма госбюджета сами по себе.

26. Дефицит государственного бюджета: сущность, динамика, причины.

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами.

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

В мировой практике существуют следующие виды дефицита госбюджета:

циклический дефицит — спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений.

структурный дефицит — положительное либо отрицательное сальдо бюджета при наличии естественного уровня безработицы, при наличии естественного уровня ВВП, при ставках налога и трансфертных платежей, определенных законодательством. Такой дефицит является результатом дискреционной фискальной политики

27. Бюджетный дефицит в Российской Федерации.

28. Источники покрытия бюджетного дефицита.

Для финансирования дефицита бюджета используются различные источники, которые делятся на внутренние и внешние.

Внутренние источники

Финансирования дефицита за счет внутренних источников включают:

средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте;

бюджетные кредиты;

кредиты, предоставленные кредитными организациями, международными финансовыми организациями;

иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета:

поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона;

поступления от реализации государственных/региональных/муниципальных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;

курсовая разница по средствам бюджета;

прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.

Внешние источники

В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются:

средства, поступившие от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;

кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты (заимствования);

кредиты кредитных организаций в иностранной валюте.

прочие источники внешнего финансирования дефицита бюджета

29. Способы снижения бюджетного дефицита. Проблема сокращения бюджетного дефицита в России.

Способы снижения бюдж деф

 Основные задачи политики в области финансирования дефицита федерального бюджета:

•увеличение доли бюджетных заимствований в небанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий и др. инвесторов;

•продолжение курса на неинфляционное покрытие дефицита при последовательном сокращении обьема внешних заимствований.

В целом задачи бюджетной политики можно сформулировать следующим образом:

•удержать экономику от спада производства;

•обеспечить финансовую стабилизацию;

•стимулировать инвестиционную активность, добиться увеличения доли накопления в национальном бюджете;

•сокращать непроизводительные расходы бюджета на государственные дотации отдельным отраслям сферы материального производства;

•укреплять доходную часть бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;

•создание системы действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов;

•усиление контроля за величиной государственного долга

30. Сущность и функции налогов. Элементы налога.

Налоги - это обязательные поступления в сборы с юридических и физических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства. Они выражают обязательность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Налоги, являясь инструментом перераспределения, призваны также гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать людей в развитии той или иной формы деятельности.

Налоги выполняют следующие функции:

1. Фискальная (мобилиззационная) функция; т.е. государство собирает налоги для финансирования соответствующих доходов.

2. Распределительная. Собирая налоги, государство тем самым оказывает влияние на различные сферы экономики, осуществляя социальную политику, перераспределяет доходы между группами населения, регионами, поддерживает малоимущих и т.д.

3. Регулирующая функция заключается в обеспечении пропорции между потреблением населения посредством изъятия части текущих доходов и их направления на развитие производства.

4. Стимулирующая - создание различных стимулов по экономическому росту, техническому обновлению, проведению НИОКР, росту народонаселения.

5. Ограничительная функция - через налоговую политику государство может сдерживать или ограничивать развитие тех или иных производств.

6. Контрольно-учетная функция - учет доходов предприятий и групп населения объемов и структуры производства, движения финансовых потоков.

Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся: налогоплательщик; объект налогообложения; налоговая база;        единица обложения; налоговые льготы; налоговая ставка; порядок исчисления; налоговый оклад; источник налога; налоговый период; порядок уплаты; срок уплаты налога.

31. Эволюция налоговой системы России.

Зарождение науки о налогах началось в первой половине ХVI века. В частности, были изданы указы о сборе налогов в годы царствования императора Петра 1. Существуют этапы эволюции налоговой системы:

1 этап (1918-1921 гг.) - налоговая система практически ликвидируется. После революции основная тяжесть налогов была переложена на имущие классы.

Применялась контрибуция с богатых - высокие "чрезвычайные революционные разверстки", за счет которых государственная казна пополнялась на 80%.

II этап (1921-1930 гг.) - период НЭПа, восстановление и развитие налогообложения.

Преобладающее значение получили косвенные налоги. В период НЭПа действовало 86 видов платежей в бюджет.

III этап (1931-1941 гг.) - ликвидация созданной во время нэпа системы.

Налоговая реформа 1930-1932 гг. положила конец налоговой системе периода НЭПа.

Для государственных предприятий были установлены два крупных платежа - налог с оборота и отчисления от прибыли.

IV этап (1941-1960 гг.) - частичное восстановление налоговой системы, что было связано с необходимостью мобилизации ресурсов во время Великой Отечественной войны и в период восстановления народного хозяйства.

V этап (1960-1964 гг.) - частичная ликвидация налоговой системы, созданной на IV этапе.

В 60-е годы вносятся существенные изменения в формы и методы аккумуляции централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов.

VI этап (1965-1989 гг.) - реформирование налоговой системы.

VII этап (с 1990 г.) - начало полномасштабного восстановления налоговой системы.

принятие Закона "О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства" и закона "О налогах с предприятий, объединений и организаций".

VIII этап (с 1998 г.) - завершающий этап формирования налоговой системы в РФ

Принятие Налогового кодекса позволяет систематизировать действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, приводит в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему, устраняет такие недостатки существующей налоговой системы, как отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений.

32. Общая характеристика прямых налогов.

Прямые налоги - налоги, непосредственно взимаемые с доходов или имущества налогоплательщика. В отличие от косвенных налогов ("налогов на расходы"), которые изымаются в момент произведения расхода, П.н. в принципе берутся в момент получения дохода, задолго до его предполагаемого расходования. Объектом прямого налогообложения являются доход (заработная плата, прибыль, процент, рента и т.п.) и стоимость имущества (земля, дом, ценные бумаги и т.п.) налогоплательщика, который одновременно выступает и сборщиком, и конечным плательщиком.

ДОБАВИЛИ

Налог на прибыль предприятий и организаций является основным прямым налогом. Плательщики налога: предприятия и организации являющиеся юридическими лицами; филиалы и подразделения; филиалы Сберегательного банка РФ; компании, фирмы которые осуществляют предпринимательскую деятельность. Объектом обложения служит валовая прибыль, которая представляет собой сумму прибыли(или убытков) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализованных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции. В состав доходов от внереализационных операций включаются средства полученные безвозмездно от др. предприятий при отсутствии совместной деятельности: основных фондов, товаров и др. имущество, налогооблагаемая прибыль увеличивается на стоимость этих фондов и имущества, но не ниже их балансовой стоимости.

Ставка налога на прибыль не раз изменялась. Сейчас она установлена 24%, 6% налогооблагаемой прибыли направляется в федеральный бюджет, областной бюджет 16%, местный 2%

33. Косвенные налоги и их фискальная функция.

Косвенные налоги – это налоги на расход, т.е.на предметы потребления. К ним относятся НДС, акцизы, Налог с продаж, Таможенные платежи.

НДС используется как инструмент регулирования экономики; одни из главных источников бюджетных доходов.

Акциз. Акцизы включаются в структуру цены подакцизной продукции, определяют уровень цены конечной продукции.

Налог с продаж. Цель введения этого налога в практику налогообложения – приток в региональные и местные бюджеты дополнительных финансовых ресурсов

Таможенные пошлины. Цель-рационализация товарной структуры ввоза товаров, поддержание соотношение ввоза и вывоза.

ДОБАВИЛИ

Косвенные налоги – это налоги на расход, т.е.на предметы потребления. К ним относятся НДС, акцизы, Налог с продаж, Таможенные платежи.

НДС используется как инструмент регулирования экономики. С 1992 г. НДС используется в Российской налоговой системе, и стал одним из главных источников бюджетных доходов. С 01.01.01 г. поступления по НДС в полном объеме зачисляются в ФБ. Налогоплательщиками НДС признаются: организации; индивидуальные предприниматели;

Объектом налогообложения признаются след. операции

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ

2) передача на территории РФ товаров(выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд. 3) выполнение строительно - монтажных работ для собственного потребления; 4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Облагаемый оборот рассчитывается исходя из стоимости реализуемых товаров с учетом действующих цен и тарифов, без включения в них НДС. НДС устанавливается в %:10% продукты питания, детские товары, школьн. принадлежн. 20% промышленные товары.

34. Внебюджетные фонды, их функции, классификация.

Внебюджетные фонды государства – это совокупность финансовых ресурсов государства, находящихся в распоряжении федеральных, региональных, местных органов управления и самоуправления и имеющих непосредственное целевое назначение. Порядок их образования и использования регулируется финансовым правом Российской Федерации.

Внебюджетные фонды РФ – это один из методов перераспределения общегосударственного дохода органами власти и управления. Внебюджетные фонды являются социальными фондами по определению.

Они решают три важные задачи:

•   обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики страны;

•   возможность “резервирования” денежных средств помимо государственного бюджета;

•   увеличение количества услуг социального характера населению.

Внебюджетные фонды РФ находятся в собственности государства, однако при этом являются автономными и имеют строго целевое назначение.

Доходы внебюджетных фондов складываются из таких показателей, как

•   специальные налоги и сборы с физических и юридических лиц;

•   отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности;

•   дотации из бюджета;

•   займы, полученные фондами у коммерческих банков или Центрального Банка РФ;

•   прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом.

ДОБАВИЛИ

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Классификация В.ф.:

- Пенсионный фонд Российской Федерации;

- Фонд социального страхования Российской Федерации;

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

- Фонд занятости

- др. внебюджетные фонды, на данный момент их число достигло 40

Функции В.ф.:

Источники формирования внебюджетных фондов.

 Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь- это выделение из бюджета определённых расходов, имеющих особо важное значение, другой- формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определённых целей.

Целевые внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создаётся в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных/местных бюджетов.

35. Государственные внебюджетные фонды: методы формирования, их оценка, направления использования.

Госуда́рственный внебюдже́тный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год.

В России действуют следующие государственные внебюджетные фонды:

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

ДОБАВИЛИ

Государственные федеральные внебюджетные фонды относятся к федеральной собственности. Они имеют социальную, экономическую, благотворительную и другую направленность. Через государственные внебюджетные фонды осуществляется перераспределение части национального дохода в интересах отдельных социальных слоев населения. Государственные социальные внебюджетные фонды — это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь

36. Негосударственные внебюджетные фонды: методы формирования, их оценка, направления использования.

к числу которых можно отнести Негосударственные пенсионные фонды, негосударственные фонды социального и медицинского страхования, фонды экономического и социального развития страны.

Можно выделить 3 основные функции, которые выполняют негосударственные внебюджетные фонды:

-Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных его отраслей, экономическому подъему зон приоритетного развития;

-Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку путем стабилизации общественные отношения в сфере социальной защиты населения;

-Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни граждан.

Негосударственные внебюджетные фонды в условиях перехода страны к рыночной системе хозяйствования стали, именно, дополнительным инструментом решения крупных социальных вопросов – здравоохранения, пенсионного обеспечения, отдыха, содержания нетрудоспособных.

Негосударственные внебюджетные фонды были созданы в целях создания условий для совершенствования социального обеспечения граждан; защиты их сбережений от инфляции; вовлечения дополнительных средств в развитие экономики России в дополнение к действующей системе государственного социального обеспечения

ДОБАВИЛИ

Негос-ые внебюджетные фонды-это особые организационно-правовые формы некоммерческих организаций социального обеспечения, деятельность которых включает «аккумулирование социальных взносов, размещение социальных резервов, учет обязательств и выплату нагосударственных пенсий участникам фондов».

Негосударственные фонды были созданы в целях создания условий для совершенствования социального обеспечения граждан, защиты сбережений от инфляции, вовлечение дополнительных средств в развитие экономики России в в дополнение к действующей системе гос. Соц обеспечения.

Негос. Внебюдж.фонды обладают рядом особенностей:

- стабильное правовое пространство;

- право частной собственности на большинство материальных и нематериальных объектов;

- средства формируются за счет добровольных отчислений эр и физ лиц

- достаточное кол-во финансовых инструментов разного уровня доходности

Функции:

- экономические;

- политические;

- демографические

37. Сущность финансов предприятий и их роль в управлении организациями (предприятиями).

. финансы предприятий — важнейшая составная часть единой системы финансов государства. Это предопределяется, прежде всего, тем, что они обслуживают сферу материального производства, в котором создаются валовой внутренний продукт, национальный доход и национальное богатство. По своей сущности финансы предприятий являются специфической частью финансовой системы. Их отличие от государственных финансов обусловлено функционированием в разных сферах общественного производства.

Финансы предприятий — это совокупность экономических, денежных отношений, возникающих в процессе производства, распределения и использования совокупного общественного продукта, национального дохода, национального богатства и связаны с образованием, распределением и использованием валового дохода, денежных накоплений и финансовых ресурсов предприятий.

ДОБАВИЛИ

Под финансами понимают совокупность экономических отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании фондов денежных ресурсов.

Финансы означают денежные отношения между субъектами, другими словами, материальной основой существования и функционирования финансов выступают деньги, денежный оборот.

Первый принцип финансов – единство законодательной и нормативно-правовой базы, единство денежной, кредитной и налоговой систем, унификация форм финансовой документации и отчетности, единообразие порядка отражения финансовых операций в бухгалтерском учете, унифицированность расчетов и платежей, общий порядок формирования затрат и финансовых результатов, а также применения санкций за нарушение финансовой, платежно-расчетной и налоговой дисциплины

Сбалансированность финансов означает полное и своевременное исполнение денежных обязательств и погашение задолженности. Напротив, разбалансированность выражается в росте просроченной задолженности и обязательств, оборачивающихся банкротством и требующих реструктуризации (пересмотра обязательств на иных финансовых условиях).

Важный принцип развития финансовых отношений – целевая направленность. Цели выбирают как предприятия и организации, так и государство. Цели государственных финансов – привлечение доходов в форме налогов, сборов и неналоговых поступлений; Четвертый принцип развития финансов – диверсификация источников финансирования и направлений вложений средств. Каждый участник финансовых отношений должен быть кредитором не для одного, а для нескольких заемщиков.

Наконец, еще одним принципом финансовой деятельности является ее организация во времени. Наряду с текущими задачами субъекты финансовых отношений должны ориентироваться на долгосрочные и среднесрочные перспективы. В ряде случаев текущие выгоды следует приносить в жертву ради достижений более крупных выгод в дальнейшем.

38. Классификация финансов организаций (предприятий).

Финансы предприятия - это экономические, денежные отношения, возникающие в результате движения денег: на их основе на предприятиях функционируют различные денежные фонды.

Финансовые отношения предприятия состоят из четырех групп:

1 группа Самая большая по объему денежных платежей группа - это отношения предприятий друг с другом, связанные с реализацией готовой продукции и приобретением материальных ценностей для хозяйственной деятельности. Роль этой группы финансовых отношений первична, так как именно в сфере материального производства создается национальный доход, предприятия получают выручку от реализации продукции и прибыль.

•2 группа: включает отношения между филиалами, цехами, отделениями, бригадами и т.д., а также отношения с рабочими и служащими. Отношения между подразделениями предприятия связаны с оплатой работ и услуг, распределением прибыли, оборотных средств и др. Роль их состоит в установлении определенных стимулов и материальной ответственности за качественное выполнение принятых обязательств. Отношения с рабочими и служащими - это заработная плата.

•3 группа: включает отношения по поводу образования и использования централизованных денежных фондов, которые в условиях рыночных отношений являются обьективной необходимостью. Особенно это касается финансирования инвестиций, пополнения оборотных средств, финансово импортных операций, научных исследований, в том числе маркетинговых. Внутриотраслевое перераспределение денежных средств, как правило, на возвратной основе играет важную роль и способствует оптимизации средств предприятий.

Финансово-промышленные группы создаются, как правило, с целью обьединения финансовых усилий в направлении развития и поддержки производства, получения максимального финансового результата. Здесь могут быть и централизованные денежные фонды, и коммерческий кредит друг другу, и просто финансовая помощь.

•4 группа: Налоговая, а также кредитная и таможенная политика в основном должна быть направлена на снижение темпов инфляции через поддержку производства и развитие инвестиций. В частности, во многих странах определенная часть или весь прирост производства налогами не облагается. Это выгодно и предприятиям и государству, так как налоги от таких предприятий поступают в полном обьеме, а через год резко увеличиваются.

ДОБАВИЛИ

Классифицируют финансы в зависимости от организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности, субъектов права собственности и размеров организаций.

По организационно-правовым формам различают финансы:

• предпринимателя без образования юридического лица (ПБОЮЛ); полного товарищества; товарищества на вере; открытого акционерного общества; закрытого акционерного общества; общества с ограниченной ответственностью; общества с дополнительной ответственностью; производственных кооперативов.

По отраслевой принадлежности различают финансы:

• промышленных предприятий; сельскохозяйственных предприятий; транспортных организаций;  научно-исследовательских, конструкторских, проектных организаций; строительных, монтажных, строительно-монтажных организаций; торговых организаций;

 снабженческо-сбытовых организаций; предприятий связи, телекоммуникаций; организаций программного обеспечения, интернет-компаний.

В зависимости от субъектов права собственности различают финансы:

• частных предприятий (акционерных обществ); кооперативов; государственных предприятий (предприятий, имущество которых находится в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований); иностранных предприятий; предприятий с участием иностранного капитала.

• В зависимости от размеров предприятий различают финансы:

• малых предприятий; средних предприятий; крупных предприятий.

39. Финансовые ресурсы организаций (предприятий): источники их формирования.

Финансовые ресурсы предприятия

Финансовые ресурсы предприятия - это находящиеся в распоряжении предприятия денежные средства, ценные бумаги, средства имеющиеся на активе, кредитные средства и другие доходы и поступления.

Финансы на предприятии выполняют две важные функции - распределительную и контрольную. Распределительная функция заключается в обеспечении каждого субъекта хозяйственной деятельности необходимыми ему финансовыми ресурсами. В качестве субъектов финансирования могут выступать самостоятельные предприятия различных форм собственности, территориальные органы управления, частные лица. Осуществляемый с помощью финансов распределительный процесс связан с налоговой системой, гражданским законодательством и законодательством о банках и ценных бумагах и другими нормативными документами, утвержденными на федеральном, территориальном и местном уровнях управления.

Контрольная функция финансов состоит в том, чтобы сигнализировать о складывающихся пропорциях в распределении денежных средств. Реализовать контрольную функцию помогает финансовая информация, которая содержится в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетностях промышленных предприятий. Анализ финансовых показателей дает возможность охарактеризовать все основные стороны деятельности предприятия, оценить достигнутые результаты и, если необходимо, разработать комплекс мер, направленных на устранение негативных факторов.

В качестве основных источников средств, используемых для финансирования хозяйственной деятельности предприятия выступают:

собственные средства предприятия (прибыль, амортизация и пр.); кредитные ресурсы инвестиционных банков; бюджетные ассигнования; финансовые ресурсы различных типов коммерческих структур (инвестиционные компании, коммерческие банки, страховые общества и т.п.); иностранные инвестиции; частные накопления физических лиц; прочие инвестиции.

Основополагающей производственной финансово-экономической задачей является обеспечение финансового равновесия предприятия, т.е. баланс доходов должен быть равен балансу расходов с целью обеспечения воспроизводственных процессов.

ДОБАВИЛИ

Финансовые ресурсы предприятия составляют денежные ресурсы, имеющиеся в распоряжении конкретного хозяйствующего субъекта, и отражают процесс образования, распределения и использования его доходов.

Чтобы предприятие могло осуществлять хозяйственную деятельность, необходимо наличие соответствующего финансового обеспечения. Одним из основных источников финансовых ресурсов предприятия является первоначальный капитал, который формируется из вкладов учредителей предприятия и принимает форму уставного капитала.

Способы образования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы предприятия. Средства уставного капитала направляются на приобретение основных фондов и формирование оборотных средств в размерах, необходимых для ведения нормальной производственно-хозяйственной деятельности. Он может также расходоваться на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау и т.п.

Первоначальный капитал, инвестированный в производство, создает стоимость, выражающуюся в цене реализованной продукции. После реализации продукции она принимает денежную форму - форму выручки

40. Формирование фондов организаций (предприятий).

Важнейшей стороной финансовой деятельности предприятий является

формирование и использование различных денежных фондов. Через них

осуществляется обеспеченье хозяйственной деятельности необходимыми

денежными средствами, а также расширенного воспроизводства; финансирование

научно-технического прогресса; освоение и внедрение новой техники;

экономическое стимулирование; расчеты с бюджетом, банками.

  Денежные фонды предприятия можно разбить на 4 группы:

1. Фонды собственных средств:  уставный капитал; добавочный капитал; резервный капитал; инвестиционный фонд; валютный фонд; прочие.

2. Фонды привлеченных средств: фонд потребления; расчеты по дивидендам; доходы будущих периодов; резервы предстоящих расходов и платежей.

3. Фонды заемных средств: кредиты банков; факторинг; лизинг; прочие.

4. Оперативные денежные фонды: для выплаты заработной платы; для выплаты дивидендов;. для платеже в бюджет; прочие.

ДОБАВИЛИ

Финансы предприятий – совокупность экономических отношений,

возникающих в связи с образованием, распределением и использованием

денежных средств в процессе производственно-хозяйственной деятельности

предприятий всех форм собственности. Они являются исходным звеном всей

финансовой системы, ибо функционируют непосредственно в сфере материального

производства, где создаются источники финансовых ресурсов, совокупный

общественный продукт и национальный доход. Многообразие денежных отношений,

образования и использования целой системы фондов в процессе кругооборота

средств создает сложную совокупность взаимоотношений предприятия с

поставщиками – приобретение материальных ценностей, услуг, необходимых для

его деятельности; подрядчиками – оплата строительно-монтажных, ремонтных и

других работ; с покупателями – при реализации товаров и оказании услуг; с

бюджетом – по налогам, отчислениям, платежам и ассигнованиям; с банком – по

кредитам, хранению денежных средств, выполнению расчетных операций; с

рабочими и служащими – по оплате труда и другим расчетам.

41. Финансовая работа и финансовое планирование в системе управления организацией (предприятием).

Финансовая работа –это деятельность работников финансовой службы по подготовке, реализации финансовых решений и управлению финансовыми ресурсами. Основные направления финансовой работы на предприятии: финансовое планирование, оперативная и контрольно-аналитическая работа.

Финансовое планирование -вид управленческой деятельности, связанный с определением финансовых условий работы предприятия для эффективного выполнения им плановых заданий. Цель финансового планирования - обеспечение финансовым ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам и во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с плановыми заданиями и конъюнктурой рынка. Финансовое планирование на предприятии взаимосвязано с планированием хозяйственной деятельности и строится на основе бизнес-плана. Финансовое планирование представляет собой систему долгосрочных, текущих и оперативных планов. Перед финансовым планированием ставятся следующие основные задачи: обеспечение нормального кругооборота денежных средств предприятия, включая их вложение в реальные инвестиции, прирост оборотных средств, социальное развитие; выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования доходов предприятия; соблюдение интересов собственников предприятия и инвесторов; выполнение обязательств перед бюджетом, внебюджетными фондами, кредитными, страховыми организациями; контроль за финансовым состоянием и платежеспособностью предприятия; обеспечение реальной сбалансированности планируемых расходов и доходов предприятия на принципах самоокупаемости и самофинансирования. Важнейшие объекты финансового планирования: расчет выручки от продажи продукции (работ, услуг) для составления достоверного баланса доходов и расходов, формирования и распределения прибыли, текущего и перспективного объема оборотных активов; определение источников прироста норматива собственных оборотных активов и покрытия их недостатка; расчет амортизационных отчислений; расчет ремонтного фонда; формирование и распределение социальных фондов предприятия; мобилизация внутренних ресурсов в капитальном строительстве; взаимоотношения с бюджетом и внебюджетными фондами.

42. Взаимоотношения организаций (предприятий) с финансово-кредитной системой.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятие пользуется услугами различных институтов финансово-кредитной системы: банков, инвестиционных институтов, бирж, страховых и иных организаций. Знание особенностей их деятельности позволяет предприятию оптимизировать свои отношения с подобными институтами, что обеспечивает повышение общей эффективности его хозяйственной деятельности.

43. Сущность и функции кредита. Условия функционирования.

Кредит выступает как передача во временное пользование определенных стоимостей, которые могут быть либо в виде материальных ценностей, либо денежных средств. Кредит можно рассматривать с юридической и экономической точки зрения. С юридической - это договор, юридически оформленная сделка о займе или ссуде. С экономической - экономическая категория, следовательно, она выражает определенные экономические отношения между экономическими субъектами. Такими субъектами выступают: кредитор (ссудодатель) и заемщик (ссудополучатель). Кредит - экономические отношения между кредитором и заемщиком по поводу возвратного движения стоимости. Кредит - форма движения ссудного фонда. Ссудный фонд - совокупность ресурсов, предоставляемых субъектами кредитных отношений друг другу.

Функции: 1. Мобилизация временно свободных денежных средств. 2. Распределение вр.своб. ден. ср-в. 3. Экономия наличных денег. 4. Выделение процента. 5. Создание кредитных орудий обращения. 6. Осущ. контроля за хоз. деят. предпр-я. 7. Опосредственный кругооборот фондов 8. Доходная функция. 9. Формир. запасов тов-мат. ценностей. 10. Формирование фондов обращения. 11. Доходная функция и т.д. 12. Перераспределительная 13. Замещение действительных денег кредитными деньгами и кредитными операциями. Основные функции: Распределение ден. ср-в на условиях возвратности; Специфическая: Замещение наличных кредитными деньгами и кредитными средствами обращения. Общие: Экономическое стимулирование средств, контроль рублем, опосредствование кругооборота фондов, обеспечение средств для расширенного воспроизводства. 1 и 2 нередко трактуют как ф-ции по опосредованию и обеспечению ден. ср-ми воспроизводственного процесса. Принципы кредита: а) возвратность; б) срочность; в) платность; г) материальное обеспечение.

44. Границы применения кредита на макро- и микроуровне.

Граница кредита - предел, допустимая форма. Норма выдачи кредита. 1). Это предельная сумма задолженности банку по ссудам, установленная планом. 2.) Это граница ресурсов кредита, т.е. сумма ресурсов, в пределах которой можно предоставлять ссуды. Границы ресурсов кредита определяются размерами ссуд фонда. Границы предоставляемого кредита определяются кредитным планом и конкретно выражаются в лимите кредитования. Классификация границ кредита. С точки зрения видов (по срочности) кредитов границы подразделяются на: - границы долгосрочного кредита; - границы краткосрочного кредита. С точки зрения методов установления границ кредита границы подразделяются на: - экономические; - административные. Экономические - это: 1) перераспределительные. 2) антиципационные (эмиссионные). Существуют пространственные, временные, качественные, количественные, макроэкономические (для народного хозяйства в целом) и микроэкономические (индивидуальные границы), верхние и нижние, внешние и внутренние границы кредита. Границы долгосрочного кредита определяются: 1) ресурсами 2) сроками окупаемости кредитуемого объекта. До перестройки границы кредита определялись строго в соответствии со сроками, установленными в инструкциях. На сроки больше 1 года кредиты давались на техническое перевооружение, на строительство новых предприятий.

45. Структура кредитной системы государства. Специфика России.

Кредитная система - совокупность трех основных элементов: а) совокупность кредитных учреждений; б) совокупность кредитных отношений между кредитными учреждениями и их клиентами; в) совокупность приёмов, способов, методов организации кредитных отношений.

В России в условиях перехода к рынку более логичной является банковская система, ориентированная не на один банк или несколько соподчиненных, а на оптимальное их количество и многообразие типов. В ее основе лежит следующее требование: удовлетворение потребностей клиентов и поддержание стабильности банковкой системы в целом. Единство банковской системы при этом не нарушается, т.к. в основе ее функционирования лежат единое банковское законодательство, нормативные акты ЦБ и единая гос. политика в области денежно-кредитного регулирования. Следовательно, можно сказать, что разделение банков на эмиссионные и деловые (коммерческие) не противоречит идеям нового экономического механизма в России. Банковская система, состоящая из ЦБ, организующего денежное обращение и не обслуживающего клиентов, за исключением банков, а также банков, кредитующих предприятия, организации и население, характерна для всех развитых стран с рыночной экономикой. ЦБ России выполняет функции эмиссионного центра, отвечает за поддержание стабильности банковской системы, осуществляет денежно-кредитное регулирование экономики, выполняет законотворческую функцию и функцию кредиторов последней инстанции (функцию банка банков). На втором уровне банковской системы развивают свою деятельность коммерческие банки.

46. Понятие банковской системы. Особенности современной банковской системы России.

Банковская система - совокупность банковских учреждений. Особенности банковских систем: 1. Уникальный характер, обусловленный национальными особенностями и историческим опытом развития. - исторических особенностей развития - национальных традиций - степени развития товарно-денежных отношений - общего уровня развития экономики страны - способов регулирования денежного обращения (прямого или косвенного) - прочих факторов. 2. Различия в понимании банка как исходного элемента банковской системы. В последние годы быстро менялась традиционная роль банков, т.к. в странах с развитой банковской системой банки осуществляют страховые, ипотечные операции, трастовое обслуживание, используют закладные, приобретают биржевые и маклерские конторы. С другой стороны, различные небанковские институты, напр., кредитные кооперативы, предоставляют клиентам банковские услуги. 3. Положение банков на рынке ценных бумаг. Коммерческие банки, как правило, не выполняют операции с корпоративными ценными бумагами, у инвестиционных же банков - это прямая обязанность. 4. Система надзора за деятельностью коммерческих банков. Существует 3 основные группы стран, отличающихся способами построения надзорных структур: I. Надзор осуществляется только ЦБ: Австралия, Великобритания, Португалия, Исландия, Ирландия, Испания. II. не Центральным банком, а другими органами: Канада, Люксембург, Швеция, Финляндия, Норвегия, Австрия. III. ЦБ совместно с другими органами. 5. Организационное построение банковской системы. Совокупность действующих в стране банков может иметь одноуровневую и двухуровневую организацию

47. Функции и операции Центрального банка.

Центральный банк - основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.

В современных банковских системах ЦБ занимает особое место. Он является органом гос. регулирования экономики, наделен правом монопольного выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредитных отношений страны. В ЦБ хранятся золото-валютные резервы страны. ЦБ осуществляет руководство и контроль над всей кредитной системой, является банком банков, хранит временно свободные денежные средства правительства, бюджета, других правит. органов, обязательные резервы коммерческих банков. В целом центральные банки, как правило, являются государственными. Иногда они формально гос-ву не принадлежат (ФРС -акционерный, Швейцарский нац. банк), либо гос-ву принадлежит лишь часть капитала (в Японии), в любом случае все центральные банки проводят политику гос-ва и работают как гос. органы.

Основные функции ЦБ России: В соответствии с законом “О ЦБ”, Банк России выполняет следующие функции: 1. Аккумуляция денежных средств нар. хоз-ва; 2. Размещение денежных средств; 3. Организация денежного обращения и эмиссионная деятельность; 4. Денежно-кредитное регулирование; 5. Организация и осуществление денежных расчетов наличными деньгами и путем безналичных перечислений; 6. Расчетно-кассовое исполнение гос. бюджета; 7. Внешнеэкономические функции; 8. Регулирование деятельности к./банков и др. кредитных учреждений; 9. Надзор за деятельностью банков. 1. ЦБР аккумулирует денежные средства, находящиеся на счетах в банках, средства, принадлежащие гос-ву и находящиеся на счетах гос. бюджета в банках; все виды налоговых перечислений в бюджет; средства различных фондов, общественных организаций, объединений; собственные средства ЦБР. 2. ЦБ предоставляет кредиты к/банкам и правительству на временное покрытие расходов госбюджета; осуществляет вложение денежных средств в ценные бумаги, и в первую очередь в гос. займы правительства. ЦБ организует обращение денежных знаков в соответствии с законами РФ, организует изготовление денежных знаков, устанавливает правила перевозки, хранения, инкассации денежных знаков, создает резервы, устанавливает признаки платежеспособности денежных знаков, осуществляет правила замены и уничтожения поврежденных денежных знаков. Как эмиссионный центр ЦБР работает на основе закона “О ден. системе РФ”.

48. Денежно-кредитная политика Центрального банка. Состояние инструментария кредитно-денежной политики.

Денежно кредитное регулирование на макроуровне заключается в проведении единой денежно-кредитной политики. В условиях нормально развивающейся экономики денежно-кредитное регулирование обеспечивает расширение кредитов и увеличение денежной массы (в обращении и на счетах в банках). Денежно-кредитное регулирование на более короткие периоды предполагает сдерживание инфляции путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, установление экономических нормативов для банков, проведение операций с ценными бумагами и валютой. Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ России: 1. Учетная процентная ставка; 2. Операции на открытом рынке с ценными бумагами; 3. Установление экономических нормативов для банков. 4. ЦБ организует и осуществляет расчеты между: к/банками; предприятиями, организациями, учреждениями через банки; предприятиями, организациями -с одной стороны, и государством -с другой; государством и населением; между государствами. Для осуществления расчетов организованы РКЦ, которые связаны единой системой расчетов (МФО -межфилиальных оборотов). ЦБ устанавливает единые правила ведения расчетов, обязательные для всех субъектов н/хозяйства.

49. Коммерческие банки, их классификация.

В механизме функционирования кредитной системы огромная роль принадлежит коммерческим банкам. Они аккумулируют основную долю кредитных ресурсов, предоставляют клиентам полный комплекс финансового обслуживания, включая выдачу ссуд, прием депозитов, расчеты, покупку-продажу и хранение ценных бумаг, иностранной валюты и т.д. По способу формирования уставного капитала банки подразделяются на акционерные, государственные, частные, кооперативные, смешанные. Во всех странах преобладают акционерные банки.

Коммерческий банк — это предприятие, организующее движение ссудного капитала с целью получения прибыли. Сущность коммерческого банка проявляется в его функциях:

♦     аккумуляция и мобилизация денежного капитала;

♦     посредничество в кредите;

♦     создание кредитных денег;

♦     проведение расчетов и платежей в хозяйстве;

♦     организация выпуска и размещения ценных бумаг;

♦     оказание консультационных услуг.

50.Специфика коммерческого банка как коммерческого предприятия.

Комме́рческий банк — негосударственное кредитное учреждение, осуществляющее универсальные банковские операции для юридических и физических лиц (расчётные, платёжные операции, привлечение вкладов, предоставление ссуд, а также операции на рынке ценных бумаг и посреднические операции).

К банковским услугам относятся:

кредитование юридических и физических лиц;операции по вкладам;валютные операции (только уполномоченные банки);операции с драгоценными металлами;выход на фондовый рынок; ведение расчётных счётов хозяйствующих экономических субъектов;обмен испорченных денежных (рваные, обожжённые, постиранные купюры) знаков на неиспорченные;ипотека; автокредитование;и др

Исходя из этого услуги коммерческих банков можно разделить на три основные группы:

I) услуги, связанные с финансированием нужд клиентов: выдача кредитов в денежной форме; косвенное кредитование (лизинг, форфейтинг, учет векселей, выдача поручительств и гарантий по обязательствам клиентов);

2) инвестиционные услуги: прием и размещение денежных средств на депозитные счета (текущие, срочные, сберегательные); посреднические услуги по приобретению и реализации ценных бумаг по поручению клиента; инвестирование средств клиента в реальные активы — драгоценные металлы, художественные ценности, недвижимость);

3) услуги, связанные с рационализацией оборота финансовых активов клиентов: расчетно-кассовые услуги; трастовые услуги; консультационные и прочие услуги.

51. Активные операции коммерческого банка и их классификация.

Активные операции. Банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы для получения прибыли и поддержания ликвидности. К этим операциям относятся: - краткосрочное и долгосрочное кредитование производственной, социальной, инвестиционной и научной деятельности предприятий и организаций. - предоставление потребительских ссуд населению; - приобретение ценных бумаг; - лизинг; - факторинг; - инновационное финансирование и кредитование; - предоставление ссуд другим банкам; - долевое участие средствами в хоз. деятельности предприятия. По экономическому содержанию активные операции делятся на: - ссудные, в т.ч. учетно-ссудные; - расчетно-ссудные; - кассовые; - инвестиционные и фондовые; - гарантийные. Ссудные операций - операции по предоставлению (выдаче) средств заемщику на началах срочности, возвратности и платности. Ссудные операции, связанные с покупкой или учетом векселей или принятием векселей в залог, - это учетные или учетно-ссудные операции. В законе “О банках” предусмотрено, что кредитная организация может предоставлять кредиты под залог движимого и недвижимого имущества, гос. и иных ценных бумаг.

52. Пассивные операции банков и их классификация.

Пассивы банка - это по существу его ресурсы. Именно пассивные операции в значит. степени предопределяют условия, формы и направления использования ресурсов. Пассивы КБ формируются в процессе осуществления пассивных операций, к которым можно отнести: первичную эмиссию ценных бумаг КБ, капитализацию части прибыли, кредиты и кредиторскую задолженность других ю/л и привлечение средств клиентов во вклады. Выдедяют собственные и привлеченные ресурсы банка. Собственные ресурсы банка. 1. Акционерный капитал (уставный фонд) Образуется путем выпуска банковских акций, добровольных денежных и материальных взносов акционеров (учредителей) банка. Накопление прибыли - основной ресурс наращивания акционерного капитала. 2. Резервный капитал (резервный и другой фонды, образованные за счет прибыли). Образуется за счет ежегодных отчислений от прибыли, размер которых устанавливается собранием акционеров. Этот капитал предназначен для покрутия вожможных убытков по операциям банка и друих целей, связанных с обеспечение обязательств банка. 3. Нераспределенная прибыль - оставшаяся по сле выплаты дивидендов и отчислений в резервный капитал часть прибыли. Ее увеличение возможно за счет накопления прибыли путем инвестирования доходов банка в некоторые типы активов (ссуды или инвестиции). Привлеченные ср-ва КБ формируют преобладающую часть банковских ресурсов. 1. Депозиты. 1.1. Вклады до востребования. 1.2. Срочные вклады. 1.3. Сберегательные депозиты: - счета на сберкнижке; - счета с выпиской состояния сбер. вклада; - депозитные счета денежного рынка. Эти депозиты являются главным источником банковских ресурсов. 2. Займы (кредиты). 2.1. Кредиты, полученные у других банков. 2.2. Ценные бумаги, проданные по соглашениям об обратном выкупе. 2.3. Займы на рынке евродолларов.

53. Новые формы взаимодействия российских банков с предприятиями и организациями народного хозяйства.

В современной России осуществление любой фирмой своей основополагающей финансовой функции — обслуживание платежей и расчетов, невозможно без участия коммерческих банков. Даже элементарные финансовые трансакции по осуществлению движения наличных денег, принадлежащих фирме, невозможны без их инкассации сдачи наличности в обслуживающий фирму банк. С точки зрения повышения степени надежности перемещения денежных средств в любой форме между субъектами экономических отношений такой порядок в известной мере оправдан.

С появлением банков как специальных институтов профессионального управления денежными ресурсами резко возросли гарантии пере­мещения денежных средств в экономике. Банки как финансовые по­средники, обслуживающие платежи и расчеты в экономике, играют исключительно важную роль в организации и функционировании пла­тежной системы любой страны. Известны случаи, когда банкротство нескольких крупных банков страны становилось причиной сильней­ших потрясении всей ее финансовой системы.
В России к началу рыночных реформ функционировали десятки новых негосударственных банков, а с началом реформ их количество начало расти в геометрической прогрессии. Никаких серьезных пре­пятствий для образования новых банков и должного контроля за их работой со стороны Центробанка России не существовало. В началь­ный период рыночных реформ многие из коммерческих банков актив­но включились в новый, весьма выгодный, но грязный бизнес по вре­менному присвоению чужих денежных средств, и фирм прежде всего. Все чаще деньги клиентов терялись по пути от банка плательщика до банка получателя. Эти явления приняли массовый характер, и банки начали быстро терять доверие клиентов. В результате страна получила систему коммерческих банков, которую даже по прошествии шести лет реформ специалисты в области определения рейтингов, отказыва­ются оценивать на этот предмет. В очередной раз подтвердилось, что рейтинг банков не может быть выше рейтинга страны. Эти обстоятель­ства позволяют сделать вывод: современная отечественная банковская система должна быть реформирована, чтобы надежно выполнять свою ключевую функцию — обслуживание платежей и расчетов.
Столь сложное положение и банковской среде требует от фирм предельной осторожности при выборе обслуживающих банков. Чтобы подчеркнуть сложность и ответственность решений фирмы при выборе обслуживающего банка, некоторые финансисты этот выбор сравнивают с выбором партнера в браке.

Международная финансовая практика содержит множество рекомендаций на этот счет. Типичные требования, которые фирмаобычно предъявляет к потенциальному обслуживающему банку, предполагают:

-знание банком фирмы, особенностей ее бизнеса, отрасли, в кото­рой она функционирует;

-способность давать полезные деловые рекомендации;

различных способов получения денежных средств как наличных (кассовое обслуживание фирмы), так и безналичных с низкими трансакционными издержками;

-закрепление за фирмой постоянного банковского служащего, занимающегося вопросами кредитования фирмы; способность оценивать реальные финансовые потребности фирмы;
-удобное для фирмы месторасположение банка; обеспечение простоты доступа к ведающему ссудами должностному лицу банка;
-стремление банка к совершенствованию обслуживания клиентов;
-широкий спектр банковских услуг.
54. Особенности и практика расчетно-кассового обслуживания предприятий и организаций в современных условиях России.

Организация денежного оборота в России основана на определенных принципах:

1) все предприятия и организации обязаны хранить свои денежные средства на счетах в банке;

2) расчеты между предприятиями должны производиться преимущественно без использования наличных денег путем безналичных перечислений по счетам в банках или путем взаимных требований;

3) безналичные расчеты осуществляются на основе платежных документов.

Основная доля денежного оборота хозяйственных организаций (80-90%) падает на безналичный оборот и лишь незначительная часть - совершается в налично-денежной форме.

При ведении расчетного обслуживания банк производит, как правило, и кассовое обслуживание предприятий и организаций, если они нуждаются в этом.

Поскольку эмиссионным центром является Главный банк страны - в настоящее время это Центральный банк России, все вопросы движения наличных денег регулируются документами этого органа.

Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.

Основной частью денежного оборота является безналичный платежный оборот, который опосредует практически все сферы хозяйственных отношений предприятий и организаций. Безналичный платежный оборот полностью осуществляется через банковские учреждения, в которых открыты счета предприятий и организаций. Поэтому от правильной организации системы безналичных расчетов в целом зависит своевременность и быстрота осуществления расчетов между предприятиями, их финансовое положение, состояние платежной дисциплины в стране. Одним из факторов, обеспечивающих бесперебойность расчетов на всем экономическом пространстве страны, является единообразное применение правил расчетов, которые определяются нормативными актами. Эти документы издает Центральный банк страны. Они обязательны к исполнению для всех банков и их клиентуры.

Расчеты между банками на территории России осуществляются через  расчетно-кассовые центры, созданные Центральным банком России в республиках, краях, областях, городах, районах. Банковские операции по расчетам могут осуществляться по корреспондентским счетам, открытым друг у друга на основе межбанковских соглашений.

Все расчетные документы независимо от формы расчетов должны соответствовать требованиям установленных стандартов и содержать установленные реквизиты.

Расчетные документы принимаются банком к исполнению независимо от суммы. Помарки и подчистки при заполнении расчетных документов не допускаются. Прием документов банком производится в течение всего операционного дня. Списание средств со счета плательщика осуществляется на основании первого экземпляра расчетного документа или документа, переданного по телефаксу, если иное не оговорено Центральным банком.

 

55. Основы валютных отношений РФ. Валютное планирование.

Валютная система Российской Федерации представляет собой форму организации и регулирования валютных отношений, закрепленных национальным законодательством.

В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль — законное платежное средство, обязательное к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации.

Под валютой Российской Федерациипонимается:

  • находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка Российской Федерации и монет;
  • средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в Российской Федерации;
  • средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами Российской Федерации на основании соглашения, заключаемого Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации с ответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства российской валюты в качестве законного платежного средства.

Основным органом валютного регулирования в Российской Федерации является Центральный Банк России. Центральный Банк Россиикак орган валютного регулирования:

• проводит все виды валютных операций;

• определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

• устанавливает правила проведения операций с валютой и ценными бумагами, правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций;

• устанавливает порядок покупки и продажи иностранной валюты и др.

Государство осуществляет функции контроля, регулирования и надзора за валютно-финансовыми отношениями. К валютным ценностям относят:

• иностранную валюту (банкноты; казначейские билеты; мо­неты, являющиеся законным платежным средством в ино­странном государстве);

• ценные бумаги в иностранной валюте;

• фондовые ценности (акции, облигации и др.);

• драгметаллы (золото, серебро, платина);

• природные драгкамни (рубины, алмазы, сапфиры, изумру­ды).

Основными функциями ЦБ РФ в сфере валютного регулирова­ния являются:

• выдача лицензий;

• организация международных расчетов;

• котировка курса рубля к иностранной валюте;

• разработка валютной политики совместно с правительством. Государственное регулирование ВЭД осуществляется через квотирование и лицензирование.

 

56. Международные расчетные и кредитные отношения РФ с зарубежными странами. Котировка, конвертируемость рубля.

Международные расчетно-кредитные операции России с зарубежными государствами осуществляются в рублях, валютах других стран и клиринговых валютах. В международных экономических отношениях в рублях (инвалютных рублях) выражаются объемы предоставленных Россией кредитов иностранным государствам, определяются внешнеторговые цены с некоторыми странами. В отношениях с другими странами международные расчеты, внешнеторговые цены, кредиты и всевозможные операции выражаются в иностранных валютах, причем экспортно-импортные цены могут фиксироваться в одних ценах, а выплачиваться в других.

По характеру использования иностранные валюты делятся на: свободно конвертируемые, замкнутые (неконвертируемые, частично конвертируемые) и клиринговые.

Свободно-конвертируемая валюта - валюта, свободно и неограниченно обмениваемая на другие иностранные валюты. Она обладает, как правило, полной внешней и внутренней обратимостью, т.е. одинаковыми режимами обмена. В соответствии со сложившейся практикой международных отношений обратимыми валютами считаются валюты стран, где нет валютных ограничений по валютным операциям.

Замкнутая (неконвер


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow