Группа№2.Информатика и ИКТ.
№64 17.06.2020г.
ТЕМА: Проект. Проектные задания по системологии.
Цель: проработать понятие системологии.
Учебник:
http://informika-e.ru/S2/11_SEMAKIN.pdf
Каждый из нас в своей жизни неоднократно сталкивается с какими-либо проблемами, и поэтому каждому приходится принимать определенные решения.
По какой дороге везти груз? Какой суп сварить на обед? Какой построить садовый домик? Одним словом, нам часто приходится принимать решения и на работе, и дома. Ну а для руководителей любого ранга решения — это основной вид продукции. Каждый, кто сталкивался с решением сложных проблем, с принятием деловых или личных решений, знает, насколько это сложно и сколько сил на это требуется.
Задачи такого типа не рассматриваются ни на одном из школьных предметов, все это — "жизненные задачи".
Принимая решение, руководитель предприятия, врач, военачальник наряду с количественными результатами должен учитывать множество обстоятельств и соображений. В результате решение не сводится к однозначным ответам. Как правило, получается, что в одинаковых условиях можно действовать и так, и иначе. А жизнь заставляет на чем-то остановиться, прийти к вполне определенному, единственному решению. Тут не обойтись без выбора, который, помимо умения считать, требует еще и волевых качеств.
Французский ученый, физик и логик, ректор Парижского университета Жан Буридан (ок. 1300 — ок. 1358) сочинил притчу об осле, который умер с голода, так как не смог выбрать одну из двух одинаковых охапок сена, оставленных ему хозяином. Печальная история буриданова осла — лучшая иллюстрация того, что может приключиться, если у принимающего решение отсутствует воля.
В век научно-технической революции условия человеческой деятельности и связанные с ней решения небывало усложнились. Рассчитывать при принятии решения только на опыт и интуицию уже нельзя. Полагаться в решении такой задачи на "озарение" — это значит заранее обречь себя на неудачу.
Все "жизненные задачи" являются плохо поставленными задачами, т.е. из их условия нельзя однозначно извлечь, что является исходными данными, а что — результатами, а также — какова связь между ними. К примеру, задание "Решить уравнение 2x + 3 = 7", конечно, является задачей (возможно, для кого-то и весьма трудной), но не является плохо поставленной задачей, так как в ней абсолютно ясно, что дано, что надо найти и какова связь между исходными данными и результатами. Точно так же любая текстовая задача из учебника математики (да и практически любого другого предмета) — это хорошо поставленная задача.
Оказывается, для решения самых разнообразных жизненных, плохо поставленных задач существуют специальные методы и подходы, которые позволяют выбрать более правильное решение, добиться лучших результатов при тех же затратах. Любые методы, которые помогают человеку понять, что он хочет и что у него есть, которые позволяют оценить с единых позиций желаемые цели и имеющиеся ресурсы, являются не только полезными, но порой и просто необходимыми.
Разобраться с методами решения "жизненных" задач нам поможет наука системология, которая направлена на решение "жизненных задач", на выяснение причин сложностей, возникающих при решении какой-либо проблемы.
Что изучает системология? Место системологии среди других наук
С конца 30-х годов системы являются предметом исследования математиков, рассматривающих "системы вообще" в различных предметных областях. Во второй половине нашего столетия появляется ряд новых научных направлений, таких, как кибернетика, математическая теория систем, теория принятия решений, исследование операций и искусственный интеллект. Все эти направления тесно связаны с возникновением компьютерных технологий, и все они связаны с понятием системы.
Естественно, возник вопрос: а нельзя ли смотреть на эти научные направления как на части общей науки о системах? Идея построения теории, которая бы занималась системами любой природы, принадлежит австрийскому биологу Людвигу фон Берталанфи (1901—1972). Эта наука и называется системологией.
Системология, или системный анализ, — это наука об общих принципах организации сложных систем, это анализ очень сложных объектов, из-за сложности которых трудно изучать протекающие внутри них процессы и тем более их контролировать. Системология позволяет по косвенным признакам прогнозировать те или иные процессы и управлять ими.
Лабораторией для науки о системах является компьютер, который позволяет экспериментировать ученому-системщику точно так же, как это делают другие ученые в своих лабораториях.
Системология далеко вышла за рамки математики. Уже не только ученые, но и люди самых различных профессий (инженеры, предприниматели, педагоги, деятели культуры) обнаружили системность своей деятельности.
Мы с вами будем говорить не только о естественных системах, созданных самой природой, но и об искусственных системах, созданных руками человека. Создать хорошо отлаженную систему, особенно сложную, довольно трудно. Это целая наука. О том, как правильно создавать системы, мы узнаем при знакомстве с элементами системологии.
Можно выделить два основных направления научного развития.
Первое направление состоит в следующем. Для того чтобы понять тонкости, лежащие в основе явления, стремятся проникнуть вглубь изучаемого явления, оно искусственно расчленяется, и каждая часть рассматривается отдельно, без учета влияния извне. Изучением каждой из этих частей занимаются специальные научные дисциплины.
Мы привыкли к традиционному делению наук на физику, химию, биологию, социологию и т.д. На рис. 3 предметная "нарезка" знаний представлена вертикальными линиями. Предметом любой научной дисциплины является определенный класс систем.
Физика изучает одни свойства предметов и явлений, химия — другие, биология — третьи, социология — четвертые... Обычно эти предметы и явления представляют собой сложные системы со множеством связей. Но мы уже говорили о том, что система в целом качественно отличается от суммы составляющих ее частей и имеет свойства, которых нет у ее элементов. Яблоко, например, с точки зрения химии — это набор химических элементов, с точки зрения физики — это предмет, который имеет определенную массу и низкую электропроводность, с точки зрения биологии — это плод и т.д. И тем не менее это яблоко, имеющее свойства, присущие только ему.
Другое направление возникло благодаря намерениям исследователей добиться результатов, характеризующих явление в целом. В этом случае могут игнорироваться некоторые особенности, глубина результата, но выявляются общие свойства, которые характерны для групп явлений, фактов, закономерностей и т.д. Другими словами, достижения научных дисциплин обобщаются.
Системный подход базируется как раз на том, что к предмету или явлению нужно относиться как к системе, что они могут проявить свои системные свойства. Само явление здесь рассматривается как элемент некоторой системы с учетом взаимосвязей с другими явлениями, что позволяет выделить основные свойства явлений. Они, как правило, носят междисциплинарный характер
Системный подход позволяет охватить изучаемый предмет или явление в целом — с учетом разнообразных связей, присущих только ему. В первую очередь на системный подход опираются те дисциплины, для которых недостаточно разработан исследовательский аппарат.
Системология предполагает "горизонтальное" разделение знаний, т.е. делит все знания не на предметы, а по уровню сложности знаний — на простые, не очень сложные, сложные и сверхсложные. Таким образом, привычному, разделению наук противопоставляется объединение наук.
Из этого следует, что системологию нельзя сравнивать с другими науками. Более правильно рассматривать ее как новое измерение в науке.
Вопросы и упражнения
1. Что такое системология?
2. Назовите несколько наук, родственных системологии.
3. Какую роль в работе ученых-системщиков играет компьютер?
4. Почему один и тот же объект, предмет или явление может изучаться в разных дисциплинах?
5. Приведите примеры, когда одно и то же явление рассматривается разными научными дисциплинами с разных сторон.