Гомосексуализм как форма девиантности

Цель лекции – формирование знания о гомосексуализме как форме девиантности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: осуществить концептуализацию феномена однополой любви; рассмотреть отношение к однополой любви в истории общества, теории гомосексуализма, проблемное поле гомосексуализма.

Цель и задачи лекции определили перечень учебных вопросов:

1. Концептуализация феномена однополой любви.

2. Отношение к однополой любви в истории общества.

3. Теории гомосексуализма.

4. Проблемное поле гомосексуализма.

1. Концептуализация феномена однополой любви. Феномен однополой любви известен с незапамятных времен, хотя слова «гомосексуализм» не существовало вплоть до второй половины XIX в. Впервые данный термин был употреблен в 1896 г. немецко-венгерским писателем, переводчиком и журналистом Каролем Марией Кертбени, который вначале печатался под именем «Доктор Бенкерт». По этой причине, многие и до настоящего времени ошибочно считают его врачом.

В Древней Греции понятия «гомосексуалист» не было; соответствующие прилагательные дифференцировали не индивидов, а их эротические поступки и предпочтения.

В Средневековой Европе получает распространение понятие «содомия», которое также обозначает не индивида, а особый тип действий, с которым не ассоциировалась особая социальная и психологическая идентичность.

В медицинской литературе XIX века проблема ставится иначе. Понятие «гомосексуализм» означает:

· особое психофизиологическое состояние;

· болезнь;

· определенный стиль жизни;

· разновидность человеческого рода, которая по всем основным показателям отличается от других людей.

Со времен Древней Греции мужской гомосексуализм называют уранизмом. Термин основан на диалогах Платона, в которых богиня Афродита Урания («небесная») объявлена покровительницей однополой любви.

С того же времени женский гомосексуализм часто называют лесбиянством или сафизмом – по имени древнегреческой поэтессы Сафо, жившей на острове Лесбос и, по приданию, одержимой страстью к девушкам и женщинам.

В зависимости от объекта гомосексуальных влечений различают:

· андрофилию – влечение мужчин к взрослым субъектам;

· гинекофилию – влечение женщин к взрослым субъектам;

· эфебофилию – влечение мужчин к подросткам и юношам;

· корофилию – влечение женщин к юным девушкам;

· педерастию любовь к мальчикам (от слов «пайдос» и «эрастес»).

Кроме этого, гомосексуализм подразделяют на врожденный (биологически детерминированный) и приобретенный (ситуационный, реактивный). Об этом говорил еще в конце XIX века русский дерматовенеролог В.М. Тарновский, который считал, что приобретенный гомосексуализм возникает вследствие половых излишеств, жажды разнообразия и других внешних влияний.

Советский сексопатолог А.М. Свядощ уточняет: врожденным является

· активный гомосексуализм у женщин;

· пассивный гомосексуализм у мужчин;

ситуационным-

· пассивный гомосексуализм у женщин;

· активный гомосексуализм у мужчин.

В 1935 г. американский ученый А. Кинзи опубликовал работу, которая произвела на общество сильнейший эффект. В ней делался вывод о том, что о гомо- и гетеро- сексуальности можно говорить лишь как о полюсах некоторого континуума, а не как о самостоятельных сущностях. Выводы, к которым пришел исследователь, состояли в следующем:

1. гомосексуальная ориентация не тождественна гомосексуальному поведению;

2. сексуальное поведение и эротические переживания не всегда совпадают;

3. гомо- и гетеро- сексуальные индивиды отличаются не сущностно, а количеством гомо- и гетеро- сексуального опыта;

4. в формировании исключительно гомосексуального поведения важную роль играет стигматизация.

Термины «гомосексуализм» и «гомосексуалист» широко использовались в русскоязычной литературе вплоть до 1990-х годов. Позже некоторые исследователи отказались от их применения, объясняя это тем, что данные термины имеют негативную оценочную коннотацию (из-за преследования и, в целом, негативного общественного мнения в СССР). В связи с этим получили распространение термины «гомосексуальность» и «гомосексуал». Практика широкого их использования связана с декриминализацией данного феномена в УК РФ (отмена в 1993 г. Ст. 121.1) и с его демедикализацией в МКБ-10 (принята в РФ с 1997 г.).

С XIX века в литературе существует понятие «гей», которым обозначают особую позитивную культуру. Это понятие имеет коннотацию не только сексуальной ориентации, но и активной общественной позиции. В России оно становится популярным с начала 1990-х годов. «Гей» (это прилагательное употребляется и как существительное) — не просто мужчина, любящий мужчин, а носитель особого самосознания, член соответствующей субкультуры, общины или организации, борец за свои гражданские права и т.д. (И.С. Кон). В связи с этим получает распространение термин «гей-идентичность» - признание и принятие своей сексуальной ориентации; определенный социальный статус.

В современной специальной литературе термин «гомосексуальность» (в широком смысле) используется для обозначения сложного феномена складывающегося из гомосексуальной ориентации (сексуального влечения к лицам своего пола), гомосексуальной идентичности (осознания себя как лица гомосексуальной ориентации) и гомосексуального поведения (сексуальной практики с лицами своего пола).

Для обозначения гомосексуального контакта между мужчинами в законодательных документах до сих пор официально используется термин «мужеложство». В частности, депутатская группа «Народный депутат» в 2002 году предлагала вернуть уголовную ответственность за «мужеложство» (Ст. 121.1), которое в законопроекте определялось как «противоестественное удовлетворение половой потребности мужчины с мужчиной».

2. Отношение к однополой любви в истории общества. Отношение общества к однополой любви менялось в зависимости от этапа исторического развития и культуры. Приведем лишь несколько примеров, подтверждающих это.

Во-первых, по данным историков, первые письменные упоминания об однополой любви встречаются в папирусах Древнего Египта: боги Фет и Гор состояли в гомосексуальной связи.

Во-вторых, этнографические исследования свидетельствуют о том, что гомосексуализм был известен первобытным народам Африки, Азии, Америки. И.С. Кон пишет о «гомосексуальной педагогике».

В-третьих, гомосексуальные отношения были распространены и в странах Древнего Востока: Индии, Египте, Вавилоне. В странах мусульманского Востока распространение гомосексуализма связано с существованием гаремов.

В-четвертых, широкое распространение гомосексуальные отношения имели и в Древней Греции, и в Древнем Риме. Белее того, здесь он весьма поощрялся в высших классах общества. В Древнем Риме были приняты и считались законными гомосексуальные браки. Многие императоры Древнего Рима (например, Нерон) состояли в таких браках.

В-пятых, с упрочением в Европе христианства гомосексуализм стали рассматривать как один из тяжких грехов, названных содомией («содомским грехом»)в связи с библейским сюжетом о городах Содоме и Гоморре, жители которых наряду с прочими «отклонениями» предавались и однополой любви.

В-шестых, в европейском каноническом праве гомосексуализм получает статус преступления. Этот статус он сохраняет вплоть до ХХ века. Например, в России статья УК, предусматривающая наказание за гомосексуализм была отменена только в 1993 г.

В Европе и в Америке сексуальные меньшинства стали выступать за свои права в конце 1960-х годов. Они требовали права на отличие. В 1980-е годы их требования изменились: геи стали требовать права на безразличие (чтобы к ним относились как к человеческим существам и обычным гражданам, без дискриминации и особых привилегий).

Как уже говорилось ранее, к концу 1990-х гг. в большинстве цивилизованных стран мира происходит декриминализация и демедикализация гомосексуализма.

В социологии девиантного поведения и социального контроля гомосексуализм традиционно рассматривался как одна из форм девиантности.

В 1980-е годы появились возражения против такого понимания. Некоторые авторы считали, что гомосексуализм слишком «биологичен», поэтому его нельзя относить к социальным девиациям. Другие считали, что гомосексуализм вообще не является отклонением: это одна из сексуальных ориентаций, сформировавшихся в процессе эволюции. Он столь же нормален, как гетеросексуализм или бисексуализм.

Основные аргументы в пользу «нормальности» гомосексуализма:

1. Если бы гомосексуализм был полностью патологичен, то он давно бы исчез (элиминировался) в ходе естественного отбора, но это не так, более того, количество гомосексуалистов характеризуется относительно постоянной величиной в популяции (4% мужчин и 1% женщин). По данным Я.И. Гилинского, даже если исходить из минимальных показателей 1-2 %, в России должно быть не менее 1,5-3 млн. человек устойчивой гомосексуальной ориентации. Локальные же исследования свидетельствуют о значительно большем распространении гомосексуализма.

2. ВОЗ исключила гомосексуализм из числа соматических и психических заболеваний (МКБ-10).

3. В целом ряде стран добровольный гомосексуализм взрослых людей не считается преступлением. Разрешены браки между однополыми людьми.

Основные аргументы в пользу «девиантности» гомосексуализма:

1. Широкое распространение в обществе какого-либо явления еще не делает его «нормальным».

2. Гомосексуализм девиантен на институциональном уровне, поскольку не позволяет одному из основных социальных институтов современного общества – семье выполнять свои функции (репродуктивную, социализирующую). Если бы большая или весомая часть населения была бы ориентирована гомосексуально, то общество не смогло бы эффективно воспроизводить себя.

3. Гомосексуализм девиантен по отношению культурному сценарию гендерного поведения мужчин и женщин.

3. Теории гомосексуализма. Теории гомосексуализма можно разделить на четыре группы: биологические, психологические, социальные и многофакторные.

Первую группу составляют биологические теории гомосексуализма, ориентированные на поиск биологических факторов формирования гомосексуализма. Можно выделить три направления поисков:

· изучается возможность гормонального влияния в процессе внутриутробного и послеутробного развития;

· исследуются генетические факторы;

· производится оценка анатомических различий в структуре головного мозга геев и мужчин с гетеросексуальной ориентацией.

Вторую группу составляют психологические теории гомосексуализма. Среди этих теорий наибольший интерес вызывает психологическое объяснение формирования гомосексуальной ориентации, предложенное австралийским психологом Вивьен Касс – автором теории идентификации.

Третью группу составляют социологические теории гомосексуализма. Социологическое объяснение формирования гомосексуальной ориентации представлено теорией стигматизации американского социолога И. Гоффмана.

В настоящее время исследователи отдают предпочтение многофакторной модели гомосексуализма, в которой учитывается влияние на формирование гомосексуальной ориентации биологических, психологических, социальных и социально-психологических факторов. Среди таких факторов выделяют:

· совращение;

· лишение доступа к лицам противоположного пола;

· материнскую гиперопеку (для мальчиков);

· материнскую холодность и сдержанность отцов (для девочек). С одной стороны, девочка стремится восполнить недостаток материнской ласки, а с другой – не умеет общаться с мужчинами;

· страх сексуальной неудачи;

· негативный гетеросексуальный опыт и т.д.

4. Проблемное поле гомосексуализма. Феномен гомосексуализма связан с целым рядом социальных проблем – распространением феноменов, которые определяются обществом как негативные ввиду их отрицательного воздействия на индивидов и общество, а поэтому нуждающиеся в исправлении.

1. Враждебное отношение к гомосексуалистам в общественном сознании. Этот социально-психологический феномен обычно называют гомофобией, что означает страх перед гомосексуалистами (например, могут совратить ребенка и т.д.), а также страх быть заподозренным в гомосексуальной ориентации.

2. Создание обществом условий, провоцирующих массовый гомосексуализм. Речь идет о существовании тоталитарных институтов, в которых ограничен доступ к лицам противоположного пола: пенитенциарная система; армия; закрытые учебные заведения с раздельным обучением.

3. Формирование моды на нетрадиционную ориентацию. В России такая мода сформировалась в 1990-е гг. Об этом свидетельствует демонстрация гомосексуальной ориентации звездами шоу-бизнеса (Б. Моисеев и др.), необычайная популярность дуэта «Тату».

4. Распространение в обществе форм девиантного поведения, имеющих гомосексуальную окраску. К таким формам относятся гомосексуальная проституция, в том числе и детская; гомосексуальное совращение несовершеннолетних; гомосексуальное изнасилование, гомосексуальный протекционизм и т.п.

5. Агрессивное поведение гомосексуалистов. Выступление на передаче В. Соловьева «Поединок» в 2011 г. одного из лидеров Гей-движения России. Требование разрешить проведение в Москве Гей-парада в День ВДВ.

6. Презрительное отношение к геям как к сексуальным извращенцам (или как к «опущенным») порождает у них страх, что кто-то узнает об их проблеме (скрытый гомосексуализм, «внутренняя гомофобия»). Они боятся обращаться к врачу (психотерапевту), иногда кончают жизнь самоубийством.

7. Проблемы для родителей и родственников гомосексуалистов. Неготовность родителей принять гомосексуальную ориентацию своего ребенка как «нормальную», нежелание смириться с этим порождают семейные конфликты. Осознание гомосексуальной ориентации в зрелом возрасте (в случае скрытого гомосексуализма) ведет к распаду семей – страдают супруги, дети.

Выводы по теме. Систематизация знаний, представленных в зарубежной и отечественной научной и учебной литературе, позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, концептуализация феномена однополой любви осуществляется с помощью таких понятий, как «уранизм», «лесбиянство», «сафизм», «андрофилия», «гинекофилия», «эфебофилия», «корофилия», «педерастия», «содомия», «гомосексуализм», «гомосексуалист», «гомосексуал», «гомосексуальность», «гей», «гей-идентичность», «мужеложство».

Во-вторых, в современной специальной литературе термин «гомосексуальность» (в широком смысле) используется для обозначения сложного феномена складывающегося из гомосексуальной ориентации (сексуального влечения к лицам своего пола), гомосексуальной идентичности (осознания себя как лица гомосексуальной ориентации) и гомосексуального поведения (сексуальной практики с лицами своего пола).

В-третьих, отношение общества к феномену однополой любви менялось в зависимости от этапа исторического развития и культуры: от его принятия вплоть до признания законности гомосексуальных браков (Древний Рим, некоторые современные страны) до наделения данного феномена статусом «тяжкого религиозного греха», «преступления», «болезни».

В-четвертых, в социологии девиантного поведения и социального контроля гомосексуализм традиционно рассматривался как одна из форм девиантности.

В-пятых, в современной науке представлены различные теории, объясняющие происхождение гомосексуализма: биологические, психологические, социальные и многофакторные.

В-шестых, феномен гомосексуализма связан с целым рядом социальных проблем – распространением феноменов, которые определяются обществом как негативные ввиду их отрицательного воздействия на индивидов и общество, а поэтому нуждающиеся в исправлении.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: