Игра – бежалка «ЛИДЕР»

ИГРЫ – БЕЖАЛКИ.

 

   В отличие от степенных игр - шагалок, в которых как в походе важна не столько конечная цель маршрута, сколько сам процесспутешествия, игры - бежалкинаполнены особым драматизмом, в них играет живой нерв.

   Не случайно в народе говорят,что нет ничего более волнительного, чем ждать и догонять.

           Игра - «это напряжение, равновесие, колебание, чередование, контраст, вариация, завязка и развязка и, наконец, разрешение. Игра связывает и освобождает. Она приковывает к себе. Она пленяет и зачаровывает».                           Йохан Чёйзинга
Универсальные настольные логопедические игры этого вида можно разделить на две группы: 

  - в одних игроки стремятся  догнать и по возможности перегнать лидера;
- в других с нетерпением ждут своего хода, опасаясь, что не успеют вовремя «унести ноги» от преследователя.

      Таким образом, игры – бежалки - это легкая, щадящая «прививка», вырабатывающая у детей иммунитет к стрессам.

            До начала игры необходимо объяснить детям, что их фишки по игровой дорожке будет передвигать только сам логопед. И до тех пор, пока игрокчетко не произнесет название картинки, его фишка дальше двигаться не сможет.

      Вместо коррекционных картинок или наряду с ними можно использовать пиктограммы с оральными образами гласных звуков, карточки с гласными буквами, карточки со звуковыми моделями слов, карточки с напечатанными на них словами, карточки с иллюстрациями языколомок, скороговорок и т.д.

     Кроме того, так же, как в игре-шагалке «Пешеходы» логопед может увеличить насыщенность речевого материала корригируемым звуком. 

 

             


Игра – бежалка «ЛИДЕР»

    Коррекционные картинки (их количество и содержание определяет логопед) раскладываются на столе длинной дорожкой. На первую картинку логопед ставит какой-либо трофей, например, «сундук с сокровищами», «лекарство», «Емелину печку» и т.п.

    Игроки поочередно «бросают» (см. Примечание № 1 к игре – шагалке «Простая дорожка») игральный кубик и, в соответствии с его указаниями, четко называют определенное число последовательно лежащих на игровой дорожке коррекционных картинок. Логопед передвигает их фишки с картинки на картинку, контролируя качество звукопроизношения. При этом лидирующая фишка «несет» трофей, т.е. «сундук с сокровищами» всегда ставится на одну картинку с фишкой, вырвавшейся вперед.

    Тот, кому в процессе игры удается обогнать лидера, забирает трофей и несет его с собой. Побеждает игрок, доставивший трофей к финишу.

 

Согласитесь, каждому ребенку необходимо не просто обладать, но и сознательно проявлять свои добродетели, с детства приучаться позиционировать себя как человека благородного, заботливого. Различные сюжетные вариации игры – бежалки «Лидер» дают великолепные поводы к этому! Ведь в них детям приходится:

   - то учить ходить расколдованную (потерявшую свой хвост) Русалочку:
                                  Кто первым идет, тот Русалочку ведет,

   - то спешить с лекарством к заболевшему Айболиту и проч.

   

   Если игра –бежалка «Лидер» апеллирует к таким душевным качествам, как доброта, сострадание; то игра – бежалка «Погоня» поможет детям укрепить характер, развить смелость и мужество. 

 

Игра – бежалка «ПОГОНЯ».

    Коррекционные картинки, количество и содержание которых определяет логопед, раскладываются на столе в виде прямой или извилистой дорожки к какой-либо определенной цели: в лес, к домику бабушки и т.п. 

   Игроки поочередно «бросают» (см. Примечание № 1 к игре – шагалке «Простая дорожка») игральный кубик и, в соответствии с его указаниями, четко называют определенное число картинок, а логопед передвигает их фишки по дорожке.

   Роль преследователя (Волка, например) всегда исполняет логопед. Он не бросает игральный кубик, но после хода каждого игрока передвигает свою фишку на один шаг по дорожке, «специальным» голосом называя картинку, возле которой останавливается. 

    Цель игроков - добежать до финиша. Логопеду необходимо заранее предусмотреть любые варианты исхода игры, чтобы не допустить возможности преследователю обгонять игроков. Для этого, во-первых, в игре не должно быть более 4 – 5 участников. Во-вторых, для ускорения движения игроков логопед может выложить на игровой дорожке 2 – 3 «сюрпризные» картинки (см. правила игры «Дорожка с сюрпризами») при условии, что преследователю они не помогут. 

  И, наконец, можно предусмотреть «препятствие», которое в случае необходимости задержит преследователя. Картинка «светофор», например, «зажжет» для него сначала красный свет, во время его следующего хода – желтый, и только в третий раз – зеленый свет.                                      

    Безусловно, играя с детьми в игры – бежалки логопед должен проявлять максимум внимания к психическому состоянию воспитанников, чтобы, развивая смелость не спровоцировать возникновения страхов. 

Игроки должны быть совершенно уверены в том, что даже если преследователь кого-нибудь из них настигнет, то не причинит ни малейшего вреда.

 

Перед началом игры:      Поскорей домой, ребята, надо нам -                  

                                           Крокодил бежит за нами по пятам!                       

                                           Если сможет он кого-нибудь догнать -             

                                          целый день за пятки будет щекотать!

                   

И в финале игры:          Нам совсем – совсем не страшен Крокодил!

                                          Он, ребята, только нас развеселил!

                                          Ну, а коль не испугались мы его,

                                          уж теперь не побоимся ни-ко-го!

 

                                           Игра – бежалка «КРЕПОСТЬ».     

    На столе ровным кольцом раскладывается 25 – 30 коррекционных картинок с «нужным» звуком - это «вражеская крепость». В кольце оставляется зазор размером в одну картинку, слева от которого - вход в «крепость», справа - выход. Рядом с выходом лежит картинка – «ворота», которой в конце игры будет закрыт зазор в кольце.

     Участники игры - «лазутчики» поочередно «бросают» игральный кубик и в соответствии с выпавшим числом четко называют определенное количество коррекционных картинок, начиная от входа (по часовой стрелке), а логопед передвигает их фишки по соответствующим картинкам.

    После хода каждого игрока логопед передвигает по внутренней стороне кольца свою фишку - «стражника» каждый раз вперед на один «шаг».

«Лазутчики» знают, что, добравшись до финиша, «стражник» перекроет выход из «крепости» - зазор в кольце картинок. Поэтому они стараются как можно скорее выбраться из «вражеской крепости». 

Игроков, не успевших финишировать до закрытия «крепости», «стражник» берет «в плен» и не выпускает без «выкупа». 

«Выкуп» для «пленников» назначает логопед:

                 - повторить «лечебную» цепочку слогов;

                 - произнести «целебную» чистоговорку;

                 - воспроизвести ритмический рисунок или построить звуковую модель слова.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: