Информация об Антикризисном плане Общенационального союза НКО
По поддержке некоммерческого сектора в период кризиса, вызванного
COVID-19.
Общенациональный союз некоммерческих организаций объединяет более 5000 разнопрофильных некоммерческих организаций из всех субъектов Российской Федерации в целях содействия наиболее полной реализации их законных прав и интересов. Всецело поддерживая курс, проводимый Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, деятельность Союза НКО позволяет добиваться значимых результатов в сфере оказания социальных услуг наиболее уязвимым группам населения нашей страны, реализации благотворительных, культурных и просветительских проектов и программ.
В нынешних условиях пандемии и действующих санитарно-ограничительных мер как никогда возрастает роль третьего сектора, разделяющего вместе с государством ответственность за благополучие незащищенных слоев нашего общества. Однако лишь у немногих некоммерческих организаций есть финансовые резервы и доступ к капиталу, которые бы позволили в прежнем объеме предоставлять социальные услуги, сохранить штат сотрудников и оказывать жизненно важную поддержку людям, находящимся в группе риска.
Напомним также, что за последние пять лет, согласно данным Росстата, отток кадров из некоммерческого сектора составил более 500 000 человек (более 50% от общего количества граждан, официально занятых в некоммерческом секторе).
В связи с этим Союз НКО, будучи лидирующим отраслевым объединением, разработал проект, призванный аккумулировать и обеспечить поэтапную реализацию комплекса мер, направленных на поддержку некоммерческого сектора в условиях эпидемиологического кризиса.
Антикризисная «дорожная карта» от Союза НКО включает список из более, чем 20 предложений, разбитых на восемь блоков:
1. Арендные и налоговые каникулы для арендаторов государственного и муниципального имущества. Отмена арендной платы на период пандемии обеспечит экономическую устойчивость некоммерческих организаций. Это позволит государству не потерять из-за кризиса целую экосистему социальных проектов, которая выстраивалась десятилетиями и является субгарантом социально- экономического развития территорий.
Данный блок включает следующие предложения:
34.1. Освободить НКО от обязанности вносить регулярные платежи по аренде в период с 01.04.2020 до 01.10.2020. В этот период не применять к НКО меры ответственности за нарушение порядка и сроков оплаты арендной платы, не взыскивать впоследствии арендную плату за каникулярный период.
34.2. Временно (на период с 01.04.2020 до 01.10.2020) освободить сотрудников НКО от уплаты НДФЛ в размере 13% с доходов, полученных в виде заработной платы (либо предусмотреть налоговый вычет для сотрудников НКО в размере НДФЛ, удержанного с заработной платы).
34.3. Снизить налоговую нагрузку на НКО путем снижения ставок по отчислениям в ПФР, ФСС, ФФОМС до общего объема не более 15% на период с 01.04.2020 и до конца 2020 года.
35. Субсидии на уставную деятельность. Важно поддержать некоммерческие организации, оказывающие социальные услуги населению, т.к. после снятия ограничительных мер многие граждане не смогут быстро вернуться к прежнему уровню потребления, в т.ч. и социальных услуг.
Данный блок включает следующие предложения:
200.1. Организовать поддержку НКО в формате субсидий на обучение (повышение квалификации) своих сотрудников в период с 01.04.2020 по 31.12.2020 (в частности, на обучение в дистанционном формате).
200.2. Организовать поддержку работодателей из числа НКО в виде субсидирования первых восьми месяцев заработной платы вновь принятых сотрудников организаций, трудовые договоры по которым заключены после 01.04.2020.
200.3. Обеспечить субсидирование уставной деятельности некоммерческих организаций в размере не менее 10% от объема средств, направленных на реализацию социально значимых проектов НКО за 2019 год (при условии строгого контроля за расходованием средств).
201. Гранты на антикризисные проекты. После пандемии граждане столкнутся с массой проблем (таких, как, например, сокращение доходов, потеря работы, проблемы психологического характера и др.). Поэтому уже сейчас важно применить весь потенциал некоммерческого сектора для преодоления кризисных последствий.
Данный блок включает следующие предложения:
201.1. Увеличить не менее, чем на 10%, объем государственной поддержки некоммерческих организаций, выделяемой из средств федерального бюджета.
201.2. Обеспечить государственное софинансирование конкурсов, проводимых институтами развития в целях поддержки некоммерческих организаций в кризис, вызванный пандемией коронавируса. Рекомендуемый уровень софинансирования – не ниже 50%.
201.3. Организовать субсидирование инфраструктурных социально значимых проектов, в рамках которых на постоянной основе оказываются социальные услуги гражданам, в виде компенсации расходов на оказание социальных услуг в период с 01.06.2020 по 31.12.2020.
202. Поддержка благотворительности. Благотворительные организации на системной основе решают ряд социальных проблем. И, если не принять дополнительные меры, направленные на поддержку благотворительности, то через какое-то время начнут формироваться «тромбы» из нерешенных социальных проблем, которые способны нанести существенный урон обществу.
Данный блок включает следующие предложения:
202.1. Освободить от необходимости уплаты НДФЛ от благотворительных пожертвований, осуществленных физическим лицам в период с 01.04.2020 по 31.12.2020 в рамках их поддержки в кризисный период.
202.2. Принять к вычету из налогооблагаемой базы благотворительные пожертвования юридических лиц, осуществленных благотворительным организациям в период с 01.04.2020 по 31.12.2020 на реализацию проектов по поддержке социально уязвимых категорий граждан в период борьбы с распространением пандемии.
202.3. Рекомендовать банковским и финансовым организациям предусмотреть на период пандемии снижение ставок по эквайрингу для благотворительных организаций по платежам, совершенным жертвователями с использованием сервисов онлайн-платежей.
203. Выделение помещений для НКО. Многие НКО вначале карантина сократили свои постоянные расходы и покинули помещения для того, чтобы иметь возможность выполнить поручение Президента РФ и сохранить зарплату сотрудникам в период карантина. Именно поэтому сразу после окончания карантина требуется кратное усиление имущественной поддержки НКО.
Данный блок включает следующие предложения:
203.1. Предоставление пустующих муниципальных и государственных площадей социально ориентированным некоммерческим организациям для ведения постоянной деятельности или реализации отдельных проектов в период с 01.04.2020 по 31.12.2020.
203.2. Предоставление субсидий юридическим лицам, осуществляющим деятельность по созданию и развитию коворкинг-центров, для последующего предоставления части арендуемых площадей НКО на безвозмездной основе в период с 01.04.2020 по 31.12.2020.
203.3. Поддержание финансовой устойчивости сети региональных Ресурсных центров, на постоянной основе оказывающих поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, в том числе в части предоставления в безвозмездное пользование арендованных помещений.
203.4. Инициировать создание в субъектах РФ Домов некоммерческих организаций с офисными помещениями и залами для проведения мероприятий по модельной технологии Союза НКО (по примеру реализованных проектов в Республике Саха (Якутия), Белгородской области).
204. Поддержка бизнесом. Союз НКО совместно с Гильдией устойчивого развития Московской Торгово-промышленной палаты организует серию обращений в крупные организации (телеком, нефтегазовые и энергетические корпорации, фармацевтические компании, производители товаров широкого потребления и др.) с предложениями поддержать НКО в период пандемии.
Данный блок включает следующие предложения:
204.1. Проработать вопрос выделения субсидий коммерческим организациям на деятельность, связанную с материальной поддержкой отдельных социальных проектов и инициатив.
204.2. Проработать вопрос поощрения компаниями добровольного труда своих сотрудников в социально полезных целях для поддержания деятельности НКО, вынужденных пойти на сокращение своего штата в условиях пандемии.
205. Усиление контроля поддержки НКО. Некоммерческий сектор приветствует меры поддержки, которые планируют оказать органы власти всех уровней. Однако, руководители НКО выражают обеспокоенность влиянием личностного фактора при принятии решений о поддержке НКО или отказе в такой поддержке. Чтобы не было злоупотреблений полномочиями, предлагаем сформировать независимый наблюдательный совет по контролю за реализацией мер поддержки НКО в условиях пандемии, обеспечить открытость его деятельности путем публикации еженедельных отчетов о проделанной работе.
206. Поддержка образования и просвещения. Негосударственные НКО, оказывающие услуги населению образовательного и просветительского характера, а также дошкольные учреждения несут большие убытки в связи с пандемией коронавируса. И вопрос их спасения в текущей ситуации является крайне важным для обеспечения стабильного социального развития нашего государства и общества.
Данный блок включает следующие предложения:
206.1. Проработать вопрос выделения субсидий некоммерческим организациям на деятельность, связанную с предоставлением просветительских услуг и услуг дополнительного образования в период с 01.04.2020 по 31.12.2020.
206.2. Проработать вопрос выделения дополнительного финансирования для перевода образовательных и научных проектов НКО в онлайн- формат в период с 01.04.2020 по 31.12.2020.
Важно отметить, что представленный список мер поддержки НКО постоянно пополняется новыми предложениями, которые высказываются в рамках публичных обсуждений и заседаний Антикризисного онлайн-клуба «Содействие» – экстренной интернет-площадки, запущенной Союзом НКО при поддержке Российской муниципальной академии, Лаборатории Касперского и Российского Агентства развития информационного общества «РАРИО».
Второй пакет мер поддержки НКО
11 июня 2020 года Союзом НКО были представлены предложения по второму пакету мер поддержки некоммерческого сектора.
По мнению экспертов Общенационального союза некоммерческих организаций, для сохранения социальной инфраструктуры на территориях некоммерческим организациям необходимо оказать следующие меры поддержки в период кризиса, вызванного пандемией COVID-19.
Предлагаемые меры разбиты на четыре блока и представляют своего рода инвестиции государства в некоммерческий сектор, окупаемые в среднесрочном горизонте.






