ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ ПРИРОДЫ
Естественные силы природы – это солнечные лучи, воздух, вода, другая окружающая среда (снег, песок, горы и т.п.). Они являются важным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности человека, способствуют закаливанию организма, улучшают обмен веществ, укрепляют нервную систему. Одна из главных задач физического воспитания – формирование у занимающихся основных знаний о влиянии на организм естественных сил природы, а также практических навыков их использования в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и в повседневной жизни.
В процессе физического воспитания естественные силы природы применяются в сочетании с движениями (занятия физическими упражнениями на воздухе, при облучении солнечными лучами в воде и т.п.), а также в виде специальных процедур (воздушные и солнечные ванны, купание). Они могут быть использованы в двух направлениях: во-первых, для создания условий успешной организации и проведения занятий физическими упражнениями и, во-вторых, для закаливания организма занимающихся.
|
|
Использование природных факторов в процессе физического воспитания и физической реабилитации осуществляется по двум направлениям:
· Природные факторы, как сопутствующее воздействие, создающее благоприятные условия для физических упражнений (дополняют и усиливают эффективность воздействия движений на организм человека);
· Природные факторы, как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания, в виде солнечных, воздушных и водных ванн (эти процедуры, включенные в режим трудовой и учебной деятельности, становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления).
То же касается гигиенических факторов, к ним относятся мероприятия по личной и общественной гигиене труда, быта, отдыха, питания,
окружающей среды, санитарное состояние занятий и оборудования, которое подразумевает чистоту воздуха, определенную температуру и влажность, освещение, уборку помещений. В процессе выполнения физических упражнений, оказывающих разностороннее влияние на организм и личность занимающихся, соблюдение гигиенических норм и правил является обязательным, так как это повышает эффект воздействия упражнений и снижает риск травматизма.
Личная гигиена – непременный атрибут физической культуры студентов, которые обязаны знать гигиенические требования и соблюдать гигиену, а руководитель занятий прививает им навыки самостоятельного выполнения процедур общественной и личной гигиены. Несоблюдение этих правил снижает эффективность упражнений, может отрицательно отразиться на здоровье.
|
|
Большое значение в создании необходимых гигиенических условий имеет состояние материально-технической базы, спортивного оборудования, инвентаря и одежды. Существенную роль в процессе систематических занятий физическими упражнениями играет также научно обоснованный режим.
В качестве вспомогательных средств физического совершенствования также используются охота, рыбная ловля, проводимые в благоприятных условиях естественных сил природы. Особенно это важно для лиц зрелого и старшего возраста.
Педагогически правильное применение физических упражнений, естественных сил природы и гигиенических факторов позволяет успешно развивать физические и духовные способности людей, подготавливая их к общественно полезной деятельности.
РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА
Режим дня:
· Вставать ежедневно в одно и тоже время.
· Заниматься регулярно утренней гимнастикой.
· Питаться в установленные часы.
· Чередовать умственный труд с физическими упражнениями.
· Соблюдать правила личной гигиены
· Работать и спать в хорошо проветриваемом помещении
· Ложиться спать в одно и тоже время.
Режим труда и отдыха
– это чередование периодов работы и перерывов на отдых или для другой отличной от постоянной работы деятельности.
Виды режимов труда и отдыха:
· Внутрисменный;
· Внутрисуточный;
· Недельный;
· Годовой;
Правила разработки режимов труда и отдыха:
· рациональное чередование работы и отдыха, как одно из средств предупреждения утомления, должно проводиться на всех работах;
· при совершенствовании режимов работы и отдыха требуется учитывать воздействие условий труда на организм человека, его работоспособность;
· регламентированный отдых эффективнее, чем беспорядочные перерывы в работе, устанавливаемые по усмотрению работающих.
· содержание отдыха и его продолжительность должны быть подчинены одной цели — максимальному снижению утомления и обеспечению высокой и устойчивой работоспособности на протяжении рабочего дня (смены).
Режим труда и отдыха в течение смены (внутрисменный) определяет общую продолжительность смены, длительность перерывов на внутрисменный отдых, их число и размещение во времени, а также продолжительность обеденного перерыва.
Согласно рекомендациям НИИ труда, время регламентированных перерывов определяется на основе интегрального показателя, полученного в результате проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Формы отдыха
· активный – применяется для работ, требующих небольших физических усилий и нервного напряжения;
· пассивный – применяется при выполнении работ, требующих средних и больших физических усилий.
В основу рациональной организации отдыха положен эффект И.М. Сеченова. Его суть: утомленные мышцы быстрее восстанавливают работоспособность не при полном покое, а при включении в деятельность других, противоположных групп мышц, которые при этом бездействовали.
По принятой методике нормирования труда время, предусматриваемое на отдых, включается в проектируемый баланс рабочего времени смены.
Согласно данным исследований, перерыв на обед целесообразно устанавливать в середине рабочего дня или с отклонением в пределах ±30 мин. Продолжительность перерыва должна составлять 0,5-1 час, что обусловливается временем, необходимым для приема пищи, частичного снятия утомления и восстановления работоспособности.
Время обеденного перерыва не является частью рабочего времени и не учитывается при нормировании труда.
Учитывая необходимость изменения продолжительности рабочего периода во время напряженных полевых работ (посев, уборка и т.п.) и неполную загрузку в другие рабочие периоды года, администрация хозяйства по согласованию с комитетом профсоюза может увеличивать на указанных работах продолжительность рабочего дня, но не более чем до 10 часов. При этом в другие периоды для рабочих, имеющих переработку сверх нормативного рабочего времени, устанавливаются сокращенные по времени рабочие дни. Но средняя продолжительность рабочего дня за год не должна превышать установленной.
|
|
Внутрисуточный режим работы предполагает определение количества смен работы в течение суток и построение графиков сменности.
При планировании работы смен в течение суток учитывается работоспособность человека.
При построении графиков необходимо учитывать следующее:
· работа при двухсменном режиме должна начинаться не ранее 6 часов (первая смена), а оканчиваться не позднее 24 часов по местному времени (вторая смена);
· продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее двойной продолжительности времени предшествующей работы;
· при двух и трех сменных режимах работы переходы из одной смены в другую должны проводиться не чаще чем через 5-6 дней.
Недельный режим труда и отдыха – представляет собой расписания, устанавливающие число рабочих дней и часов в неделю, порядок чередования смен.
Графики выходов на работу должны обеспечивать бесперебойное обслуживание производства, ритмичное чередование времени работы и отдыха, создавать благоприятные условия по использованию внерабочего времени.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ И СОН
Биологические ритмы - периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в живых организмах. Считается, что механизм отсчета времени заключен молекулах ДНК.
Хронотип человека — типичный для данного человека характер суточной активности. Существует два основных хронотипа: «совы» и «жаворонки», также иногда выделяют третий хронотип — «голуби».
Трактовка хронотипов
· «Жаворонки» Самостоятельно и легко пробуждаются рано утром, активны в первой половине дня, после полудня наступает спад. Рано ложатся спать.
|
|
· «Совы» Самостоятельно пробуждаются поздно, не ранее чем за 2-3 часа до полудня, пики активности приходятся на вечернее-ночное время, ложатся спать поздно, нередко после полуночи.
· «Голуби» Промежуточный тип, самостоятельное пробуждение утром, несколько позже «жаворонков», активность в течение дня постоянная, без заметных пиков и спадов, ложатся спать за час-полтора до полуночи.
“Расписание” биологических часов.
· Утром с 7 до 12 часов активизируется работа пищеварительного тракта. Пища, съеденная в это время, полностью усваивается и превращается в энергию, которую человек использует в течение дня, поэтому более правильней есть в это время около 2/3 своего рациона, чем в другое время.
· После 12 часов дня артериальное давление человека снижается, мозговая активность замедляется. В это время мамы укладывают детей спать. Но ведь биоритмы действуют на всех людей, и поэтому взрослым, у которых есть возможность вздремнуть днем, также НЕ стоит этим пренебрегать. Особенно в летнюю жару, когда организм испытывает дополнительные нагрузки, отдых полезен для всех без исключения
· Дневное время с 3 до 6 часов вечера – хороший период для физической и умственной деятельности. В это время сердце и сосуды работают максимально эффективно, поэтому можно заняться спортом или домашними делами. В период с 6 до 8 вечера лучше всего перекусить и отправиться на прогулку. Температура тела в эти два часа также максимальна. Далее организм успокаивается и начинается выработка гормона сна. Поэтому после 8 часов вечера лучше заниматься деятельностью, не требующей сильной нагрузки.
· К 4-5 часов - организм готовится к пробуждению. К 5ч утра начинает снижаться продукция мелатонина, растет температура тела. Незадолго до пробуждения, около 5:00 часов утра в организме начинается продукция "гормонов активности" - кортизола, адреналина. В крови увеличивается содержание гемоглобина и сахара, учащается пульс, повышается артериальное давление, углубляется дыхание. Начинает повышаться температура тела, увеличивается частота фаз быстрого сна, растет тонус симпатической нервной системы.
Биоритмы живых организмов, в том числе и человека, проявляются во всех жизненных процессах. Без них невозможна была бы жизнь. Поэтому при изучении биологических ритмов важно не только знать об их существовании, но и учитывать их локализацию и роль в жизни.
Биоритмы оказывают непосредственное влияние на работоспособность организма, обеспечиванот ее волнообразный характер. Человеческий организм подчиняется ритмам, заложенным самой природой, и эти ритмы оказывают влияние на все процессы, происходящие в организме, то учет этих ритмов и уважительное отношение к ним - основа человеческого здоровья.
Биоритмы не предсказывают будущее. Они могут только подсказать человеку, когда он будет в наилучшем или в наихудшем состоянии, предсказать дни, когда могут возникнуть кризисные ситуации, чтобы с их учетом спланировать свою деятельность, и научиться просто, мудро жить.